Цель современного образования – функционально грамотная личность – человек самостоятельный, познающий, понимающий, умеющий жить среди людей. Миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье: найти свое место в жизни, построить семью, достичь успеха в профессии
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе (из опыта работы)»
(из опыта работы
Кузнецовой Алины Валерьевны
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №11 г. Чебоксары)
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать
и кто умеет добывать эти знания. В.П.Вахтеров
Цель современного образования – функционально грамотная личность – человек самостоятельный, познающий, понимающий, умеющий жить среди людей .
Системно- деятельностный подход в обучении направлен на развитие у учащегося умения учиться, работать в команде, способности к самоизменению и саморазвитию, умения наиболее эффективно использовать информацию.
Реализовать цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск знаний.
Исходя из планируемых результатов по формированию УУД, сформулированных в примерной образовательной программе, определяются личностные и метапредметные результаты к концу обучения в начальной школе.
Личностные
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- делать выбор при поддержке одноклассников и учителя, как поступить, быть самостоятельным и нести ответственность за свои поступки;
Познавательные
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей;
- формулировать тезис и приводить доказательства к нему;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Регулятивные
- готовить «рабочее место», все необходимое для включения в учебную деятельность;
- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала.
Коммуникативные
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе, выполняя различные роли - владеть двумя формами речи (диалогической и монологической);
- учиться разрешать конфликтные ситуации с помощью учителя.
КАК ПОСТРОИТЬ УРОК ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОНИМАЛ, ЗАЧЕМ ОН УЧИТСЯ, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЕТ, КАК ОН ДЕЛАЕТ И ДОСТИГ ЛИ ОН РЕЗУЛЬТАТА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?
Учитель – не информатор, не контролер, не стоящий над учеником, а участник учебного процесса, который побуждает к постановке учебных задач и самостоятельному поиску способов решения этих задач, т. е. субъект, который создает условия для включения учащихся в учебную деятельность.
Компоненты учебной деятельности
1. МОТИВАЦИОННЫЙ (ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ). 2. ЦЕЛЕВОЙ (ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ). 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ (РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ). 4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ( ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, РЕФЛЕКСИЯ).
1) создаю проблемную ситуацию:
2) веду подводящий диалог
3) сообщаю тему с мотивирующим приемом:
4) анализирую жизненные ситуации;
5) создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;
6) организую игру.
- словарную работу
- создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора .
- Исползую фольклор и фразеологизмы в начале урока при постановке проблемы, которые позволяют подводить детей к осознанию темы урока.
В ходе такой организации работы учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу:
«Мне не хвает знаний,
и я хочу это знать»
- организую фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися учебных задач;
- применяю приемы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение всего урока
- побуждаю к поиску собственного плана решения;
- организую процесс решения учебных задач (фронтально, индивидуально, в парах сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава);
- стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;
- побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую деятельность по выявлению их причин;
- консультирую;
- ненавязчиво контролирую;
- создаю «ситуацию успеха».
- организую первичное закрепление знаний
- обучаю анализу полученного результата с точки зрения требования задач:
- помогаю учащимся оценивать свои действия и действия товарищей.
Использую прием «синквейн» на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира
Глубоко убеждена в том, что если школьник хочет учиться, он обязательно добьется успеха.