СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ИНТЕГРАЦИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“ Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.”
К.Д. Ушинский
Связующим звеном между урочной и внеурочной работой выступают различные факультативы, школьные научные общества, предметные недели, экскурсии, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Основные организационные формы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
- Конкурсы
- Викторины
- Интерактивные игры
- Конференции
- Тематические вечера
- Олимпиады (очные,
дистанционные, онлайн)
- Выставки
- Предметные недели
- Экскурсии
- Литературно-музыкальные композиции
- Выпуск газет
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Кружки
- Элективные курсы
Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках .
Следует назвать комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.
Неделя Русского языка – это неслучайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету "русский язык "
Дидактические игры
Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино
Игры-соревнования. Их девизы: “Кто быстрее?”, “Кто больше?”
Игры-инсценировки . Учащиеся могут самостоятельно составить сказку, басню на определенную тему, а затем сыграть их по ролям.
Игры-загадки . К ним относятся метаграммы , например:
Когда я с “д”,меня сорвут,
Когда я с “г” на мне плывут.
(Плод-плот).
Логогрифы – это загадка, по условиям которой из заданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или буквы, слога) получается новое слово.
Шарада – эта загадка требует, чтобы учащиеся отгадали слово по частям
Анаграммы – это особый вид шарад. Задача – из данного слова создать другое, с тем же набором букв, слогов: марш – шрам
На основе системно-деятельностного подхода для развития познавательного интереса к предметам учителя МО приобщают детей к участию в различных конкурсах, дистанционных олимпиадах («Русский медвежонок», «Пегас», Всероссийские олимпиады по русскому языку и литературе «Вот задачка», «Алфавит» , «Кириллица», Онлайн-олимпиады на сайтах Учи.ру, Мета-школа , Инфоурок и др.), где учащиеся в полной мере могут проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Музыкально-литературная композиция -это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Участие в таких мероприятиях помогает детям обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли, проявить свой талант, расширяется кругозор, мировоззрение, учащиеся по-другому смотрят на уже знакомые литературные произведения.
« Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается»
А.С. Макаренко