СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача учителя при введении нового материала заключается не втом, чтобы все наглядно и доступно объяснить, рассказать и показать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. 

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»



«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

Слайд1-2


Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать.

Александр Львович Минц,академик


Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.

Бернард Шоу


Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не просто ненужным багажом, ученик должен с ним работать.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных контекстах.

Предмет «Русский язык» в школе занимает особое место. Многие ученики и даже их родители считают, что

  1. Язык – это набор правил, которые кто-то придумал, на уроке русского языка приходится только думать, какую букву или знак препинания вставить. Русский язык нам не нужен, он в жизни не пригодится, потому что компьютер, если надо, подчеркнет и , главное, исправит все ошибки. У детей 21 века есть очень сильное подкрепление и такой мысли: грамотное письмо нужно отнюдь не везде, при общении в Интернете люди прекрасно обходятся и без него, в этом даже находят особый шик, проявление свободы. Школьники распевают «чумачечая весна, очечи» и считают, что это тоже русский язык.

  2. Язык в школе нужно изучать прежде всего для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ и ГИА. С этим убеждением тяжело поспорить, потому что сегодня – это не только показатель эффективности работы школы, успешности в освоении знаний школьником, это и критерий эффективности работы учителя.

Как учителю убедить ученика, его родителей, что русский язык и литература – это не «куча» правил, авторов, которые написали свои книги, а увлекательный мир, в котором есть много интересного и не все ещё открыто.

Что представляет собой образовательное пространство урока? Как распределяются роли между учителем и учеником? Как построить урок, используя технологию проблемного диалога и продуктивного чтения? Это вопросы, на которые сегодня учитель ищет ответы.

Стандарты второго поколения целью ставят развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности». Что это значит? Ученик - выпускник основной школы – должен уметь принимать решения, организовывать свою деятельность, знать, где найти нужную информацию, как её обработать, представить аудитории, при этом уметь договариваться, избегая конфликтных ситуаций, или легко их разрешая. Речь идет о трех группах результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результатах. Получить эти результаты можно, если вся образовательная деятельность строится на системно-деятельностном подходе.

. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы на основе деятельностного подхода в условиях введения ФГОС:

• качественно организованный урок в основательно оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.


Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Как говорится в китайской мудрости: не надо давать рыбу, надо научить ловить её.

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Слайд 3

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

Слайд 4

В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

А в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. Я на опыте убедилась, что проблемный вопрос повышает интерес учащихся к уроку. (« Победа или поражение Герасима?», «Человек – создатель своей судьбы?», «Почему мы любим читать сказки?» и другие).

Слайд 5

Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний. Уже давно я практикую на уроках ведение тетради-справочника, в которую заносятся различные схемы и таблицы. Часто предлагаю ученикам самим придумать краткую запись правила или составить алгоритм применения правила.

Слайд 6

Говоря о системно-деятельностном подходе, целью которого является формирование разносторонне развитой личности, я стараюсь создать подходящие для этого условия, сочетая урочную и внеклассную проектно-исследовательскую деятельность, направленную на развитие индивидуальных способностей учащихся. Исследовательская работа рождает творческую мысль и развивает способности к изобретательству, вырабатывает у учащихся наблюдательность, внимание, настойчивость, аккуратность. У учащихся формируются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции. Результатом работы над проектом является продукт, который разработали участники группы для разрешения поставленной проблемы и его презентация. В моей практике имеют место проекты исследовательского и творческого характера(«Сказочный образ лисы и ее прототип», «Источники фразеологизмов», начали работу над проектом «Роль Бабы-Яги в русских народных сказках».

Слайд 7

Важной особенностью моей работы является создание психологически комфортной атмосферы, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их проявлению и развитию. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Этому способствует инсценирование как вид деятельности . Работая над проектом о лисе, мы с ребятами организовали кукольный театр и поставили сказку «Лиса и волк», в настоящее время репетируем спектакль с участием Бабы-Яги.

Одно из требований системно – деятельностного подхода – духовно- нравственное воспитание. Поэтому особое внимание на уроках русского языка и литературы я уделяю работе с текстом. Учащиеся выполняют разные виды работы: поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста, восстановление текста – вставить слова-рифмы (можно дать слова в виде справки, добавив «лишние» слова), подбор эпитетов к словам из стихотворения, затем провести проверку. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы направлена на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности обучающегося.

Слайд 8

Так, например, ребятам можно предложить провести частеречный анализ текста стихотворения А. Фета.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

-Посчитайте, сколько существительных, прилагательных?

(23 существительных и 7 прилагательных)

- Слов какой части речи нет в этом стихотворении? (Текст без глаголов)

- Посмотрите, как можно описать природу!

( В стихотворении Фета "Шепот, робкое дыханье" 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру.)

Слайд 9

Результатом работы учителя является сформированность УУД. К средствам, формирующим УУД, на стадии рефлексии относится метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики, синквейн и т.д.

Этот прием позволяет обучающимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах.

Слайд 10

Первый раз мы с ребятами познакомились с термином «синквейн» при работе над проектом о лисе. Эта работа нравится и пятиклассникам и старшеклассникам.

Слайд 11

Так при изучении рассказа М.Шолохова «Судьба человека», анализируя образ Андрея Соколова, я также провела рефлексию в форме синквейна. Вот что у нас с ребятами получилось.

Человек

Мужественный, стойкий

Испытал, выстоял, не сломался

Настоящий защитник Родины

Борец

При помощи синквейна я вырабатываю у учащихся умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, представления, чувства.

. Но надо помнить, что искусственно созданная рефлексия «как апельсин в супе», поэтому если не владеешь этой методикой, лучше закончить урок традиционно. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, можно просто поставить многоточие…

Нравственное просвещение невозможно без слова. Сила воздействия слова на поступки людей так велика, что, обучая речи, следует обращать внимание и на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, просить и отказывать, прощать и соглашаться, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения. Часто практикую на своих уроках сочинения - миниатюры, сочинения – рассуждения («Что такое подвиг?», «Нужны ли прозвища?» и т.п.) Работы такого характера готовят учащихся к ГВЭ и ГИА.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе, а также создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.

В заключение хочется напомнить слова Л.Толстого: «Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику».