ОАОУ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЖ
по теме:
«ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ».
8 класс
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации
«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Выполнила
Захарова Юлия Сергеевна
преподаватель – организатор ОБЖ
МАОУ СОШ № 1
г. Боровичи
Великий Новгород
Пояснительная записка
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Развивающее обучение способствует становлению личности, раскрытию его индивидуальных возможностей, опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной. Сегодня в школе всё большее внимание уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получает «Технология деятельностного метода обучения», которая применима при работе по любой из действующих программ.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вводятся новые учебные предметы и модули.
Образовательный процесс в современной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
Широкое распространение в школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постоянно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям школьника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
значительно сокращается время обучения,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не б готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом, его усвоение на уровне социально безопасного минимума
(государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех сгрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогика сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Технология деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Технология деятельностного метода - механизм реализации системно - деятельностного подхода (базовый и технологический уровни).
Базовый уровень технологии деятельностного метода:
урок открытия нового знания (ОНЗ).
До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Адаптированный вариант технологии деятельностного метода.
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я -идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
тренировку соответствующих мыслительных операций;
мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Структура урока «открытия» нового знания для учащихся:
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
Актуализация и пробное учебное действие.
Выявление места и причины затруднения.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может, видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Алгоритм конструирования урока
« открытия» нового знания»
Выделить и сформулировать новое знание.
Смоделировать способ открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.
Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
Определить приёмы организации первичного закрепления.
10. Подобрать задания на этап повторения по уровням:
А).... Новое знание + 1 знание
Б)... новое знание + ... знание
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести коррективы в план - конспекте
Технологическая карта
урока по предмету «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
в 8 классе
в технологии деятельностного метода
Тема урока:
«Здоровье как основная ценность человека»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
- освоить основные понятия о здоровье и его видах;
- сформировать положительную «Я - концепцию» по воспитанию ответственного отношения учащихся к своему здоровью;
-развивать УУД.
Основное содержание темы:
создание условий для формирования у учащихся научных знаний о здоровье.
Термины и понятия:
Здоровье.
Планируемый результат:
1.Личностные умения
- проявление желания активно работать на уроке;
2. Метапредметные умения:
Познавательные:
- получить научные знания об основных понятиях: «здоровье», объяснять их значение.
-использовать приобретенные знания для формирования убеждения в необходимости сохранять свое здоровье.
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- развивать мотивацию и интерес своей познавательной деятельности;
- самостоятельно оценить результат учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- пользоваться речью для регуляции своего действия согласовывать позиции и находить общее решение обосновывая свою точку зрения при решении проблемных ситуаций
- умение работать в группе, вести сотрудничество с учителем при выполнении заданий;
- представлять результат своей деятельности.
Тема урока. «Здоровье как основная ценность человека».
Цель урока. создание условий для формирования у учащихся системы научных знаний о здоровье, развивать УУД.
Формирование УУД:
Личностные
- сохранять мотивацию к учению;
- проявлять интерес к новому учебному материалу;
- развивать способности к самооценке.
Регулятивные
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи и уме;
- адекватно воспринимать критерии оценки;
- оценивать свои действия.
Познавательные
- высказываться в устной форме;
- анализировать, сравнивать, выделять главное;
- устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные
- формировать собственное мнение;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- допускать существование различных точек зрения;
- контролировать действия партнёра.
Представленный урок по теме «Здоровье как основная ценность человека» - это урок изучения нового материала.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Используемые методы обучения: поисковые; исследовательские; объяснительно-иллюстративные; репродуктивные.
Сочетание фронтальной, индивидуальной работы, работы в группах, позволяет поддерживать внимание и работоспособность обучающихся.
Совместное взаимодействие учителя и учащихся при изучении нового материала, выполнение учащимися заданий в группах, способствует более глубокому осмысливанию и пониманию изучаемого материала.
Этапы урока | Целевая установка | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формирование УУД |
1 этап: Организацион-ный Мотивация к учебной деятельности | - Настроить учащихся на активную работу на уроке, включить их в учебную деятельность - Создать положительный эмоциональный настрой на урок | Перекидывают друг другу воздушный шарик, выясняют: что является главным в жизни каждого в классе? какие ценности? (Варианты ответов) Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных ценностей человека. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки Обсуждает с учащимися проблему. Совместно с учащимися принимают решение. | личностные: самоорганизация |
2. Актуализация и фиксирование и ндивидуального затруднения в пробном действии. | - Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение - Определить индивидуальное затруднение, указывающее на недостаточность имеющихся знаний | О чем сегодня пойдет речь на уроке? (варианты ответов) | Выслушивает варианты ответов. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ |
3. Выявление места и причины затруднения | • организация коммуникации, в ходе которой: - фиксируется затруднение -согласовывается цель урока | В ходе проблемной беседы, подводящих вопросов учащиеся формулируют цель урока. | Совместное целеполагание | ЛИЧНОСТНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ |
4. . Построение проекта выхода из затруднения | - Найти алгоритм выхода из затруднения | Эстафета двух групп у доски (решение задания на ассоциации). «Здоровье» …на каждую букву этого слова написать слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым. Попробуйте дать определение здоровью (варианты ответов) Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. | | РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
5. Реализация построенного проекта | | Изучение понятия «Здоровье» 1.Физическое здоровье – это… 2. Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается: …. 3. Эмоциональный аспект здоровья означает:… 4. Социальный аспект здоровья подразумевает: …. 5. Личностный аспект здоровья означает… Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения 6. Духовный аспект … Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить свое отношение к ним. | предлагает модель здоровья в виде цветка, соотносит ее с записями на доске и говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. знакомит с понятием раскрывает аспекты, приводит примеры делает вывод | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
6. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи) | - организовать освоение учащимися нового знания с помощью: * коммуникативного взаимодействия | Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья) Задание: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: «Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…» (Ответы учащихся). Физкультурная пауза (индивидуальная работа) - гимнастика для глаз; - упр. для кистей рук | Организует деятельность учащихся Оценка степени усвоения полученных новых знаний | КОММУНИКАТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - организовать проверку полученных знаний в процессе самостоятельной работы | Собрать пословицу (работа в группах). Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица «разрезана» на отдельные слова. На обдумывание 2 минуты. | Организует деятельность учащихся | РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
8. Включение нового знания в систему и повторение | - развивать гибкость использования знаний; - самоанализ | Какие высказывания о здоровье вам еще известны? Вы согласны с такими высказываниями? почему? А как вы заботитесь о своем здоровье? Тест «Оцени себя сам» если предложение подходит к вам, ставите +, если нет, то - | Приводит примеры новых пословиц и поговорок. Читает предложения. Подводит итоги теста. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность | Каждый участник группы должен завершить фразу: « Мне сегодня…» Упражнение «Чемодан пожеланий» - учащиеся высказывают пожелания друг другу или конкретному человеку. | Подводит итог занятия Объясняет содержание задания | ЛИЧНОСТНЫЕ |
10. Домашнее задание | | повторить тему, составить алгоритм сохранения здоровья. | | |