СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курсовая работа по МХК. Тема: Система оценивания учащихся на уроках МХК. Раскрывает проблемы контроля и оценки. Показаны основные методические приемы контроля и оценивания.
Курсовая работа
по теме «Система оценивания деятельности учащихся на уроках МХК»
Работу выполнил:
Портнов А. Н.,
учитель МХК, искусства и ИЗО
МКОУ «Абрамовская сш»
МО «Майнский район»
Ульяновск
2017
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………с.3-8
II. Система оценивания деятельности учащихся на уроках МХК в условиях ФГОС…………………………………………………….……с. 9-24
Значение оценивания деятельности учащихся на уроках Мировой художественной культуры……………………………………….с. 9-10
Цели и задачи системы оценивания и контроля, учащихся по МХК…………………………………………………………...…..с. 11-12
Функции системы оценивания учащихся на МХК…………….с. 13-14
Виды, способы и методы оценки результатов
художественного образования. …………………………………с.14-22
Выводы………………………………………………………..….с. 23-24
III. Практическая часть: методика оценивания деятельности учащихся на уроках Мировой художественной культуры…………………………с. 25-32
«Специфика контроля и оценивания на уроках Мировой художественной культуры»……………………………..…...с.25-29
Оценка результатов учебной деятельности учащихся
по курсу «Мировая художественная культура»…………….с.30-31
Выводы…………………………………………………..……..с. 32
IV. Заключение………………………………………………..…..с.33
V. Список литературы…………………………………………….с.34
VI. Приложения………………………………………………...….с35-39
Введение
Курс МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, искусства (8-9 классы), музыки, литературы, истории и обществознания, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, законах её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни человеческого общества и его каждого, отдельного представителя. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, в программе предмета МХК упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и культурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
Целями и задачами изучения МХК являются:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.1
Реализация содержания художественного образования имеет три уровня:
формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни2.
Содержание курса «МХК» ставит перед нами серьёзные проблемы:
1. Объем материала мировой художественной культуры создает проблему в том, что интересного материала много, а времени на всё не хватает (1 час в неделю).
2. Мало времени на проверку и оценивание деятельности учащихся. Опрос занимает слишком много времени и в большом классе не эффективен. Тест тоже не отражает полной картины. Подготовить индивидуальные тесты было бы идеально, но очень сложно и занимает слишком много времени.
3. Что и как оценивать? Что оценивать (что именно нужно оценивать в МХК). Как оценивать (какими средствами и по каким критериям это должно происходить). Каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).
Решение этих проблем требует от учителя МХК разносторонней подготовки в разных областях знаний, владения теорией и методикой художественно-эстетического образования. Преподаватель МХК должен быть способен:
- самостоятельно и квалифицированно строить свой урок следуя требованиям ФГОС.
- использовать деятельностные методы в преподавании МХК с целью изменения жизненных установок современных подростков, их переориентации на самостоятельное и критическое постижение окружающей действительности.
- разрабатывать контрольные мероприятия по курсу МХК, являющиеся важной составляющей учебного процесса, от чего во многом зависит успех обучения.
Существуют различные мнения об оценивании деятельности учащихся по ИЗО, технологии и МХК. В прессе я не редко встречаю статьи, в которых высказываются предложения об отмене оценок на этих уроках, а сами предметы считаются второстепенными и даже ненужными. С чем я абсолютно не согласен! Авторы этих статей идут, в первую очередь, против стандарта, который должен выполняться в соответствии с поставленными целями и задачами. К примеру, такой видный авторитет в области педагогики и психологии как Б. Г. Ананьев считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»3.
Система оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у них УУД (универсальных учебных действий).
Целью моей курсовой работы по МХК является: исследование системы оценивания деятельности учащихся на уроках МХК.
В этой работе я постараюсь решить следующие задачи: выяснить, каковы цели проведения контроля на уроках МХК, систематизировать сведения по данной проблеме, изучение методики применения различных форм контроля на уроке МХК. Исследоваться будет процесс обучения в общеобразовательной школе. А предметом моего исследования станут различные формы контроля и оценки по МХК.
Тему для своей курсовой работы я выбрал потому, что без проверки и оценки результатов деятельности учащихся нет эффективного обучения. Регулярное использование различных форм контроля приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета МХК, в следствии которого будет повышаться усвоение необходимых теоретических знаний и практических навыков. Своевременная и заслуженная оценка способствует процессу усвоения историко-культурного наследия, воспитания культурного человека.
Новизна работы заключается в том, что в условиях ФГОС по-новому рассматриваются проблемы оценивания деятельности учащихся, что предлагаются конкретные виды их деятельности, приводятся примеры контроля знаний, умений и навыков. Также имеется анализ методической литературы и опыта современных учителей.
Тема моей работы может быть полезна при преподавании ИЗО, искусства и МХК в средней общеобразовательной школе, при преподавании дисциплин культурологического цикла в средних профессиональных учреждениях.
При подготовке курсовой работы я использовал специальную литературу по педагогике и психологии. Важным источником информации, также стали различные педагогические сайты, активным участником некоторых из них являюсь и я сам (https://infourok.ru, https://multiurok.ru).
Из всего обилия книг по моей теме хочу выделить некоторые.
Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. «Школьная оценка». Книга не совсем обычная. Перелистывая ее, вы сразу заметите, даже по оглавлению, что она совершенно не похожа на многие учёные труды. Однако, это настоящий фонтан педагогического опыта. В книге даны различные подходы в решении проблем, связанных с оцениванием учебной деятельности старших, средних и младших школьников. Особое внимание уделяется типичным недоразумениям и нетривиальным способам их преодоления. Инструкции по технике педагогической безопасности и педагогические страшилки будут наверняка полезны не только начинающим, но и опытным педагогам-практикам. Авторы считают, что «владеть инструментарием оценок, не скатываясь к примитивной подмене его сути собственными амбициями, целями и заблуждениями, – трудно. Но можно»4.
На сайте «1 сентября» мне попалась очень интересная статья учителя МХК Глущенко Ольги Геннадьевны «Новые подходы к оцениванию учащихся на уроках мировой художественной культуры как одно из условий повышения качества образования». Автор считает, что «рейтинговая система должна снять не только многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствовать решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывать динамику успехов и неудач в процессе обучения; находить оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, безболезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся»5.
В 1935 году была издана книга Б.Г.Ананьева «Психология педагогической оценки», которая и поныне является одной из лучших работ, посвященных педагогической оценке и ее роли в развитии ребенка. Рассматривая обучение как процесс управления психическим развитием человека, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно не ограничено простой передачей знаний, а опосредовано всей системой отношений человека в процессе его учения. В этом контексте особую роль он отводил педагогической оценке как важнейшему фактору развития личности.
Прежде чем приступить к курсовому заданию, я изучил аналогичные работы моих коллег. Особенно пригодилась статья в интернете «Система оценивания на уроке в условиях ФГОС» Тимошенко Н.М.6 Статья не большая, всего 3 печатных листа, но включающая в себя всё основное по моему вопросу.
В вопросах тестирования помогли разобраться «Методические рекомендации по мировой художественной культуре» методиста Маршевой О.Ю.7
II. Система оценивания деятельности учащихся
на уроках МХК в условиях ФГОС.
Значение оценивания деятельности учащихся на уроках Мировой художественной культуры.
Система оценивания деятельности учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования, важнейшим компонентом педагогической системы и неотъемлемой частью учебного процесса. Поэтому в соответствии с современными требованиями ФГОС должна измениться стратегия обучения и способы оценки достижений знаний обучающихся. Нужны благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. Контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения, является аппаратом взаимодействия между учителем и учеником, этапом учебного процесса, от которого учитель получает информацию об успешности обучения предмету. Все вместе, это создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках МХК. Систематический контроль позволяет учителю наблюдать свои собственные неудачи и успехи.
Всем учителям, полезно понимать, что мы оцениваем: – способности ученика или то, как он ими распоряжается? – талант или возможности? – труд или результат? (А может быть, поведение на уроке?) Для того чтобы правильно использовать возможности оценки, авторы книги «Школьная оценка» советуют придерживаться следующих правил:
– НЕ ДЕЛАТЬ ОЦЕНКУ САМОЦЕЛЬЮ ДЛЯ УЧЕНИКОВ;
– НЕ ПУГАТЬ ОЦЕНКОЙ, НЕ ВЫЗЫВАТЬ К НЕЙ НИ СЛЕПОГО СТРАХА, НИ РАВНОДУШИЯ;
– НЕ КАРАТЬ ОЦЕНКОЙ, НЕ ДЕЛАТЬ ИЗ НЕЕ СРЕДСТВА СВЕДЕНИЯ СЧЕТОВ;
– НЕ ПРОВОЦИРОВАТЬ ОЦЕНКОЙ СПЕСЬ В ОДНИХ УЧЕНИКАХ И ЕРНИЧЕСТВО – В ДРУГИХ;
– ОЦЕНИВАТЬ НЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТОЛЬКО ЕГО РАБОТУ;
– САМОМУ НЕ БЫТЬ ИСТИНОЙ В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ8.
Это для нас не правила, а профессиональные запреты самим себе.
Цели и задачи системы оценивания учащихся по МХК:
Диагностика и корректировка.
Учет результативности отдельного этапа процесса обучения и определение итоговых результатов обучения.
Воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность и инициатива.
Обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
Главным действующим лицом в этом процессе является ученик и сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися. Всё происходящее на уроках, в том числе контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него важным. Контроль должен восприниматься учащимися, как важный этап получения знаний, а не как нечто нужное лишь учителю. В результате контроля по МХК ученик определяет:
1. Уровень приобретённых знаний в области МХК, особенностей языка различных видов искусств.
2. Уровень знания изученных произведений определённых стилей, эпох, направлений.
3. Умения: пользоваться различными источниками информации о МХК (музеи, выставки, книги, телевидение, радио, аудио, интернет и т.д.) выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретённые знания в повседневной жизни (для выбора путей своего культурного развития, выражения собственного суждения о произведениях искусства, самостоятельного художественного творчества и т.д.)
«Система оценки по требованиям ФГОС направляет образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у школьников универсальных учебных действий.
По требованиям ФГОС есть три группы результатов образования: личностные, метапредметные, предметные, которые подлежат оценке. Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке. Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД. Оценка предметных результатов- это оценка планируемых результатов по предмету. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».9
Социальные задачи системы контроля:
Развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять ошибки.
Оценка должна показывать достижения ученика.
Принципы оценочной деятельности:
1. Оценивание регулярное и обязательное.
2. Оценивание критериальное (критерии прописаны в программе школы). 3.Оцениваться могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
4. Система оценивания такая, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки к самооценке и взаимооценке.
5. Самооценка учеников предшествует оценке учителя.
Функции системы оценивания учащихся на МХК
К функциям проверки относятся: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Контролирующая функция - основная функция. Она выявляет состояние знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами.
Обучающая функция проверки заключена в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки, учащиеся повторяют и закрепляют изученный ранее материал. К тому же ученики применяют знания и умения в новой ситуации, что способствует также обобщению и систематизации знаний. Проверка способствует ещё и развитию речи, мышления, воображения, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция контроля ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Показывая пробелы в знаниях указывает им направление приложения сил по улучшению знаний и умений.
Диагностическая функция помогает выбрать верную методику обучения для устранения у учащихся пробелов в знаниях и умениях.
Прогностическая функция - получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля - стимулирование познавательной активности учащихся, в развитие их творческих способностей.
Воспитывающая функция - воспитание у учащихся ответственного отношения к учению и дисциплины, укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, учебного труда.
Регулярный контроль побуждает школьников постоянно контролировать себя при выполнении заданий, воспитывает твердую волю и привычку к регулярному труду.
Виды, способы и методы оценки результатов
художественного образования.
Основным предметом оценки результатов художественного образования (по Рапацкой Л.А.) являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения10.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
1. Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика).
2. Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)
3. Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)
Оценка - последний элемент контроля.
Система оценивания тоже включает в себя как внешнюю, так и внутреннюю оценку.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, учителями, администрацией и т.д.).
«Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, презентаций, выставок т.п. используются дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например, сформированности умения слушать товарища, умение выделять главное, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся»11.
На практике выделяют 5 форм контроля:
1. Индивидуальная
2. Групповая
3. Фронтальная
4. Взаимный контроль
5. Самоконтроль
Среди методов контроля выделяют:
1. Устная проверка (опрос индивидуальный, фронтальный, комбинированный).
2. Проверка письменных работ.
3. Проверка практических работ.
4. Проверка с помощью компьютера (программные продукты: анкеты, электронные тесты, тренинги, онлайн-тестирование)
Любая проверка имеет свои цели: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. Проверить можно материал предшествующего урока или отдельные разделы и темы курса.
Устная проверка должна быть направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, а также на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся. Среди проверочных заданий на уроках МХК должны выделяться вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного материала), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), творческий анализ и развивающие речь. Должны применяться проблемные вопросы, которые заставляют учащихся применять полученные знания в практической деятельности.
Учителю нужно правильно ставить вопросы, как устном опросе, так и в письменной проверке или в тестах. Каждый вопрос должен иметь свою цель. Вопрос должен быть логичным и завершенным, сжатым, лаконичным и точным. Вопрос должен быть предельно ясен, доступен возрасту, уровню развития обучаемых и не требовать дополнительных разъяснений. Вопросы должны касаться основных моментов темы, чтобы ответ способствовал запоминанию важнейших разделов программы МХК. Вопрос должен помогать учащимся проникать в сущность изученных процессов и как можно чаще включать работу мышления.
При ответе на вопрос ученику никто не мешает, все комментарии потом. Прерывать ученика можно, если он не отвечает на поставленный вопрос, а специально уходит от прямого ответа. При оценке всегда обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество самой речи.
По мнению авторов «Опрос как средство обучения»: устный «опрос должен проводиться систематически, регулярно, обязательно в течение всех лет школьного обучения. Нарушение этого требования ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Школьники должны готовиться к урокам ежедневно, всегда должны быть готовы к ответу. К этому и побуждает регулярность контроля учителя. Отсутствие системы и порядка в проверке знаний позволяет ученику иногда не готовить задания в надежде на то, что его не спросят»12.
И ещё, «опрос должен носить индивидуальный характер. Каждый ученик должен понимать, что проверяются и оцениваются его знания, его умения и навыки».
Я считаю, что без оценки не должно остаться ни одно домашнее задание. Иначе ученики отучаться самостоятельно работать, за отсутствием мотивации.
Оценивание является своеобразным синтезом вопроса педагога и ответа ученика.
По В. Г. Ананьеву: «В условиях школы выделяют следующие функции оценки: а) ориентация школьника в состоянии его знаний и степени соответствия их с требованиями учета; б) непосредственная или опосредствованная информация об успехе или неуспехе в данной ситуации; в) выражение общего мнения и суждения педагога о данном ученике. Каждая из этих сторон оценки на уроке является в той или иной форме побуждением к действию или к знанию, и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой в отношении умственной работы школьников»13.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.14
Проверка письменных работ. Этот метод имеет следующие особенности. Он более объективен по сравнению с устной проверкой. Происходит экономия времени и опрашивается большее количество учеников. В методике проверки письменных работ выделяется её подготовка, организация, проведение, анализ результатов. Учителю при подготовке помогут пособия “Книга для учителя”, “Дидактические материалы”. Важно следить за самостоятельностью выполнения работы каждым учеником. В большом классе обязательно должны быть разные варианты работы. Одной из форм письменного контроля служат графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться и на уроках по МХК. Цель графических работ: проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, умения моделировать, работать в пространстве, в перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. В ответе приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты.
Использование ИКТ в ходе опроса. Выполняя на уроках готовые программные продукты в виде тренингов, тестов, учащиеся привыкают к самостоятельности, сразу видят результаты своего труда, т. к. электронные издания позволяют оценить работу. В режиме ONLINE учащиеся 9, 11 классах проходят тестирование на этапе повторения или подготовки к ГИА, ЕГЭ. При работе с ПК в данном случае учащийся только выбирает ответ. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ. Экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно). С помощью пособия каждый учащийся сможет следовать своим индивидуальным маршрутом, возвращаться к уже пройденному материалу, использовать материал для собственного творчества, создания своих продуктов, в целях запоминания и совершенствования навыков.
Использование компьютера в ходе опроса. Выполняя электронные тесты, учащиеся привыкают к самостоятельности, сразу видят результаты своего труда, т. к. электронные издания позволяют сразу оценить работу в баллах, процентах, в традиционной системе от 2 до 5. В режиме ONLINE, учащиеся 10-11 классов, также могут пройти тестирование, при условии наличия быстрого интернета. При работе с ПК учащийся во время прохождения теста выполняет задания: на выбор правильного ответа, на ввод правильного ответа. Вопрос может быть на соответствие, на упорядочивание, на классификацию. Компьютерные программы имеют ряд преимуществ. В первую очередь экономится время на выявление и исправление (если заложено в программе) ошибок учеников за счёт компьютерного анализа результатов деятельности, контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора уровня сложности, при получении низкой оценки можно выполнить задание повторно). В своей практике я чаще использую программу для создания электронных тестов «Айрен». Это современная и абсолютно бесплатная программа, хороший помощник в моей работе (рис. 1).
«Формы опроса учащихся должны быть самыми разнообразными. Иногда учитель применяет длительное время одни и те же способы проверки знаний. У него формируется определенная привычка спрашивать, задавать вопросы, мотивировать отметку. Учащиеся приспосабливаются к такой проверке, им заранее известно, в какой форе будет спрашивать учитель. Они начинают отвечать только для учителя, чтобы удовлетворить его. Разнообразие форм опроса сосредотачивает учащихся на своих знаниях, на их воспроизведении. Ученик в этом случае меньше всего думает о том, как бы угодить учителю, ответить для него»15.
Вообще, методы контроля должны быть не трафаретными и однообразными, а интересными и творчески разнообразными.
Выводы.
И так, несколько выводов к главе II. Контроль — способ получения информации о состоянии учебного процесса. Контроль и оценка играют важную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки — часть учебного процесса, функции которой выходят за пределы контроля и выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.
Целью контроля является установление обратной связи ученик – преподаватель с учетом полученных результатов. Контроль помогает систематизировать и закреплять изученный материал, учит применять знания и умения в новой ситуации.
Оценка - последний элемент контроля.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом.
- Оценивание может быть только критериальным.
-Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
-В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Считаю, что в главе первой я выполнил первые следующие задачи моей курсовой работы: выяснил, каковы цели проведения контроля и оценки на уроках МХК, систематизировал сведения по данной проблеме, изучил методики применения различных форм контроля на уроке МХК. Представляю выводы в виде схемы 1 (см. приложения).
Практическая часть: методика оценивания деятельности учащихся на уроках Мировой художественной культуры.
Специфика контроля и оценивания на уроках Мировой художественной культуры
При изучении этого вопроса, я постараюсь выяснить какие формы контроля и оценивания более предпочтительны и эффективны на уроках Мировой художественной культуры. А также поделюсь своими наработками и опытом. Система контроля и оценивания на уроках МХК связано в первую очередь со спецификой предмета, его творческим и воспитывающим характером, что приводит к дополнению традиционных форм и способов контроля специальными.
«Предмет МХК обладает огромным потенциалом гуманитарного воздействия на личность ребёнка, формирования его эмоциональной сферы, души. В условиях непосредственного общения с искусством ребёнок осваивает жизненный опыт поколений, ощущает себя наследником мировой культуры».16
МХК невозможно без эмоционального и чувственного восприятия. Естественно, что учитель стремится вызвать «задеть учащихся за живое», «достучаться до их сердец», но и оценить их знания тоже важно.
Как же можно контролировать и оценивать деятельность учащихся на уроках МХК?
Во-первых, это конечно же тесты. Они позволяют диагностировать уровень подготовленности школьников, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. Это одна из наиболее распространенных форм контроля в Российской системе образования. Школьники не теряют времени на запись вопросов и формулировку ответов, что экономит время. Но составление тестов по МХК предполагает учет специфики предмета: не рекомендуется давать тесты на репродуктивное воспроизведение информации, следует ограничить тесты, направленные на перечисление дат жизни, имен творцов искусства, названия произведений, как это делается, к примеру, по истории.
Важным является построение познавательного процесса с результатами, которые можно проверить, то есть с разработанными критериями их диагностики и оценки.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей 1 (см. приложение):
Методист Маршева О.Ю. в Методических рекомендации по мировой художественной культуре» предлагает «вариант диагностического тестирования (таблица 2), которое направлено на выявление степени усвоения школьниками изученного материала (репродуктивный уровень) и степени проявления самостоятельных суждений учащихся об искусстве (репродуктивно-поисковый уровень); степени художественной зрелости школьников (творческий уровень)»17.
Зачет – одна из основных форм контроля в старших классах, нужна для обобщающего итогового повторения, имеющая цель – систематизировать пройденный материал. Это комплексная проверка, которая показывает реальный потенциал учащихся. Это беседа с учителем, позволяющая выявить пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места. Правила проведения зачета по МХК:
а) на зачет отводится 1-2 урока;
б) подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает перечень вопросов, которые войдут в билеты;
в) теоретических вопросов не более 20;
г) рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах.
Собеседование. Индивидуальная работа с учениками, выявляет степень их подготовки.
Семинар. Семинарские занятия включают в себя вступительное слово учителя, затем коллективное обсуждение и заключительное слово учителя Семинар развивает умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение.
Реферат – это форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Реферат посвящают одной теме или в виде зачетной работы по всему курсу МХК.
Портфолио. Создание портфолио происходит в три этапа:
Освоение разнообразных способов действия, позволяющих проанализировать и оценить произведения.
Учащиеся только ещё пытаются самостоятельно найти способ решения проблемы.
Учащиеся уже полностью самостоятельно решают проблему.
Олимпиада позволяет учителю не только проверить качество знаний школьников, но и повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В последнее время активно разрабатывается форма компьютерной олимпиады для школьников.
Итоговый экзамен. Проводился в школах, до введения ЕГЭ.
Проекты по МХК и мини-проекты по темам.
Уже в самом начале обучения МХК я даю учащимся задания, связанные с выполнением небольших проектов. Это презентации по видам и жанрам искусства, по отдельным произведениям искусства или мастерам. Лучшие презентации демонстрируются во время урока.
Вместо презентации можно выполнить работу в формате Word или Publisher. Из таких работ потом создаётся выставка.
Такие задания способствует развитию УУД, познавательных и регулятивных, происходит развитие личностных учебных действий. Школьники учатся делать личный выбор темы, умению самостоятельно найти информацию в библиотеке или в интернете, соединять отрывочные данные в единое целое. Это и умение работать с компьютерными программами и знакомство с сайтами по культуре и искусству.
Работа со словарём. Словарь по искусству мы заводим ещё в 5 классе на уроках по ИЗО. В словарь заносятся термины по искусству, имена великих мастеров и название их произведений. Работа по ведению словаря оценивается раз в полгода.
Работа на сравнение произведений искусства. Выбирается два произведения искусства. К примеру, Готический и Романский храмы. Ученик должен провести сравнение. Ответить, что в них общего, сходного. А также рассказать о различиях и т. д.
Мини-сочинение. Традиционно такую работу мои ученики выполняют по картине В. Пукирёва «Неравный брак». Сочинению предшествует мой рассказ о судьбе художника и истории создания полотна. О загадке, существующей в этой картине. О судьбе «проданных невест» 19 века. Всё это находит отклик в детских сердцах. Затем под песню «У церкви стояла карета», они начинают писать сочинение. Эту работу я проделываю давно и на уроках ИЗО, и на МХК, и на классных часах. Даже провел своеобразное исследование, об отношении молодёжи к проблеме неравного брака. Коротко, суть в том, что в 90-е годы большинство девушек-подростков на вопрос: «Как ты относишься к проблеме неравного брака?», бойко и особо не задумываясь, отвечали: «Старик скоро умрет, а мне оставит своё наследство! И тогда я заживу!» Никакие доводы во внимание не принимались. Примерно, после 2000 года, ответы стали звучать так: «Я бы сначала всё взвесила, все за и против. Может, если есть любимый, уговорила бы его подождать, когда стану вдовой…» Ещё через десять лет. 50 на 50. Кто-то за неравный брак, кто-то категорически против. Спорили даже после урока. Вспоминали Пугачёву и Киркорова. Сейчас все дети однозначно осуждают неравный брак, если он не по любви, а по расчёту. Вот так за неполные 30 лет поменялись взгляды на жизнь у молодёжи. (Кстати, мало кому из моих современных учеников нравится Дом-2, а вот их родители (которые родом из 90-х), наоборот, не пропускают ни одной серии).
Одним из любимых у учеников нашей школы способов проверки являются кроссворды и как ни странно электронные тесты. И то, и другое я делаю сам с помощью специальных программ. Часто проводятся конкурсы по решению кроссвордов или тестов во внеурочное время. В этом 2017 году дети решали кроссворды и ребусы про Рождество и Новый год, Крещение, Международный женский день, Жаворонки (Сороки) и Пасху. Соревновались в знании современного и старого кино, проходя электронные тесты (см. приложения или мои публикации на сайтах https://infourok.ru, https://multiurok.ru ).
Оценка результатов учебной деятельности учащихся
по курсу «Мировая художественная культура»
Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.
Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.
Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.
Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке18.
Наиболее важными критериями оценки анализа являются:
1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.
2. Полнота и глубина характеристики произведений.
3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.
4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству.
5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).
6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.
7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.
8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью19.
Выводы.
Методика оценивания деятельности учащихся на уроках Мировой художественной культуры имеет свою специфику, так как невозможно без эмоционального и чувственного восприятия.
Проконтролировать и оценить работу школьника учителю МХК помогают: тестовые задания, зачёты, собеседования, мини-сочинения по произведениям искусства, проекты, кроссворды, ребусы, игровые и театрализованные задания, применение ИКТ и т. д.
Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном и электронном журнале.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не личные качества ребенка.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой, за всю работу в целом, используются дифференцированная оценка, например, умения слушать товарища, умение видеть главное, правильно задавать вопрос и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Заключение
Систематическая оценка деятельности учащихся – основное условие повышения качества образования. Учитель не должен использовать зацикливаться на общепринятых формах контроля, но подходить к этой работе творчески. Владение учителем разнообразными формами контроля знаний и умений способствует развитию у школьников интереса к МХК. Контроль для учащихся должен быть советчиком и помощником, а не просто кнутом или пряником. Должен помогать своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся и приучать их к порядку и обязательности.
В курсовой работе я выполнил поставленные перед собой цели: исследуя методическую литературу, установил цели проведения контрольных мероприятий по курсу Мировая художественная культура; рассмотрел проблему, связанную с внедрением ФГОС; выяснил виды, типы, формы, методы контрольных мероприятий. Также я представил некоторые свои разработки по предмету МХК.
Вывод:
Cистематическое использование контроля, регулярное оценивание деятельности учащихся на уроках МХК приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета. Помогает нам в воспитании современного, разносторонне развитого, культурного человека. Человека 21 века. Человека доброго, способного не только любить, сопереживать, восприимчивого к красоте, но и умеющего доказать и аргументированно отстоять свою личную точку зрения, созидателя, человека-творца.
Список литературы.
Программы образовательных учреждений. Мировая художественная культура 10-11 класс (базовый уровень) Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2013.
Программа Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г.
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
Пидкасистый П. И., Порнов М. Л. Опрос как средство обучения. М, 1999.
Школьная оценка: режиссура школьной повседневности в
невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М.: Чистые пруды, 2006.
Педагогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Ульяновск. 2007.
http://festival.1september.ru/articles/573840/
Глущенко О. Г. «Новые подходы к оцениванию учащихся на уроках мировой художественной культуры как одно из условий повышения качества образования».
http://gpodol-school.ucoz.ru/publ/sistema_ocenivanija_na_uroke_v_uslovijakh_fgos/1-1-0-6
«Система оценивания на уроке в условиях ФГОС»
Тимошенко Н.М.
Приложения
Рисунок 1. «Айрен» - программа для создания электронных тестов
Схема 1. Контроль и оценка.
Таблица 1. Оценки при тестировании.
Процент выполнения задания | Отметка |
86% и более | отлично |
60-85%% | хорошо |
40-59%% | удовлетворительно |
менее 35% | неудовлетворительно |
Таблица 2. Диагностическое тестирование.
Уровень | № п/п | Тестовое задание | Ответ- эталон | Кол- во баллов |
| 1. | Играет ли искусство активную роль в жизни общества? | да | 1 |
1.1. Задание на опознание | 2. | И.В.Гете сказал о произведениях В.А.Моцерта: «В них есть сила созидания, которая действует от поколения к поколению, и эта сила долго не исчерпает себя и не исчезнет», Можно ли эти слова отнести ко всем шедеврам искусства, созданным в разные эпохи. | да | 1 |
3. | Согласны ли вы, что художник в Древнем Египте был «творцом вечности»? | да | 1 | |
4. | Является ли джаз ярчайшим выражением эстетики поколения 20-30-х г.г. 20 века. | да | 1 | |
1.2. Задание на различение | 1. | Кто из перечисленных художников импрессионистов был певцом природы, умел показать на полотне поэзию каждого её мгновения. а)О.Ренуар б) Э.Дега в) К.Моне г) К.Писарро | а)- б)- в)+ г)- | 4 |
2. | В чем отличие римской скульптуры от 1рече- ской? а) в размерах б) в реализме в) в деталях | а)- б)+ в)- | 3 | |
3. | Выделите наиболее характерные черты языка художников-романтиков? а) динамика б) напряженность цвета в) резкие контрасты красок г) красочность теней | а)+ б)+ в) + г) + | 4 | |
1.3. Задание на классификацию | 1. | Архитектура Древнего Рима характеризуется развитием градостроительных идей и появлением новых, до сих пор неизвестных сооружений, которые в большинстве своем имели общественное значение. Для каких целей служили перечисленные архитектурные сооружения:
4) Термы а) бани б)водопровод в) памятники военной и императорской славы г) место для гладиаторских боев |
| 4 |
2. | Назовите авторов предложенных произведений: 1) «Дама в голубом» | 1)-г |
| |
|
| 2) «Портрет Рахманинова» | 2)-г | 10 |
|
| 3)«Заморские г ости» | 3)-д |
|
|
| 4)«Бабы» | 4)-б |
|
|
| 5) «Масленица» | 5)-ж |
|
|
| 6) «Купчиха» | 6)-ж |
|
|
| 7) «Крестьяне» | 7)-з |
|
|
| 8) «Прачки» | 8) -в |
|
|
| 9) Иллюстрации к «Белым ночам» Достоев | 9) - е |
|
|
| ского | 10)-а |
|
|
| 10) Декорации к опере Мусоргского «Борис |
|
|
|
| Годунов» |
|
|
|
| а) И.Билибин |
|
|
|
| б) Ф.Малявин |
|
|
|
| в) Л.Архипов |
|
|
|
| г) К.Сомов |
|
|
|
| д) Н.Рерих |
|
|
|
| е) М.Добужинский |
|
|
|
| ж) В.Кустодиев |
|
|
|
| з)З.Серенбрякова |
|
|
3. | Какие черты характеризуют: |
| 3 | |
|
| 1)романтизм | 1)-в | |
|
| 2) классицизм | 2)-а |
|
|
| 3) реализм (просветительский) | 3)-б |
|
|
| а)культ личности |
|
|
|
| б) воспевание достоинств третьего сословия |
|
|
|
| в) стремление познать человека как лич |
|
|
|
| ность |
|
|
Подведение итогов тестирования по репродуктивному уровню
Репродуктивный уровень - уровень знакомства
Определяется степень усвоения аттестуемыми изученного материала. К (коэффициент) - ее показатель К = а: р, где К - коэффициент усвоения, а - число правильных ответов испытуемого, р - число абсолютно правильных ответов.
при К 0,7 - испытуемый обладает высокой степенью усвоения материала (материал усвоен полностью),
при 0,7 К 0,3 - испытуемый обладает средней степенью усвоения (материал усвоен частично).
при К 20.
1 Программы образовательных учреждений. Мировая художественная культура 10-11 класс (базовый уровень) Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2013. Поясн. записка. стр. 3
2 Программа Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. Пояснительная записка. Стр 4.
3 Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007, стр. 145.
4 Школьная оценка: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М.: Чистые пруды, 2006, стр. 5.
5 http://festival.1september.ru/articles/573840/ Глущенко О. Г. «Новые подходы к оцениванию учащихся на уроках мировой художественной культуры как одно из условий повышения качества образования», стр 4.
6 http://gpodol-school.ucoz.ru/publ/sistema_ocenivanija_na_uroke_v_uslovijakh_fgos/1-1-0-6«Система оценивания на уроке в условиях ФГОС» Тимошенко Н.М.
7 Педагогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Ульяновск. 2007, стр 29-36
8 Школьная оценка: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М.: Чистые пруды, 2006, стр. 6.
9 http://gpodol-school.ucoz.ru/publ/sistema_ocenivanija_na_uroke_v_uslovijakh_fgos/1-1-0-6«Система оценивания на уроке в условиях ФГОС». Тимошенко Н.М., стр. 1.
10 Программа Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. Пункт 8, стр. 13.
11 http://gpodol-school.ucoz.ru/publ/sistema_ocenivanija_na_uroke_v_uslovijakh_fgos/1-1-0-6«Система оценивания на уроке в условиях ФГОС». Тимошенко Н.М., стр. 3.
12 Пидкасистый П. И., Порнов М. Л. Опрос как средство обучения. М, 1999, стр. 74.
13 Ананьев Б. Г. Психологическая ситуация опроса на уроке // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980, стр. 45.
14 Программа Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. Пункт 8, стр. 17.
15 Гин А. А. Приемы педагогической техники. М. 1999, стр. 64
16 Педагогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Ульяновск. 2007, стр 29
17 Педагогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Ульяновск. 2007, стр 29-36
18 Программа Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по курсу «Мировая художественная культура», стр.16
19 Программа Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по курсу «Мировая художественная культура», стр.17
20 Педагогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Ульяновск. 2007, стр 29-36