Система диагностики в работе учителя
итак, диагностика - это процедура, направленная на выявление реального состояния предмета или явления (с помощью методов исследования)
Требования к диагностике:
1. валидность (соответствие)
|
Теоретическая - это соответствие результатов одной диагностики результатам другой диагностики | Эмпирическая - это соответствие результатов диагностики наблюдению | |
| | |
2. регулярность (трехкратное повторение, возможно чаще)
3. комплексность (системность)
У учителя должен быть пакет диагностик.
Диагностика зоны актуального и ближайшего развития (моментальная, поурочная, диагностика).
Должны определить зону ближайшего развития ученика. Ученику дается самостоятельная работа базисного уровня на 8-10 минут.
Если он с ней справился, он находится в зоне актуального развития.
Если у него есть затруднения, и он затрудняется - он находится в зоне ближайшего развития.
Правила организации разноуровневой обученности для учителя:
1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в учебе.
2. Сравнивать успехи самого ребенка с собой.
3. Поощрять даже незначительные успехи, т.к. успех рождает успех, добро рождает добро, а зло рождает озлобленность.
Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития, а посему учитель должен знать четко свои задачи обучения для каждого уровня развития.
· Развитие устойчивого внимания - начальная школа - нужна постоянная смена видов деятельности.
· Развитие любознательности, создавая поисковые, проблемные ситуации - среднее звено.
· Развитие творческого мышления - старшее звено. Конструирование, моделирование сочинения - творческое напряжение.
Уровень обучаемости (способность к учению) (3 раза в год).
Методика определения уровня обучаемости:
а) Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 7-8 минут (делается это попредметно).
б) Повторяет все, что нужно для успешного усвоения новой информации.
в) Объясняет.
г) Показывает образец применения.
д) Предлагает самостоятельную работу с элементами творчества
Алгоритм задания ученику:
1. Повторите то, что вы услышали.
2. Ответьте на вопросы по этому содержанию.
3. Выполнить задание по образцу
4. Осуществить перенос этого знания в новую ситуацию.
Алгоритм обработки материала:
1) Когда 3-4 человека выполнят задание, собрать листочки у всех.
1. Если ученик выполнил все 4 задания - это 3 (высокий) уровень обучаемости; 3 задания - 2 (хороший) уровень; 2 задания 1 (удовлетворительный) уровень
2. Составляется дифференцированный список учащихся по предмету. Но эти группы подвижны, их состав может изменяться.
Уровень обученности (результат).
Обученность - это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков.
Он (уровень) определяется тестовыми заданиями (в них проявляются и педагогические, и психологические особенности личности).
Тесты включают в себя 4 уровня (1+2) 1 и 2 уровни - воспроизведения.
1 уровень обученности - различение.
Он характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.
2 уровень обученности - запоминание.
Учащийся может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности - понимание.
Он предполагает нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
4 уровень - простейшие умения и навыки.
Показатель высокой степени обученности.
Умения - это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.
Навыки - это умения, доведенные до автоматизма
5 уровень - перенос:
Учащиеся умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
Результаты уровня обученности:
|
№ | ФИ уч-ся | Различение | Запоминание | Понимание | Умения, навыки | Перенос | % | Уровень | |
1 | Иванов | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 70 | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Ключ к обработке:
А) полностью - 2 балла
Б) частично - 1 балл
В) отсутствует - 0 баллов
Работа из 5 вопросов на каждый уровень. Вопросы должны быть составлены очень правильно. Баллы в строке должны идти по убыванию.
К = 7 /(5*2)* 100 % = 70
Обучаемость выше обученности - работать с ребенком
Обучаемость = обученности - идеально
Обучаемость ниже обученности - ребенок очень старается
Подходы к диагнозу: если:
К 40 % - критический уровень
К=40-60 % - низкий уровень
К=60-80% - допустимый
К= 80-100 % - оптимальный
/Диагностики “б” и “в” желательно проводить 1 раз в полгода одновременно/.
***
В заключении подведем основные итоги моего выступления. Данная работа была посвящена систематизации, накоплению и закреплению знаний о диагностике как средстве изучения обученности на уроках
На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
Роль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя и администрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения, нормирования домашних заданий и снятия перегрузки учащихся. Средства - тестирование учебных результатов (дидактическая диагностика) и психологическая диагностика (развитие психических функций). Диагностическая служба школы должна работать под руководством завуча или методиста по диагностике.
В моем выступлении была рассмотрена и изучена система диагностики в работе учителя школы.