Методическое объединение учителей начальных классов Митрофановского базового округа.
Cистема формирования читательских знаний, умений и навыков.
Выступление учителя
начальных классов МОУ
Волоконовская СОШ
Овчаренко С.Н.
Виды работы над текстом на уроке чтения.
-Чтение, деление на части, составление плана.
-Подготовка к сжатому пересказу.
-Чтение цепочкой по предложению.
-Нахождение отрывка из текста к иллюстрации.
-Нахождение предложения, отражающего главную мысль.
-Чтение по ролям.
-Чтение-установление, что правдиво, а что вымышленно.
-Конкурсное чтение стихов.
-Составление сценария для диафильма.
-Подбираем пословицы к отрывкам из текста.
В условиях модернизации образования урок чтения в начальной школе, это урок, задачи которого-воспитывать уже в начальной школе читателя-школьника, любознательного и пытливого.
Проблема формирования читательской деятельности у младших школьников состоит не в том, что дети мало читают, а в том, что у них(постепенно) пропадает интерес к чтению. Современный мир новых технологий предоставляет более легкие пути получения нужной информации: Компьютер, интернет, телевизор и т.д. Но живое общение с книгой не заменишь ни чем. Важно привлечь к этой проблеме родителей! В семье, где папа и мама любят читать, делятся мыслями о прочитанном, ребёнок, как правило тоже приобщается к этому.
Приведу некоторые методы и приёмы повышающие эффективность уроков чтения, которые я использую в своей работе.
1.Урок эффективно начинать с пятиминутки чтения художественного текста. Во время этого этапа прошу детей читать осмысленно, не спеша. В 3-4 классах читаем объемные произведения, на каждом уроке по1-2 странички: к концу четверти удается прочитать 1 или 2 произведения. После чтения дети обмениваются мнением о прочитанном.
2.Проверку домашнего задания можно провести по разному. Чаще я предлагаю детям прочитать текст выразительно друг другу, или если это стихотворение- рассказать его. Затем выборочно спрашиваю нескольких учеников, задаю вопросы, остальные дополняют ответы. Дети очень любят чтение по ролям, но этот приём можно использовать лишь в том случае, если в тексте много действующих лиц. Полезно услышать мнение каждого ребёнка на уроке, пусть даже оно будет коротким.
-Что нового узнали из прочитанного?
-Какие герои понравились?Почему?
-Над чем следует подумать одному из герев?
-На кого ты хотел бы быть похожим?
-С кем бы подружился?
-А какой другой конец мог бы быть у этого рассказа?
-Как бы ты поступил в этом случае?
Вопросов можно придумать много. Важно, чтобы каждый из них привлекал детей к умению мыслить и рассуждать. Ведь ученикам младших классов ещё очень трудно выразить свою мысль. И бывает даже, что ребёнок хорошо читает, выразительно, а на вопросы отвечает с трудом. Здесь учителю важно обратить внимание на развитие речи и логического мышления.
3.После проверки домашнего задания обычно идёт изучение нового материала. Но это не обязательно. Я иногда на следующем этапе урока использую пословицы, поговорки, скороговорки для быстрого, медленного, грустного, весёлого прочтения.
Например:
-Ёлка в блёстках ледяных
-В тёплых слёзках смоляных.
-Невелика птица синица да умница.
-Будь смелым не языком, а делом.
-Хлеб поспевает-колхозник не гуляет.
Дети очень любят этот этап урока и он как раз уместен после проверки домашнего задания, когда дети уже немного устали.
4.Переходим к изучению нового материала. Многие учителя-методисты отмечают, что первоначальное чтение должен производить учитель. Я с этим полностью согласна( хотя иногда пользуюсь чтением «цепочкой»,самостоятельным чтением, потому что убедилась, что дети слушают учителя очень внимательно, понимая смысл прочитанного. Если же дети сами читают весь текст, то не все способны с первого раза осмыслить и понять текст. После чтения учителем можно прочитать выборочно. После небольшой беседы по содержанию можно дать 2-3 минуты на самостоятельное чтение, при этом важно дать задание, например: отметить карандашом описание деревни, сада и т.д. Тогда у детей будет формироваться сознательное чтение, а не просто беглое на скорость.
Виды работы над текстом на уроке чтения.
-Чтение, деление на части, составление плана.
-Подготовка к сжатому пересказу.
-Чтение цепочкой по предложению.
-Нахождение отрывка из текста к иллюстрации.
-Нахождение предложения, отражающего главную мысль.
-Чтение по ролям.
-Чтение-установление, что правдиво, а что вымышленно.
-Конкурсное чтение стихов.
-Составление сценария для диафильма.
-Подбираем пословицы к отрывкам из текста.
БАНК ЗАДАНИЙ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
1.Чтение хором.
2.Динамическое чтение.
3.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
4.Буксир. Учитель читает вслух,изменяя скорость чтения.Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. Или учитель читает вслух,дети просебя. Учитель останавливается, ученики показывают, где остановился учитель.
5.Прыжки.Чтение через слово.
6.Круговое чтение.
7.Игра в прятки. Учитель читает текст не сначала, а где попало, называя только номер станицы. Дети должны найти то место, где читает учитель, и продолжать чтение вместе с ним хором, пока не будет читать хором весь класс.
8. Мнимое слово. Учитель в ходе чтения произносит слово с ошибкой. Дети должны заменить мнимое слово и прочитать его правильно.
9.Разведка. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.
И, наконец, игровые моменты на уроках. Их у каждого учителя масса! Младшие школьники очень любят играть, и уроки чтения не должны быть исключением. Я использую викторины, Шарады, загадки, игру «что в коробке?»Компьютер использую 1-2 раза в неделю. Есть диски с записями художественных произведений в исполнении артистов и дикторов. Есть викторины по произведениям и для общего развития детей, много материала о писателях и поэтах.