Системно-деятельностный подход в
обучении русскому языку младших школьников
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.. Учитель должен осознать, что именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, следовательно, деятельность каждого ученика на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима. Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Но для того, чтобы подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, необходимо создать условия для познавательной активности учеников
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Основная идея курса русского языка – представление его как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.
Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника?. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время.
Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего .
В технологии деятельностного подхода дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
Сочетание деятельностного подхода с информационными технологиями позволяет не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие развитию основных психологических процессов: восприятия, памяти, мышления и речи, но и учитывать индивидуальность учащихся, а также повысить мотивацию учения. Роль компьютера в процессе обучения — эта высокая степень мотивации, повышенный интерес к обучению, помогает осваивать новые и закреплять сложные понятия, концентрирует внимание. Уроки интереснее и насыщеннее. В них реализуется принцип наглядности, увеличивается объективность оценивания результатов, влияет на качество знаний.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Использование системно деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности,
Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на уроке, так как коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на мой взгляд, необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами
учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов
учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,
диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной
характеристикой.
В своей практике я использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:
1) групповая работа, работа в парах
2) ролевые и деловые игры
3) языковые игры
4) разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу. Учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках русского языка можно использовать следующие игры:
Задание:
Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол ), чувство (ус, вот).
Игра в неполные слова
Условие:
Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа.
Более всего системно – деятельностный подход имеет место при организации работы над проектом. Метод проектов стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем. отчет и т.д.
Индивидуальные проекты учащиеся готовят в качестве домашнего задания к уроку обобщения и закрепления. Рассмотрим проект по теме «Имя существительное», так как она более знакома учащимся и самостоятельная работа учащихся подкреплена глубоким знанием теории и применить полученные знания на практике.
Каждый ученик класса получает предложение, в котором он должен проанализировать слово, принадлежащее к имени существительного, проведя фонетический, орфографический, морфемный, лексический, морфологический анализ. Это позволяет применить учащимся свои знания в комплексе и даёт представление о языке как целостной системе и применить учебные навыки, полученные в течение учебного года.
Проект включает в себя следующие этапы:
этап ориентирования и разработки
На уроке обобщения и закрепления по теме «Имя существительного» учащимся предлагаются индивидуальные домашние задания и модель (образец) его выполнения. Учащимся необходимо, используя знания, полученные в 4 классе, проанализировать одно слово имени существительного с точки зрения звукового, морфемного состава, правописания, грамматического и лексического значения слова.
Выполнение домашнего задания позволяет учащимся использовать полученные знания в комплексе, исследуя всесторонне слово и используя различную необходимую справочную литературу, словари и свои собственные знания по предмету.
Формируются предметная, исследовательская и информационная компетенции через самостоятельную учебную деятельность в ходе выполнения домашнего задания.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе.