Тема урока: Система художественных образов рассказа Л.Толстого «После бала».
Цели урока:
Образовательная цель: расширить знания учащихся о признаках реализма, показать особенности изображения героев рассказа «После бала», как контраст помогает раскрыть идею рассказа.
Развивающая цель: развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь, развивать долговременную память в процессе деятельности , развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы. Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки
Воспитательная цель: формировать нравственную позицию учащихся через раскрытие гуманистического пафоса рассказа. Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.
Тип и вид урока: урок углубленной работы с художественным текстом.
Урок с элементами инновационных технологий (системно-творческой, проектной).
Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого
2. Эпиграф к уроку: «… для личного самосовершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди.
Л. Н. Толстой «После бала»
3. Рабочие листы.
4. Учебник литературы, слайды, презентации.
5. На доске листы с нравственными категориями – милосердие, совесть.
6. Портреты героев, сердечки.
Ход урока.
I. Постановка познавательных задач.(Видеосюжет)
II. Актуализация имеющихся знаний о Л. Толстом (мозговая атака).
-год написания произведения- 19…
-жанр произведения …
Имена героев …
Цветовая и звуковая гамма рассказа …
Позитив рассказа… Негатив рассказа…

Задание: на интерактивной доске написать ответы на вопросы по цепочке.
III Анализ художественных образов рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.
1. Письменные ответы на задание №1.
2. Самостоятельная работа учащихся.
а. Самостоятельное выполнение задания №4, вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу.
(На балу полковник добрый, радостный, а утром, после бала - жестокий и беспощадный.)
б. Работа над планом сравнительной характеристики.
1 часть | общее | 2 часть |
Зал предводителя дворянства: зала прекрасная, с хорами ,буфет великолепный и разливанное море шампанского
Хозяева бала губернский предводитель, добродушный старичок, богач-хлебосол и камергер, добродушная, жена в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Варенька в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках
| Полковник очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Изобразительные средства: эпитеты, сравнения | Улица: пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, — все было мне особенно мило и значительно. Солдаты: Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию. Наказываемый: оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Спина была чем-то такое пестрым, мокрым, красным, неестественным |
*Сопоставление Полковника и Ивана Васильевича
Иван Васильевич | Полковник |
На балу | После бала | На балу | После бала |
| | | |
*Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)
| Полковник | Наказываемый |
Фигура | Высокий военный в шинели и фуражке | Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное. |
Походка | Шел твердой подрагивающей походкой | Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад. |
Лицо | Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. | Сморщенное от страдания лицо |
Общее описание | Твердым шагом двигалась высокая статная фигура. | Спотыкающийся, корчащийся человек. |
3. Чтение исторической справки и рассуждение по вопросам (устно):
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?(это свойственно человеку)
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером? (надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)
3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника? (живет по законам, придуманным крепостническим обществом)
Историческая справка(выступление уч-ся с презентацией
Наказание шпицрутенами
– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.
Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701—1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.
4. Обсуждение результатов заполнения заданий:
А) Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.
Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.
В) Дополнения учителя о контрастах цвета и звуков, повторов, чувств героя.
(танцевальные мелодии бала – неприятная, визгливая мелодия утром, белое платье с розовым поясом у Вареньки – черные люди, пестрая, красная спина татарина; сотый раз прошли вдоль залы в танце – падали и падали удары шпицрутенами; повторение прямой речи: «Братцы, помилосердствуйте» - «Будешь мазать? Будешь?»; чувства рассказчика: восторженное умиление – физическая, доходившая до тошноты, тоска)
IV. Анализ эпитетов в двух частях рассказа.
1 часть: бал чудесный, зала прекрасная, Варенька – в белом платье, в белых перчатках, башмачках, отец – высокий, статный, с белыми усами и бакенбардами, Иван Васильевич - доволен, счастлив, добр.
2 часть: полковник – тот же, но меняется цветовая гамма – что-то черное, темное, большое.
*Групповая работа по заполнению сердец героев рассказа.
Задание: заполнить сердца героев (их половины – чувства героя до бала и после него) цветами:
Красный – любовь
Черный – ненависть
Желтый - безразличие
Синий – страх
Голубой – разочарование
Зеленый – спокойствие
Количество квадратов цвета должно соответствовать степени проявления данного чувства героя.
V Завершающий контроль. Выполнение теста.
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий В) контраст, противопоставление. 2. Каков тип композиции рассказа? А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица В) авторское изложение событий. 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение Б) возмущение В) восторг 4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? | А) замшевая перчатка Б) блестящие глаза и радостная улыбка В) «домодельные» сапоги. 5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. 6. Определите основную идею рассказа. А) судьба человека зависит от случая Б) идея личной ответственности человека В) осуждение деспотизма |
Ключи: 1) в; 2) а; 3) в; 4) в; 5) в; 6) б |
VI Самооценка учащихся.
VII Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
VIII. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Утро, изменившее жизнь».
Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».
Система художественных образов рассказа.
Ф. И.__________________________________
1. Ответьте письменно:
А) На какие две части делится сюжет рассказа?
1) ________________________ 2) ______________________________
Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением? ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Дать определение термину- КОНТРАСТ
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
а. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом «а» и однородными членами предложения.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
б Работа над планом сравнительной характеристики.
1 часть | общее | 2 часть |
Зал предводителя дворянства
Хозяева бала
Варенька
| Полковник
Изобразительные средства: | Улица:
Солдаты
Наказываемый |
3 Сопоставление Полковника и Ивана Васильевича
Иван Васильевич | Полковник |
На балу | После бала | На балу | После бала |
| | | |
4. Сопоставить образы полковника и наказываемого. Заполнить таблицу и подумайте на чём основано описание? :
| Полковник | Наказываемый |
Фигура | _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ __________________________________ | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ __________________________________ |
Походка | _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ __________________________________ | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ __________________________________ |
Лицо | ____________________________________________________ _____________________________________________________ __________________________________ | _____________________________________________________ ______________________________________________________ __________________________________ |
Общее описание | ____________________________________________________ __________________________________ ________________________________ | ______________________________________________________ __________________________________ ___________________________ |
5. . Анализ эпитетов в двух частях рассказа.
1 часть | 2 часть |
Бал Зал Звуки цвет Варенька Полковник Иван Васильевич | Улица Звуки Цвет Варенька Полковник Наказываемый Иван Васильевич |
6. Завершающий контроль
Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий В) контраст, противопоставление. 2. Каков тип композиции рассказа? А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица В) авторское изложение событий. 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение Б) возмущение В) восторг 4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? | А) замшевая перчатка Б) блестящие глаза и радостная улыбка В) «домодельные» сапоги. 5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. 6. Определите основную идею рассказа. А) судьба человека зависит от случая Б) идея личной ответственности человека В) осуждение деспотизма |
Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)
1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ
2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ
3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ
4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ
6. Устно ответить на вопросы:
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером?
3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника?
Историческая справка
Наказание шпицрутенами
– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.
Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701—1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.
7. Композиция рассказа. Прослушать сообщение и кратко записать:
А) Особенность композиции - …………………………………………………………………….
Б) Основа композиции - …………………………………………………………………………...
8. Устно ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:
А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль?
В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?
Черновой вариант | Окончательный вариант |
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». | «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился». |
9. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?
10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)
Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Завершающий контроль
Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий В) контраст, противопоставление. 2. Каков тип композиции рассказа? А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица В) авторское изложение событий. 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение Б) возмущение В) восторг 4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? | А) замшевая перчатка Б) блестящие глаза и радостная улыбка В) «домодельные» сапоги. 5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. 6. Определите основную идею рассказа. А) судьба человека зависит от случая Б) идея личной ответственности человека В) осуждение деспотизма |
Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)
1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ
2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ
3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ
4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ