«Системно-деятельностный подход, как условие реализации современных целей образования»
Презентацию подготовила:
студентка Ш-31 группы
Копытина Наталья
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход , который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.
Системно-деятельностный подход – это подход в обучении, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
- ставит цели
- решает задачи,
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Что значит "деятельность"?
- целеустремленная система;
- есть обратная связь;
- всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Основная идея этого подхода заключается в том, что результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а развитие личности ученика в процессе выполнения учебной деятельности, это способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных ситуациях.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, ученик из присутствующего
и пассивно исполняющего
указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Перед учителем встает вопрос:
Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.
Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Системно-деятельностный подход является Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД.
Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:
Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;
Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Любая деятельность на уроке начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.
Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с
«преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.
Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.
Технологии деятельностного подхода
- Продуктивное чтение (нахождение информации, интерпретация текста.
- Обучение в сотрудничестве (работа в небольших группах)
- Технология развития критического мышления
- Кейс-технология
- Здоровье-сберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
- Технологии игрового обучения
- Исследовательская технология обучения
- Метод проектов.
- Портфолио (самооценка результатов).
- Модульное обучение (самостоятельное изучение).
- Проблемное обучение (поиск информации,
развитие
познавательной активности).
Приемы деятельностного подхода:
- игровые формы деятельности
- использование ИКТ технологий
- ролевые, деловые игры
- составление диалогов
- групповая и парная работа
- проектная работа
- Дискуссии
- различные виды драматизации
- Взаимопроверка
- написание сочинений, докладов, отчетов, обозрений
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель : выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!