СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система контроля и оценки достижений школьников.Макет банка КИМ-ов по всем ступеням образования в условиях Центра внешкольной работы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная система дает возможность отслеживать знания,умения,навыки воспитанников Центра и результативность деятельности педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Система контроля и оценки достижений школьников.Макет банка КИМ-ов по всем ступеням образования в условиях Центра внешкольной работы.»












Система

контроля и оценки достижений школьников

Макет банка КИМ-ов

по всем ступеням образования

в условиях Центра внешкольной работы

Контроль и оценка в Центре внешкольной работы.


Школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сегодня сталкиваются в начальной школе, - это тревога младшего школьника по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции одноклассников и родителей на результаты учебы. Есть интересные психологические исследования (например, A . M . Прихожан), где доказывается отрицательное влияние тревожности ученика начальных классов, связанной с контролем и оценкой его учебной деятельности, на его психическое состояние. Наш Центр внешкольной работы является дополнительным образованием , но и здесь ребята выполняя задания, делая поделки, волнуются как оценят их творчество. И нам не безразлично волнительное состояние ребенка. Анализ новых подходов к контролю и оценке в нашем учреждении дал возможность гуманизировать этот процесс, сделать его, как ни странно это звучит, радостным и желанным для ребенка. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико: ученик - прежде всего! - и все желающие (родители, директор и др.) получают представление о сформированных знаниях, умениях и навыках, что позволяет скорректировать процесс воспитания и обучения.

В этом случае и воспитанник, и педагог ставят перед собой два вопроса: что я делаю не так, если...? как я должен изменить свою деятельность, что бы...? Как видим, вопросы и для школьника, и для педагога одни и те же, и каждый задает их себе! Обычно все бывает наоборот: педагог предъявляет требования к ученику, а тот, в свою очередь, обвиняет в необъективности педагога. Это происходит потому, что мы упускаем важную функцию контроля и оценки - совместный анализ (и ученика, и педагога) характера ошибок, их причин, а также поиск путей преодоления этих ошибок.

Из сказанного следует важный вывод: чтобы школьники адекватно реагировали на оценку педагога, чтобы они не попадали в «зону тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.

Как это сделать? Через четыре сами:

1. Осознавать мотив своей деятельности.

Для этого ученик должен ответить себе на вопросы: зачем мне нужно это знать, уметь? что я приобрету, если это узнаю? что я потеряю, если этого не узнаю? Ребенок должен быть умеренно озабоченным своими успехами, оценивать свои ощущения от успеха (поражения).

2. Планировать свою деятельность, то есть понимать, что планирование - это дисциплина труда. Надо учить детей отвечать на вопросы: какие мои усилия потребуются для выполнения поставленной задачи? что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом), какие средства мне понадобятся для этого? какие трудности могут встретиться мне и как я смогу их преодолеть?

3. Анализировать достигнутый результат.

Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели? как я могу проверить полученный результат? замечу ли допущенные ошибки? пойму ли, почему они возникли? Надо оценивать свои усилия при решении любой задачи и их влияние на результат деятельности.

4.  Знать характеристику отметок: за что каждая ставится.

Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребёнка была социально оформлена, представлена и педагогам, и учащимся, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной «Тетради наших догадок, вопросов и открытий»). Оцениванию на занятиях не должны подлежать личные качества ребёнка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель. ребёнка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Особенность процедуры оценивания при без отметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать оценке педагога дополнительного образования. Несовпадение этих двух оценок становиться предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между педагогом и воспитанником.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребёнок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить педагогу для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Педагог не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую воспитанник не предъявляет для оценки. Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать . В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.







Карта контроля и оценки достижений учащихся объединения в условия Центра внешкольной работы

за октябрь месяц



Ф.И.

ребенка

Уровень освоения образовательной программы

Участие в общественной жизни Центра

Достижения

Общий балл

Критерии оценки

федеральные

региональные

республиканские

районные

поселковые

объединение

Теоретические знания

(тестирование, зачет)

Практические знания

( творческие проекты,

мастер-классы, выполнения упражнения)

Участие в соревнованиях, выставках, акциях, делах Центра

( оценивается в баллах)

Самоуправление

( самооценка)


(оценивается в баллах)


высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий


1



2



3



4



5



1


2


3


4


5

Иванов Василий



Х


Х



Х






Х







1


10

Петров Иван


Х



Х





Х




Х






1



14

Сидоров

Петя


Х


Х





Х






Х







3

15



Низкий – 1 балл федеральные – 6 баллов районные – 3 балла

Средний – 2 балла региональные – 5 баллов поселковые – 2 балла

Высокий – 3 балла республиканские -4 балла в объединении – 1 балл






Сводная карта контроля и оценки достижений учащихся объединения «Вязания» в условия

Центра внешкольной работы за первое полугодие




№ группы

Уровень освоения образовательной программы

Участие в общественной жизни Центра

Достижения

Общий балл

Критерии оценки

федеральные

региональные

республиканские

районные

поселковые

объединение

Теоретические знания

(тестирование, зачет)

Практические знания

( творческие проекты,

мастер-классы, выполнения упражнения)

Участие в соревнованиях, выставках, акциях, делах Центра

( оценивается в баллах)

Самоуправление

( самооценка)


(оценивается в баллах)


высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий


1



2



3



4



5



1


2


3


4


5

1

3

10

2

7

7

1


5


6

4


6


5

4

1



1



189

2

5

7

3

9

6

-

5


10



5

1

8

1








141

3

4

11

-

5

10

-

2

3

5

5


2

4

3

6



1





146

4

7

7

1

6

8

1

7

3

6



7

3

6








3

136


Низкий – 1 балл федеральные – 6 баллов районные – 3 балла

Средний – 2 балла региональные – 5 баллов поселковые – 2 балла

Высокий – 3 балла республиканские -4 балла в объединении – 1 балл






Сводная карта контроля и оценки достижений учащихся по Центру внешкольной работы

за первое полугодие





Название

объединения

Уровень освоения образовательной программы

Участие в общественной жизни Центра

Достижения

Общий балл

Критерии оценки

федеральные

региональные

республиканские

районные

поселковые

объединение

Теоретические знания

(тестирование, зачет)

Практические знания

( творческие проекты

мастер-классы, выполнения упражнения)

Участие в соревнованиях, выставках, акциях, делах Центра

( оценивается в баллах)

Самоуправление

( самооценка)


(оценивается в баллах)


высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий


1



2



3



4



5



1


2


3


4


5

Пауэрлифтинг

3

10

2

7

7

1


5


6

4


6


5

4

1



1



189

Фантазия и творчество

5

7

3

9

6

-

5


10



5

1

8

1








141

Мирас

4

11

-

5

10

-

2

3

5

5


2

4

3

6



1





146

Юный

эколог

7

7

1

6

8

1

7

3

6



7

3

6








3

136


Низкий – 1 балл федеральные – 6 баллов районные – 3 балла

Средний – 2 балла региональные – 5 баллов поселковые – 2 балла

Высокий – 3 балла республиканские -4 балла в объединении – 1 балл




Макет банка КИМ-ов в условиях Центра внешкольной работы.




Система оценки уровня достижения планируемых результатов при реализации основных образовательных программ должна сопровождаться набором примерных контрольно-измерительных материалов (инструментов), форм экспертных оценок, с помощью которых устанавливается качество освоения обучающимися основной образовательной программы.

Оценивание должно происходить как по результатам специально выполняемых каждым учащимся аттестационно-диагностических работ, так и в других формах: экспертная оценка учащихся, взрослых (педагогов, родителей), публичная презентация достижений школьников, сбор и анализ портфолио учащихся. При формировании портфолио должны использоваться средства ИКТ для записи (фиксации) хода и результатов деятельности учащегося: индивидуальной, в группе, проектной ситуации, ситуации представления («защиты») результатов. В связи с этим возникает особая педагогическая задача - разработка системы промежуточной аттестации на уровне учреждения дополнительного образования детей в условиях новых стандартов, которая включала бы в себя и учитывала не только учебные, но и вне учебные достижения школьников. Складывающаяся система оценки в УДОД должна быть существенно дополнена и уточнена с учетом новых акцентов: переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, УДОД;




Макет для младшего школьного возраста.





Игра-

путешествие




Макет для среднего школьного возраста.


Макет для старшего школьного возраста.


Макет для младшего школьного возраста.


  • выставки, соревнования через них видно насколько качественно выполнил ребенок поделку, или определенное упражнение;

  • тетради наших догадок, вопросов и открытий заполняет ребенок тетрадь - педагог будет видеть интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки;

  • игра-путешествие проводится в конце года, проходя, по станциям или городам ребята отвечают на вопросы по пройденным за год темам, а также выполняют практические задания.


Макет для среднего школьного возраста.


  • проекты - данный инструмент оценки обеспечивает результативность в случае реальности проектов, которые представляются в определенном формате;

  • портфолио - это комплексный инструмент оценки, в котором отдельными элементами могут входить все другие описанные выше инструменты или их часть. В портфолио входят и другие документы, представляющие доказательства компетенций;

  • творческая работа ребята в творческой форме представляют то, что они сделали за определенный период, занимаясь в данном объединении;

  • мастер – класс школьник сам проводит занятия с группой новичков, педагог следит за ходом действия и затем совместно педагог-ученик анализируют и ставят оценку.


Макет для старшего школьного возраста.


  • аттестация - оценочная процедура, итоговая аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной под­готовки старшеклассника по основной образовательной программе конкретного направления;

  • кейсы или проблемно-ориентированные практические задания выполняются в письменном виде, могут быть разного объема и выполняться в течение различных промежутков времени; они дают возможность оценить и профессиональные, и социальные компетенции;

  • структурированные интервью или устные опросы при использовании данного инструмента всегда ведется протокол или магнитофонная запись; данный инструмент очень эффективен и незаменим при оценке ограниченного круга компетенций, но никогда не используется вне интеграции с другими инструментами при присвоении национальной квалификации;

  • тестовые практические задания - один из самых распространенных инструментов оценки на соответствие профессиональной квалификации. В этом случае старшекласснику дается задание на изготовление изделия, предоставление услуги или решение проблемы. Тестовое практическое задание может проводиться на реальном рабочем месте или на модели рабочего места в учебном заведении. За работающим старшеклассником ведется наблюдение и оценивается процедура и результат работы. Наблюдения записываются в заранее разработанную форму. Тестовые практические задания требуют тщательной предварительной подготовки, которая заключается в следующем: задание разрабатывается детально и в соответствии с целями оценки; готовится рабочее место (необходимые материалы, инструменты, оборудование); разрабатываются формы наблюдения и критерии оценки.











Активизация творческой и познавательной деятельности через современную педагогическую технологию.


Наш Центр работает по 5 направлениям деятельности:

  • Художественно-эстетическое

  • Физкультурно-оздоровительное

  • Социально-педагогическое

  • Эколого - биологическое

  • Туристко – краеведческое


В 22 объединениях занимается 1286 учащихся. Рассмотрим одну из

современных технологий применяемой педагогом Центра внешкольной работы при активизации творческой и познавательной деятельности воспитанников. Это интерактивная технология обучения метод проектирования, при котором:

  • воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом;

  • воспитанник открывает новые знания – педагог рекомендует источники знаний;

  • воспитанник выбирает – педагог содействует;

  • воспитанник активен – педагог создает условия для проявления активности.

По данному методу в нашем учреждении работает «Школа наставника», рассчитанная на ребят среднего и старшего школьного возраста.

Методика работы над проектом включает восемь стадий
1-я с т а д и я подготовка детей к работе над проектом данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений детей, необходимых для социально значимой деятельности. Их представлений о современном этапе развития общества, знания ситуации и перспектив развития своего села, поселка, города, района. В частности, акцентируется внимание на проблемах, своего учреждения девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, вы

помогаете прежде всего себе!».
2-я с т а д и я выбор проблемы здесь предстоит детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для жизни и деятельности людей и требуют решения. После обсуждения проблем, характерных для конкретной ситуации, можно разделить участников на творческие группы по 3—5 человек, каждая из которых должна представить свои аргументы по данной проблеме.
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:
1 посильность задачи для команды детей;
2 ее соответствие возрасту и возможностям ребят;

3 сумма затрат на реализацию проекта;

4 ожидаемые результаты.

Тезисы этапа: Каждый выбор достоин уважения», «Искренность твоей заботы об общем благе — в реальных делах!».
Необходимо, чтобы дети взялись за проблему, соизмеримую с уровнем их возможностей, решение которой реально на конкретной территории, в конкретном учреждении. Большинством голосов ребята выбирают наиболее заинтересовавшую их проблему, для дальнейшей работы над проектом.

3-я с т а д и я сбор информации после того как выбрана проблема для изучения, необходимо собрать исчерпывающую информацию, Примерный

перечень источников:

• средства массовой информации (газеты, журналы, интернет другие источники);
•библиотека (книги, брошюры);
• педагоги;
• общественные организации;
• родители;
• административные органы и др.

После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать редакционную группу, которая бы осуществила

первичную обработку всего массива данных.

4-я с т а д и я разработка собственного варианта решения проблемы.
Главной задачей этого этапа является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
При участии педагога ребята компонуют материалы по разделам:

• актуальность и важность данной проблемы;
• информация о различных подходах к решению данной проблемы;
• программа действий, которую избрали ребята;
• разработка варианта реализации выбранной программы с элементами моделирования позитивного решения администрацией.
Это трудоемкий этап работы, потому что ребята должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть проблему с мертвой точки, и предложить администрации

свою версию, свой проект решения.
При разработке собственного варианта реализации программы приемлема методика обсуждения:

подходы

Стратегический

Тактический

1. Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта.
2. Анализ проекта (тест на реальность) с позиций:
а) эффективности:
б) посильности;
в) общественной приемлемости; г) законности.

1. Выбор позитивной тактики — «мозговой штурм»: составление конкретного перечня приемов, шагов, соотносимых со стратегией решения проблемы.
2. Обсуждение приемов, шагов, выбор наиболее приемлемых. З. Структурование, составление плана действий на основе планируемого круга мероприятий



План действий конкретной команды можно проиллюстрировать примером разработки учащимися акции «дети против наркотиков».

Акция

«ДЕТИ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ»

Что делаем?

• блиц - сценарий для выступлений в школах, клубах ;
• распространение листовок;
• школьный форум «Молодежь и наркотики» ;
• организация видеоклуба;
• конкурс плакатов;

Куда обращаемся с предложениями?

в районный отдел милиции ;
к администрации школы;
в средства массовой информации;
в отдел по делам молодежи; в общественные организации.


5-я с т а д и я реализация плана действий данная стадия предполагает, что дети сделают попытку реализовать на практике полностью или частично

свой вариант решения проблемы.
В этих целях возможны самые различные акции: ребята могут реализовать проект непосредственно через свое практическое участие, проведение трудовых дел, сбор средств, организацию фестивалей и др.

6с т а д и я подготовка к защите проекта для того чтобы можно было компетентно оценить качество представленных проектов, они должны быть подготовлены по определенной логике и в соответствии с едиными требованиями.
Весь собранный материал надо сгруппировать в папку документов группы. Она состоит из двух разделов: демонстрационного и документального, каждый из которых отражает деятельность творческих микрогрупп.

7-я с т а д и я презентация проекта на этом этапе проходит устная защита проекта, где ребята представляют его и обосновывают его логичность и эффективность.
Данная часть работы может быть организована как конкурс групп, подготавливающих проекты по различной проблематике. Работы участников оценивает квалифицированное жюри, в которое могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители правоохранительных,

законодательных органов, общественности.
На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов, так и устное выступление команды.
Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний детей, их коммуникативных качеств, способности аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы.

8-я с т а д и я рефлексия главная цель этого этапа - анализ самими ребятами стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, оценивается вклад микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.

.