СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Системно-деятельностный подход, как условие реализации современных целей образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Системно-деятельностный подход, как условие реализации современных целей образования"»

«Системно-деятельностный подход,  как условие реализации  современных целей образования» Презентацию подготовила: студентка Ш-31 группы Копытина Наталья

«Системно-деятельностный подход, как условие реализации современных целей образования»

Презентацию подготовила:

студентка Ш-31 группы

Копытина Наталья

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход , который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.  Системно-деятельностный подход – это подход в обучении, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход , который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.

Системно-деятельностный подход – это подход в обучении, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: - ставит цели - решает задачи, отвечает за результаты . Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

- ставит цели

- решает задачи,

  • отвечает за результаты .

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Что значит

Что значит "деятельность"?

- целеустремленная система;

- есть обратная связь;

- всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Основная идея этого подхода заключается в том, что результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а развитие личности ученика в процессе выполнения учебной деятельности, это способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных ситуациях.

Основная идея этого подхода заключается в том, что результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а развитие личности ученика в процессе выполнения учебной деятельности, это способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных ситуациях.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, ученик из присутствующего

и пассивно исполняющего

указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Перед учителем встает вопрос:

Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.

Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход является Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются: Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира; Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия; Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Системно-деятельностный подход является Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД.

Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:

Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Любая деятельность на уроке начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Любая деятельность на уроке начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.

Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с

«преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Технологии деятельностного подхода  Продуктивное чтение (нахождение информации, интерпретация текста. Обучение в сотрудничестве (работа в небольших группах) Технология развития критического мышления Кейс-технология Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология Технологии игрового обучения Исследовательская технология обучения Метод проектов. Портфолио (самооценка результатов). Модульное обучение (самостоятельное изучение). Проблемное обучение (поиск информации,  развитие познавательной активности).

Технологии деятельностного подхода

  • Продуктивное чтение (нахождение информации, интерпретация текста.
  • Обучение в сотрудничестве (работа в небольших группах)
  • Технология развития критического мышления
  • Кейс-технология
  • Здоровье-сберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения
  • Исследовательская технология обучения
  • Метод проектов.
  • Портфолио (самооценка результатов).
  • Модульное обучение (самостоятельное изучение).
  • Проблемное обучение (поиск информации,

развитие

познавательной активности).

Приемы деятельностного подхода: игровые формы деятельности использование ИКТ технологий ролевые, деловые игры составление диалогов групповая и парная работа проектная работа Дискуссии различные виды драматизации Взаимопроверка написание сочинений, докладов, отчетов, обозрений

Приемы деятельностного подхода:

  • игровые формы деятельности
  • использование ИКТ технологий
  • ролевые, деловые игры
  • составление диалогов
  • групповая и парная работа
  • проектная работа
  • Дискуссии
  • различные виды драматизации
  • Взаимопроверка
  • написание сочинений, докладов, отчетов, обозрений
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:  1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель : выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания.  Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок рефлексии. Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель : выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок развивающего контроля. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!