системы контроля и оценки знаний обучающихся
В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ
Контроль знаний
- контроль - соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
эффективность управления учебно-воспитательным процессом
качество подготовки выпускника школы
Проверка знаний– проверить знания, элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.
оценивать получаемые ими знания, умения и навыки
соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.
правильность или неправильность конечного результата выполненной деятельности
вовремя оказать необходимую помощь
увидеть свои собственные удачи и промахи.
Цели, функции и принципы контроля
- Основная цель контроля :
- обнаружение достижений, успехов учащихся, указание путей совершенствования,
- углубление знаний, умений
- создание условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
- Обучение учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля , формирование этой потребности,
- Воспитание ответственности за выполненную работу, проявление инициативы .
Функции контроля:
контролирующая;
обучающая;
диагностическая;
прогностическая;
развивающая;
ориентирующая;
воспитывающая.
Контролирующая функция
- выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития
- изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
определяется исходный уровень
сравнивается планируемое с действительным
эффективность методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция контроля
обобщение и систематизация знаний .
выделение главного в изученном материале
применение знания и умения в новой ситуации.
Совершенствование знаний и умений, их систематизации.
диагностическая функция контроля
- получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок
уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения
получение опережающей информации в учебно-воспитательном процессе
достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала
создание модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки
дальнейшее планирование и осуществление учебного процесса.
Прогностическая функция
ориентирующая функция контроля
- Сущность– в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
- Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений . Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля
- состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
- Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Контроль должен быть:
целенаправленным,
объективным,
всесторонним,
регулярным,
индивидуальным.
Целенаправленность
- четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.
Что?
Кто?
какой эффект?
Какие выводы?
Объективность контроля
- предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов.
выделение общих и конкретных целей
Отбор содержания контроля,
обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,
организованность проведения
всесторонность контроля
- охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса , и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса , и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
Регулярность контроля
- Подразумевается систематический, который сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля
- требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.
Виды контроля
предварительный,
текущий,
промежуточный (периодический)
итоговый.
Текущий контроль
- регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка.
- оперативно вносить изменения в учебный процесс стимуляция регулярной, напряженной деятельности;
- определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
- Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.
- При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.
- Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.
- Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовиться к занятиям, а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.
Зачем?
Как?
Промежуточный (периодический) контроль
- позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета.
- Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.
- Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала.
Рубежный контроль
- охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.
Итоговый контроль
- направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
- Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Методы контроля
- – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
- Устный опрос
- Фронтальный опрос
- Индивидуальный опрос
- Письменные работы
- тесты и контрольные работы.
Отметка и оценка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе выбора и ответственности за свой выбор! Развитие самооценки потребует от нас дополнительных усилий, но оно того стоит! Как показала практика, дети говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся», и «Я больше не боюсь отвечать, я знаю, за что сколько ставят».
Технология оценивания.
Оценка (словесная характеристика результата действия)
Оценивается любое, особенно успешное действие, отметка выставляется за готовый продукт
Все действия
Отметка (фиксация результата в виде знака)
За полностью решенную задачу
Разумно использовать систему баллов. Таким образом, мы поощряем любое продвижение по задаче, стимулируем действие, снижаем негативное последствие от неудачи.
Кто оценивает?
Оценка (словесная характеристика результата действия)
На уроке Ученик по алгоритму оценивает свое действие, Учитель соглашается или корректирует оценку или после урока Учитель определяет оценку за письменную работу, Ученик соглашается с ней или имеет право поправить ее.
Отметка (фиксация результата в виде знака)
Ученик и учитель в диалоге; с оценкой можно согласиться или нет.
Отметку можно поправить
Сам ребенок (самооценка), дети друг друга (взаимооценка), учитель. Оценивание подчинено алгоритму критерии привычны и прозрачны. Учитель открыт для диалога.
Сколько оценок?
Оценка (словесная характеристика результата действия)
За каждую задачу или группу задач, показывающую овладение отдельным действием ставится своя отметка
Сколько угодно
Отметка (фиксация результата в виде знака)
Одна задача – одна отметка
За каждое задание выставляется количество баллов, они суммируются. Суммарная оценка переводится в привычные баллы. Кстати, при оценивании и ГВЭ перевод подчинен логике: 30% - «3», 75 % - «4», 80% - «5».
Когда оцениваем?
Текущие – по желанию, итоговые – обязательно, + право пересдачи
Отметка для наших детей является и кнутом, и пряником. Оценивая каждое действие на уроке мы не только избегаем текущей неуспеваемости (хоть что-то ребенок на уроке все-таки сделает), и стимулируем деятельность (когда все оценивается – бездельничать невыгодно). За урок в журнал можно поставить средний балл.
Как оцениваем?
По критериям уровней успешности
Критерии переводятся в любой тип отметок
Критерии соответствуют уровням успешности они детям знакомы и привычны, или оговариваются заранее.
Алгоритм формирования навыка самооценки.
- На уроке специально выбирается время для самооценки по опорному сигналу (вопросы задает учитель):
- задание? (держать цель) – выполнил?( сопоставить цель и результат) – правильно? (признавать ошибки) – сам? (анализировать процесс) – какая оценка? (различать уровни, адекватность)
- Работаем по опорному сигналу , но вопросы сам себе задает ребенок.
- Сворачиваем алгоритм до слов «оцени себя» (опорный сигнал во внутренней речи)
- Использование алгоритма на каждом уроке.
- При оценке письменной работы – право аргументировано оспорить оценку. («я считаю, что сделал на «4», потому что…)