Системно-деятельностный подход как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках
Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Стимул (от лат. Stimulbs – острая палка, которой погоняли животных) – внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность
Методы эмоционального стимулирования
- создание ситуации успеха в учении
- поощрение и порицание в обучении
- использование игровых форм организации учебной деятельности
- постановка системы перспектив
Методы развития познавательного интереса
- формирование готовности восприятия учебного материала
- выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета
- стимулирование занимательным содержанием
- создание ситуаций творческого поиска
Методы формирования ответственности и обязательности
- разъяснения школьникам личностной значимости учения
- приучения их к выполнению требований оперативного контроля
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
- творческое задание
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации
- дискуссия (организация обсуждения материала)
- создание креативного поля
- перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А. Сухомлинский
Активные методы обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся
Основными мотивами любой деятельности являются потребности и интересы.
Мотив – это внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. Стимулами же для появления мотивов выступают внешние действия или причины
К первой группе относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Ко второй группе относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Работа в парах
Работа в группах
Стимулирование — это фактор деятельности учителя
— словесные
— наглядные и практические методы
— репродуктивные и поисковые методы
— методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя
Прием «Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Задачи - эксперименты
Возьмите любое двузначное число, которое не оканчивается нулем. Переставьте в нем цифры, получите новое число. Сложите эти два числа и разделите их на сумму цифр любого из этих чисел. Докажите, что в ответе получается 11.
Игровые ситуации:
- «Математическое лото»
- «Найди пару»
- «Лучший счетчик»
- «Математические бой»
- «Мисс математики»
- «Математическое состязание»
«Дерево успеха»
Самооценка
«Детям нужен УСПЕХ!»
Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Создание ситуаций успеха в обучении позволяет настроить учащихся на активную работу во время урока.
Памятка
- Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.
- Откровенность и доброжелательность в общении.
- Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
- Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
Поощрение
- Мимические и пантомимические
- Словесные
- Материализованные
- Деятельностные
Проектная деятельность
Правила стимулирования:
- Опирайтесь на желания.
- Заставляйте учеников страстно чего-то желать.
- Пытайтесь понять.
- Говорите о том, что интересует детей.
- Поощряйте желание добиться признания.
- Показывайте последствия совершаемых поступков.
- Признавайте достоинства.
- Одобряйте успехи.
- Сделайте работу привлекательной,
- Стимулирование требованием.
- Дайте ученику шанс.
- Обращайтесь к самолюбию.
- Показывайте достижения.
- Хвалите, хвалите и еще раз хвалите!
- Критикуйте сопереживая.
- Создать хорошую репутацию своим ученикам.