СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы как условие реализации ФГОС".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрывает суть исследуемой темы – материал взят с сайта Студворк https://studwork.ru/spravochnik/oformlenie/doklad/kak-podgotovit-doklad раскрывает суть исследуемой темы, рассматривает ее со всех точек зрения и высказывает собственный взгляд на проблему. – материал взят с сайта Студворк https://studwork.ru/spravochnik/oformlenie/doklad/kak-podgotovit-doklad

Презентация для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема выступления: "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы как условие реализации ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«"Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы как условие реализации ФГОС".»

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы как условие реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы как условие реализации ФГОС

 Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время, как мы должны учить их выращивать их собственные растения. Джон Гарднер

Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время, как мы должны учить их выращивать их собственные растения.

Джон Гарднер

Главная цель системно – деятельностного подхода: ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. Китайская мудрость гласит: « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, Я ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ» .

Главная цель системно – деятельностного подхода:

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Китайская мудрость гласит:

« Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, Я ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ» .

“ Для жизни, а не для школы учимся мы”.  Сенека    Основной смысл  деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности , то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями. Научившись всем этим этапам достижения цели, будущие выпускники будут это применять на практике, несомненно, окажется подспорьем в различных жизненных ситуациях.

Для жизни, а не для школы учимся мы”. Сенека

Основной смысл деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности , то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями. Научившись всем этим этапам достижения цели, будущие выпускники будут это применять на практике, несомненно, окажется подспорьем в различных жизненных ситуациях.

 Именно на уроках русского языка и литературы  происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной.  Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Именно на уроках русского языка и литературы  происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной.

Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Принципы деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Принципы деятельностного подхода

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Как реализовать системно-деятельностный подход на уроке?   Структура урока с применением деятельностного подхода  Мотивирование к учебной деятельности; Актуализация знаний;  Проблемное объяснение нового знания;  Первичное закрепление во внешней речи; Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь);  Включение нового знания в систему знаний и повторение; Рефлексия .

Как реализовать системно-деятельностный подход на уроке?

Структура урока с применением деятельностного подхода

Мотивирование к учебной деятельности;

Актуализация знаний;

Проблемное объяснение нового знания;

Первичное закрепление во внешней речи;

Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь);

Включение нового знания в систему знаний и повторение;

Рефлексия .

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации: • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности; • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее

собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен

затронуть все три пласта мотивации:

• «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

• «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового

знания;

• «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что

непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения. Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли: • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме; • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение. • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне

осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

• вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

• активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения

нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.

• при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Как подвести обучающихся к самостоятельной деятельности? Мотивация Простор для развития творческой мысли — это уроки литературы. Здесь - всестороннее проявление всех творческих способностей ученика. Простор для развития творческой мысли — это уроки литературы. Здесь - всестороннее проявление всех творческих способностей ученика.  Например, изучая роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» ученики рассуждали, получилась бы семья у главных героев в сегодняшнем времени, искали плюсы и минусы свои и героев, писали письма Онегину и Татьяне, в котором оправдывали или, наоборот, осуждали их поступки.  Или при изучении рассказов А.П.Чехова готовили мини-проекты «Мой любимый рассказ», а после писали сочинение-рассуждение «Зачем нужны книги?»

Как подвести обучающихся к самостоятельной

деятельности?

Мотивация

Простор для развития творческой мысли — это уроки литературы. Здесь - всестороннее проявление всех творческих способностей ученика.

  • Простор для развития творческой мысли — это уроки литературы. Здесь - всестороннее проявление всех творческих способностей ученика.

Например, изучая роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» ученики рассуждали, получилась бы семья у главных героев в сегодняшнем времени, искали плюсы и минусы свои и героев, писали письма Онегину и Татьяне, в котором оправдывали или, наоборот, осуждали их поступки.

Или при изучении рассказов А.П.Чехова готовили мини-проекты «Мой любимый рассказ», а после писали сочинение-рассуждение «Зачем нужны книги?»

Мотивация     Урок литературы в 5 классе. На доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказка - ложь?». Пятиклассники, анализируя, приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников, волшебные предметы, размышляют о победе добра над злом, высказывают разные точки зрения на этот счет, после чего ученики самостоятельно определяют цель урока, возвратившись к эпиграфу урока, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово - «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке.

Мотивация

    Урок литературы в 5 классе. На доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказка - ложь?». Пятиклассники, анализируя, приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников, волшебные предметы, размышляют о победе добра над злом, высказывают разные точки зрения на этот счет, после чего ученики самостоятельно определяют цель урока, возвратившись к эпиграфу урока, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово - «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке.

Создание проблемных ситуаций  На уроках русского языка можно выполнить логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: мышь, грач, помощь, рожь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «грач», так как это существительное м.р., 2 скл, а остальные – существительные ж.р., 3 скл. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидят что принцип выделения лишнего слова может быть основан на орфограмме — Ь после шипящих, или же определят лишним слово «помощь», т.к. в этом слове два слога, а в остальных только один).

Создание проблемных ситуаций

На уроках русского языка можно выполнить логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: мышь, грач, помощь, рожь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «грач», так как это существительное м.р., 2 скл, а остальные – существительные ж.р., 3 скл.

Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидят что принцип выделения лишнего слова может быть основан на орфограмме — Ь после шипящих, или же определят лишним слово «помощь», т.к. в этом слове два слога, а в остальных только один).

 Работа с текстом   «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.  Примерные вопросы:  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?  Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы:

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Инсерт ( чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.

Инсерт ( чтение с пометами)

  • Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
  • «!» – Я это знал.
  • «+» – Новое для меня.
  • «-» – Вызывает сомнение.
  • «?» – Вопрос.

Кластер Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Кластер

  • Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн

  • Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
  • Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
  • В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
  • 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
  • 2 строка – два прилагательных.
  • 3 строка – три глагола.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

 Синквейн (пять строк)    Проанализировав, например, сказку В.Каверина «Легкие шаги», шестиклассники могут составить такой синквейн: любовь глубокая, восторженная дарит, радует, окрыляет заставляет мыслить и чувствовать сердцем великая сила

Синквейн (пять строк)

Проанализировав, например, сказку В.Каверина «Легкие шаги», шестиклассники могут составить такой синквейн:

любовь

глубокая, восторженная

дарит, радует, окрыляет

заставляет мыслить и чувствовать сердцем

великая сила

 Вопросы для рефлексии после этапа урока (самостоятельной работы)  Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу? Что Вам в этом помогло? Какие трудности возникли?  Рефлексия деятельности (итог урока) Что для меня самым полезным было на уроке? Что для меня на уроке было самым интересным? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку? Где можно применить полученные знания?

Вопросы для рефлексии после этапа урока (самостоятельной работы)

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Рефлексия деятельности (итог урока)

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
  • Где можно применить полученные знания?
 Заключение.  Процесс обучения — это всегда подвижный процесс, в котором много нового, интересного, познавательного. Это процесс узнавания, открытия, в котором всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное, как, собственно, и в жизни. В предметной области изучения тоже несложно выстроить процесс познавания. А тем более в русском языке и литературе. Нужно только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут. И не упрощать. Облегчая учение, дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудности.

Заключение.

Процесс обучения — это всегда подвижный процесс, в котором много нового, интересного, познавательного. Это процесс узнавания, открытия, в котором всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное, как, собственно, и в жизни.

В предметной области изучения тоже несложно выстроить процесс познавания. А тем более в русском языке и литературе. Нужно только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут. И не упрощать. Облегчая учение, дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудности.