СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-функциональный подход при изучении физических законов.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал по применению системно-функционального подхода при изучении физических законов. В первой часть небольшой теоретический материал. Во второй части примеры применения сиситемно-функционального подхода при изучении физических величин.

Просмотр содержимого документа
«Системно-функциональный подход при изучении физических законов.»

Статья

«Системно-функциональный подход

при изучении физических законов

в условиях внедрения федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС)»

Шагов Сергей Николаевич

учитель высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №5» имени Воинов 100 и 101 отдельных

стрелковых бригад


Эта статья посвящена системно-функциональному подходу в обучении и воспитании школьников при изучении физических законов. В начале статьи я расскажу о структуре знания курса физики, а во второй половине – приведу примеры применения данного подхода на своих уроках физики по изучению физических законов.


1.Структура знания курса физики

Структуру знания курса физики можно кратко показать на следующей схеме:

Физические явления



Н аучные теории


Научные факты

Гипотезы

Идеальные объекты

Величины

Законы

Практическое применение




Задачи


Рассмотрим функции основных элементов знаний:

1.Физическое явление – служит объектом учебного познания и усвоения для обучающихся. На базе явлений осуществляется воспитание и развитие обучающихся.

2.Научная теория – объяснение физических явлений, предсказание их протекания, поиск количественных характеристик, выявление закономерностей и возможных путей использования.

3.Научный факт – служит экспериментальным основанием для развития теории.

4.Гипотеза (научное предположение) – объясняет конкретно установленные факты.

5.Идеальный объект – абстрагирование от несущественных свойств изучаемых явлений и концентрация внимания на существенных свойствах.

6.Физическая величина – является количественной характеристикой физических явлений.

7.Закон – устанавливает связи, взаимозависимости, знание которых позволяет управлять физическими процессами.

8.Практическое применение – нахождение способов практического применения положительных сторон изучаемого явления и способов борьбы с его негативными проявлениями. Это конечная цель научного знания.

9.Задачи – моделирование в учебных целях практических явлений и ситуаций, протекающих в природе или на создаваемых человеком установках.


2.Системно-функциональный подход к изучению физических законов.

В курсе физики несколько десятков физических законов. Например, в курсе физики средней школы, их около трёх десятков. Законы выражены формулами. Кроме них ещё есть около восьми десятков формул, не названных законами, но имеющих функции закона. Их совместный анализ позволяет увидеть общность внешней формы математического выражения, из которой следует аналогичность технологии образования производного знания о законах.

На своих уроках физики с обучающимися я использую следующую структуру знания о физических законах:

1.Формула, описывающая физический закон.

2.От чего зависит величина, стоящая в левой части уравнения?

3.Как зависит величина, стоящая в правой части уравнения, от каждой из величин правой части?

4.Формулировка физического закона.

5.Как называется коэффициент пропорциональности в формуле закона?

6.Каков физический смысл коэффициента пропорциональности?

7.Получите наименование единицы коэффициента пропорциональности в СИ.

8.Чему равен коэффициент пропорциональности? (Найдите в справочнике).

9.Границы применимости закона.

Технология получения ответов на каждый из этих вопросов аналогична для любого из законов или уравнений, имеющих функции законов. Вместо того, чтобы заучивать порядка нескольких сотен формулировок, достаточно освоить восемь приведённых выше правил системного усвоения. Запомнить остаётся только формулу закона. Объём информации для механического запоминания сокращается примерно в сотню раз, а уровень осмысленности получаемого знания увеличивается.

В качестве примеров разберём несколько законов, изучаемых в курсе физики. Первый пример – закон всемирного тяготения (F = Gm1m2/r2). Я предлагаю обучающимся анализ проводить в виде таблицы:

Формула, описывающая закон.

F = Gm1m2/r2

От чего сила всемирного тяготения?

Сила тяготения зависит от масс взаимодействующих тел и расстояния между центрами масс тел.

Как зависит сила тяготения от масс тел?

Сила всемирного тяготения прямо пропорциональна произведению масс взаимодействующих тел.

Как зависит сила тяготения от расстояния между телами?

Сила всемирного тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами масс тел.

Сформулируйте закон тяготения.

Сила всемирного тяготения между двумя телами прямо пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами масс тел.

Как называется коэффициент пропорциональности в законе тяготения?

Гравитационная постоянная.

Сформулируйте физический смысл гравитационной постоянной.

Гравитационная постоянная показывает, что два тела массой 1 кг каждое, центры которых удалены на расстояние 1 м, взаимно притягиваются друг к другу с силой 6,67∙10–11 Н.

Получите наименование единицы гравитационной постоянной

[G] = [F]∙[r2]/([m1]∙[m2]) = [Н]∙[м2]/[кг2]

Чему равно значение гравитационной постоянной?

G = 6,67∙10–11 Н∙м2/кг2

Назвать границы применимости закона всемирного тяготения в данной формулировке.

1.Справдлив для тел, размеры которых пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними.

2.Справедлив для однородных тел сферической формы.

3.Справелив для случая, когда одно взаимодействующее тело очень большое правильной (сферической) формы, а другое тело маленькое произвольной формы и находящееся на поверхности большого тела.


Второй пример – закон Ома для участка электрической цепи (I = U/R). Готовим таблицу:

Формула, описывающая закон.

I = U/R = σU

От чего зависит сила тока на участке цепи?

Сила тока на участке цепи зависит от напряжения на концах этого участка и его сопротивления.

Как зависит сила тока на участке цепи от напряжения на этом участке цепи?

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке цепи.

Как зависит сила тока на участке цепи от сопротивления этого участка цепи?

Сила тока на участке цепи обратно пропорциональна сопротивлению этого участка цепи.

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка цепи.

Как называется коэффициент пропорциональности в законе Ома для участка цепи?

Проводимость – величина, обратная сопротивлению участка цепи: σ = 1/R.

Сформулируйте физический смысл проводимости.

Проводимость показывает что при напряжении на участке цепи в 1 В сила тока на этом участке равна 1 А, или способность тела (среды) проводить электрический ток, или свойство тела (среды), определяющее возникновение электрического тока под воздействием электрического поля.

Получите наименование единицы проводимости.

[σ] = 1/[R] = [Ом –1]

Чему равно значение проводимости?

В зависимости от материала участка цепи.

Назвать границы применимости закона Ома для участка цепи в данной формулировке.

Выполняется в том случае, когда при прохождении тока через участок цепи температура на этом участке цепи заметно не меняется.


Данную схему системного усвоения физических законов я использую при изучение нового материала, при устном опросе, при повторении материала.


Источники при подготовке материала:

1.Крутский А.Н. Системно-функциональный подход к усвоению знаний. – Барнаул: БГПУ, 1993.

2.Крутский А.Н. Психодидактическая технология системного усвоения знаний. – Барнаул: БГПУ, 2002.

3.Пёрышкин А.В., учебник физики для 7 класса, М.: Дрофа, 2017.

4.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., учебник физики для 10 класса, М.: Просвещение, 2017.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!