СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступления на семинаре по обмену опытом по использованию системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе.»

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Составила руководитель МО начального общего образования Мащенко Елена Петровна

(Слайд 2) В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

(Слайд 3) Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.

(Слайд 4) Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству). 
(Слайд 5) Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются: 
- развитие сознания, музыкального мышления детей; 
- развитие эмоциональной сферы учащихся; 
- развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности. 

(Слайд 6) Актуальными проблемами современного музыкального образования являются: 
- использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств; 
- внедрение новых образовательных технологий; 
- использование современных методов музыкального воспитания; 
- принципов художественной дидактики; 
- использование инновационных форм работы. 
(Слайд 7) Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет. Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету. Один из способов применение инновационных технологий.

(Слайд 8) Инновационные технологии на уроках музыки:

Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность).

Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами).

Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем, задач, требующих для своего решения использования компьютерных технологий, готовых электронных образовательных ресурсов).

Технология индивидуально-деятельностного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать её, самоконтроль).


(Слайд 9,10, 11)Технология индивидуально-деятельностного подхода применяется при разработке разноуровневых

заданий на уроке и домашних заданий:

Иллюстрации к музыкальным произведениям.

Слушание музыки дома.

Сочинение-миниатюра.

Дополнение таблицы анализа музыкальных произведений.

Придумывание вопросов, загадок к изученным терминам, произведениям, ключевым словам.

Составление кроссворда.

Я-композитор (рассказ о себе, о своём произведении, о месте персонажа в произведении).

Написание синквейна.

Размышления о высказываниях о музыке, пении, исполнительском мастерстве.

Поиск музыкальных примеров.

Составление рейтинга популярности произведения.

Написание музыкального словаря.

Подготовка презентаций. 


(Слайд 12) Информационные технологии на уроках музыки таят в себе немалые возможности для организации и проведения занятий с использованием наглядности, что особенно актуально при изучении тем по музыке. Их применение способствует формированию эстетического чувства у учащихся, воздействуя не только на слух, но и на зрение, создавая тем самым целостный образ произведения искусства. Создаётся возможность для интенсификации учебного процесса. Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Подготовка компьютерных презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Компьютер здесь используется как самое совершенное информационное средство, а также как средство связи ученика с учителем и одноклассниками.

Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося. 
Не нужно забывать и об устоявшихся традиционных формах работы (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения и т. д.), используя вместе с тем и новые: (Слайд 13)
- изучение музыкального фольклора с использованием художественно-образных элементов; 
- духовную музыку; 
- музыку современных стилей; 
- пластическое интонирование; 
- графическую звукозапись; 
- цветовое моделирование; 
- импровизацию; 
- моделирование художественно-творческого процесса; 
- показ и анализ видеофрагментов; 
- пение в сопровождении караоке. 

( Слайд 14,15) Русский музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Большой интерес вызывают у школьников беседы по темам: «Календарная песня - зеркало крестьянской жизни», «Детский музыкальный фольклор», «Искусство скоморохов», «Сказка и музыка» (просмотром слайдов, видеофильмов, с прослушиванием образцов народной музыки, исполнением русских народных песен и танцев). 
Кроме этого, необходимо вовлечение детей в активное участие в получении знаний о народной музыкальной культуре. При этом используются формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам поисково-собирательной деятельности, связанной с записыванием частушек, народных песен, закличек, прибауток, колыбельных и т. д. 
Духовная музыка рассматривается на уроках на основе культурологического подхода как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной культуры русской православной церкви основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. Например: «Рождественские праздники», «Пасхальные песни», «Перезвоны колоколов». 
Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки. 

С первых дней работы учителя музыки нередко встаёт проблема: как создать такую атмосферу, что бы каждый урок превратился в радостные и счастливые мгновения для ребёнка, что бы жизнь школьника на каждом уроке была живой и интересной, полной смысла и переживаний, поисков и находок. Для этого в педагогике существуют различные методы и приемы. Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:

(Слайд 16) Методы стимулирования и мотивации учения

Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.

Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

(Слайд 17, 18) Методы организации и осуществления учебных действий и операций

Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.

Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.

Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.

Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.

Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:

- выявить сходство и различия музыкальных произведений;

- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

- перевести содержание музыки в рисунок;

- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

- анализировать музыкальные произведения;

- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).

(Слайд 19, 20,21) Методы активизации обучающихся на уроках музыки:

Пение

Импровизация

Голосовые игры

Речевые упражнения

Словесные высказывания о музыке

Интересный подбор музыкального материала

Задания на активизацию слухового восприятия: поднятие руки при смене мелодии, частей произведения, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.

Создание рисунков, раскрашивание.

Движение: пластическое интонирование, дирижирование, ходьба, марширование, пальчиковые игры и т.д.

Инсценирование

Игра на музыкальных инструментах

(Слайд 22) Методы контроля и самоконтроля

Метод “синквейн” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.

Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.

Заключение. (Слайд 23)

Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

(Слайд 24) Развитие творческих способностей ребёнка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определённого персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра. 
(Слайд 25) «Если в раннем детстве», - писал В. А. Сухомлинский - «донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».