Дата 06.03.2025
Класс 11
Предмет: алгебра и начала математического анализа
Системы и совокупности целых, рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств
Номер урока 72
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить умения решать системы уравнений разными способами, уметь решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов решения систем уравнений.
Личностные: воспитание чувств ответственности за свои поступки; формирование учебной мотивации и способности к волевому усилию; развитие интереса к изучаемой дисциплине; формирование волевых качеств, коммуникабельности, объективной оценки своих достижений, ответственности.
Метапредметные: воспитание навыков контроля и самоконтроля, развитие коммуникативных навыков при работе в парах
Ход урока.
-
Мотивационный этап. Проверка готовности к уроку.
-
Устная работа (СЛАЙД 1,2)
Что мы сейчас повторили?
-Свойства степеней
-свойства арифметического квадратного корня
-свойства логарифмов
-решение показательных уравнений, его свойства
-решение квадратных уравнений полных и неполных
-решение простейших логарифмических уравнений.
3. Введение в тему урока. Постановка целей и задач.
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
Солнечная система и система уравнений
СЛАЙД
-Солнечная система, в математике есть системы уравнений. А какие еще системы вы знаете?
(Система знаний, система управления,система отсчета…)
Означает это слово?
Систе́ма (древне-греческое σύστημα «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Потребность в использовании термина «система» возникает в тех случаях, когда нужно подчеркнуть, что что-то является большим, сложным, не полностью сразу понятным, при этом целым, единым.
Так о чем сегодня будем говорить ?
Записываем тему урока «Системы и совокупности целых, рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств»
Какую цель ставим на сегодняшний урок?:( Повторить, что такое система уравнений, методы ее решения)
3.Основной этап.Работа с темой урока
1)Определение системы уравнений СЛАЙД 5 Записывают
Ответьте на вопрос: СЛАЙД 6
1)Что называется решением системы уравнений?
Пару значений (х;у), которая одновременно является решением первого и второго уравнений системы , называют решением системы уравнений.
2)Что значит решить систему уравнений?
Решить систему уравнений - значит найти все ее решения или установить, что решений нет
Что бы решить систему, необходимо определить метод решения.
Какие методы вы изучали ранее? (Называют и записывают)
СЛАЙД
-
СЛАЙД 10. Метод подстановки
-
Выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую.
-
Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение.
-
Решить получившееся уравнение с одной переменной.
-
Найти соответствующее значение второй переменной.
-
Записать ответ в виде пары чисел (х;у)
-
СЛАЙД 11. Метод сложения
-
Умножьте почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами.
-
Сложите почленно левые и правые части уравнений системы.
-
Решите получившееся уравнение с одной переменной.
-
Найдите соответствующее значение второй переменной
-
Записать ответ в виде пары чисел (х;у)
СЛАЙД 12 . Графический метод
-
Построить график функции, заданной первым уравнением системы.
-
Построить график функции, заданной вторым уравнением системы.
-
Определить координаты точек пересечения графиков функций
Записать ответ в виде пары чисел (х;у)
СЛАЙД 13. Метод введения новой переменной
-
Ввести одну или две новые переменные.
-
Записать новое уравнение или систему уравнений.
-
Решить новое уравнение или систему уравнений и найти значения введённых переменных.
-
Сделать обратную замену и найти значения переменных из условия.
-
Записать ответ.
СЛАЙД 14 . Все методы
Метод подстановки
Метод сложения
Графический метод
Метод введения новой переменной
СЛАЙД 14,15. ВНИМАНИЕ! При решении систем уравнений, мы практически в полной мере руководствуемся теми же принципами, что и при решении обычных уравнений.
Постепенно переходим к более простым уравнениям, выполняя равносильные преобразования.
К уравнениям следствиям мы так же можем переходить, но стоит не забывать, что в этом случае мы должны проверить все полученные корни.
Определение. Две системы уравнений называются равносильными, если они имеют одни и те же решения или если решений нет у каждой из систем.
Определение. Две системы уравнений называются равносильными, если они имеют одни и те же решения или если решений нет у каждой из систем.
Равносильными являются методы:
1. Метод подстановки.
2. Метод сложения.
3. Метод введения новой переменой.
Используя эти методы, мы заменяем исходную систему уравнений равносильной системой, но как правило получившуюся систему решить гораздо проще.
Методы, приводящие к уравнениям следствиям:
1. Возведение в квадрат обеих частей уравнения.
2. Умножение уравнений системы.
3. Преобразования, расширяющие область допустимых значений каждого уравнения.
При использовании данных методов, проверку корней следует проводить всегда!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа у доски( карточки)
А) метод подстановки
б) метод сложения
в) метод введения новой переменной
г) графический метод
Перед вами методы решения и системы уравнений . Вам необходимо у каждого метода поставить номер той системы, при решении которой будем применять этот метод.Думаем, проверка по эталону. Слайд 17.
Проверяем ошибки. У кого все верно?
4.Итог урока…Какова была тема урока? Какие цели ставили? Достигли их?Что не получилось?Что давалось с трудом?
Это надо знать
Соотношение количества систем, решаемых различными методами
5.Рефлекия:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: