Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский.
Вступление – несколько слов о здоровье.
Здоровье, как и жизнь, является высшей ценностью общества. Возрастает роль каждого человека как регулятора своего здоровья. Для управления своим состоянием здоровья, каждый человек должен иметь необходимые знания, уметь использовать способы укрепления и сохранения своего здоровья. В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья.
Культура здоровья включает такие компоненты как:
* знания о здоровье
* контроль за здоровьем
* потребность в здоровье
* убеждение быть здоровым
* здоровое поведение
* здоровое питание.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «здоровье» рассматривается как правильная нормальная деятельность организма. Очевидно, что здоровье в нашем понимании этого слова лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Основные воспитательные и образовательные задачи реализации программы.
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В Концепции модернизации российского образования указывается на создание в образовательных учреждениях условий сохраняющих и укрепляющих здоровье обучающихся, в том числе за счет улучшения организации питания.
Организации питания в образовательном комплексе края уделяется особое внимание. Сегодня организованным питанием охвачено 83,5 % обучающихся, полностью обеспечено бесплатное питание детей – сирот, на 90,5 % - детей из малообеспеченных семей. Со стороны министерства образования Краснодарского края, органов управления образованием администрацией муниципальных районов и городских округов, учреждений Роспотребнадзора усилен контроль за организацией горячего питания, его качеством, витаминизацией блюд и т.д.
Учитывая новые подходы к выстраиванию стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребенка, в нашей школе в начальных классах реализуется программа «Разговор о правильном питании». Эта программа разработана специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке компании Нестле.
Данная программа направлена:
- на формирование у младших школьников основ рационального питания;
- реализацию интересов учащихся, родителей и учителей в сфере культуры здорового питания и средств оздоровления;
- на воспитание у детей культуры здоровья, сознательному отношению к своему здоровью, как главной человеческой ценности.
Правильное питание ребёнка - важнейшее условие его нормального роста, развития и обучения, залог здоровья. Древние греки говорили: «Если отец болезни неизвестен, то мать её – всегда питание». Сознательное отношение к своему здоровью необходимо формировать с раннего детства. Поэтому работу по реализации программы «Разговор о правильном питании», я считаю, необходимо начинать с 1 класса, т. е. с момента поступления ребенка в школу.
Внедрение программы «Разговор о правильном питании» в условиях МБОУ «Общеобразовательной школы №11» предшествовал «Мониторинг изучения основ культуры питания». Исследование проводилось с учащимися моего класса (2015 уч.г., возраст 10-11 лет) и их родителями. Я предложила родителям и детям ответить на вопросы анкеты (см. приложение №1). Анализ анкетирования показал, что 20 % пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания (нежелание завтракать перед школой, есть кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, рыбу), далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Зато единогласно изъявили желание, чтобы дети изучали основы правильного питания и полноценно питались в школе.
Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания:
- наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (68%).
- нарушения в режиме питания (64%).
- частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок употреблял их ежедневно, а в ряде случаев несколько раз в день (32%).
- потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй ребёнок употреблял ежедневно или несколько раз в день (56%).
- недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (52%).
В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).
Проведённые исследования подтвердили недостаточный уровень здоровья детей, выявили проблемы, которые необходимо было срочно решать. Анализируя возможности школы, родителей, детей и свой собственный потенциал, учитывая цель и задачи программы «Разговор о правильном питании», я поставила перед собой следующие задачи:
- реализация принципов правильного питания;
- получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья;
- формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности;
- сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей;
- расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа.
Учитывая эти данные, я провела собрание для родителей, на котором познакомила их с программой «Разговор о правильном питании», показала рабочие тетради для учащихся, рассказала о методах и формах работы. Родители заинтересовались и изъявили желание включиться в реализацию данной программы.
Планирование реализации содержания программы.
Исходя из выше сказанного, выбранная нами методика реализации программы «Разговор о правильном питании» основывается на теории педагогики сотрудничества. Главное в теории – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием. Принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учителя, учеников и родителей.
Система занятий:
Чтобы активизировать работу родителей в данном направлении, мною были проведены семинары и тренинги по темам: «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Завтра - контрольная», «Пора ужинать», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»
Тематика, предложенная программой «Разговор о правильном питании» позволяет решать поставленные задачи не только в рамках факультативной работы, но и на уроках по предметам базового учебного плана. Интеграция с другими учебными предметами представлена в виде схемы:
работа над задачей, расчёты
|
|
Русский язык Литературное чтение Математика
|
|
|
|
|
словарная работа, работа с текстом и предложениями
|
|
|
творческая работа, работа с текстом, проектная деятельность
|
|
|
практическая работа,
опыт, экскурсия, исследовательская деятельность
|
|
Окружающий мир Художественный труд
аппликация, лепка, рисунок, плакат, роспись, поделки
|
|
Интеграцию провожу на уроках по окружающему миру по темам: «Об энергии» (энергия пищи), «Семейный бюджет» (покупка необходимых продуктов, экономно и полезно) и др.
На уроках математики решаем задачи, содержащие в условии текст по правильному питанию. Вычислительные упражнения позволяют сосчитать, сколько человек регулярно завтракает, количество потребляемых им калорий.
Тема «Устное народное творчество» в курсе литературное чтение позволяет использовать материал по правильному питанию (загадки, стихи, пословицы, песни об овощах, о хлебе, о здоровье) (см.приложение №2)
На уроках русского языка часто использую загадки об овощах и фруктах. При работе со словарем выписываем названия овощей, фруктов и рассказываем об их полезных свойствах. В работе по развитию речи - написание изложений и сочинений.
Участие родителей в реализации программы.
По внеклассной деятельности подготовили праздник «Правильное питание – залог вашего здоровья» (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ №3) с приглашением родителей.
Провели встречу с медработником, где она рассказала о важности овощей и фруктов в ежедневном рационе питания.
Вместе с родителями организовали мероприятие «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».
Родители вместе с детьми рассказали о фирменных блюдах, познакомили с традициями употребления овощей в своей семье (салаты, запеканки, зимние заготовки, соки, напитки, лекарство от простуды: в виде сока черной редьки, лука с мёдом, бананов, сока моркови и т.д.)
Пели песни, частушки о фруктах и овощах.
Экспертная группа из детей нашего класса провела исследовательскую работу, определяя вкусовые качества салатов и запеканок. Результаты подвели в конце мероприятия: высокие оценки получили все блюда. Присутствующие тоже имели возможность попробовать разные блюда. Многие родители заинтересовались рецептами приготовления салатов и запеканок. Дети очень любят, когда родители принимают участие в таких мероприятиях.
Провели опрос учащихся 1-4классов:
- Что вы больше всего любите печенье и конфеты или фрукты и овощи?
- Какие овощи самые любимые?
- Как часто вы употребляете овощи?
- Какую пользу они приносят человеку?
По собранным сведениям (в опросе участвовало 10 человек) сделали вывод, что все знают овощи и фрукты полезны для человека. Не очень любимыми оказались: свекла и капуста. Овощи и фрукты употребляют ежедневно 90 % опрошенных, 10 % - не очень часто.
Поинтересовались у взрослых:
- Употребляете ли в пищу овощи и фрукты?
- С какой целью?
- В каком виде чаще?
В опросе участвовало 12 взрослых. Проведенный эксперимент показал, что употребляют в пищу овощи и фрукты 100 %. С целью утоления голода 90 %. Чаще употребляют в тушеном, вареном, консервированном виде. Наиболее часто в свежем виде употребляют яблоки.
Провели исследовательскую работу:
- Изучили внешний вид фруктов, форму, цвет, запах.
- В каких условиях растет.
- Сравнили вкусовые качества свежих фруктов и сока.
Выполнили проектную работу по выращиванию лука.(см.приложени№4)
Сделали вывод о том, что овощи и фрукты, действительно, самые витаминные продукты. Растут они не только на наших огородах и в наших садах, но и в других странах, в других климатических условиях.
Они красивые, вкусные и главное полезные. Многие из них доступны нам круглый год.
Выполнили зарисовки и написали письмо «витаминному другу».
Я считаю, что знания об основах рационального питания, гигиене и режиме питания, получаемые в ходе реализации программы «Разговор о правильном питании» необходимая и неотъемлемая часть работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. «Измените пищу человека, и весь человек мало – помалу изменится» - говорил Д. И. Писарев.
Основные формы и направления педагогической работы.
Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе являются праздники. Совместная подготовка сплачивает школьников, учит их общению, взаимопониманию. При проведении праздников и конкурсов родители – наши главные помощники, а иногда и участники. Провожу конкурсы газет и рисунков, а также стихов.
Предлагаю темы некоторых мероприятий:
- классные часы (например, «Зачем есть суп»);
- внеклассные мероприятия, праздники (см. приложение №3): «Каждому овощу своё время», «Дары осени», «В гостях у доктора Пилюлькина », «Хлеб всему голова», «Аукцион», «Собираем урожай», «Капустник», «Правильное питание – залог вашего здоровья» и др.,
- встреча «Какую пищу можно найти в лесу»;
- сказка «Путешествие зёрнышка», «В гостях у тётушки Припасихи»;
- походы (например, «Царь Картошка»);(см.приложение№4)
- экскурсии (хлебозавод г. Кропоткин, школьная столовая),
- экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл»;
- блиц-турнир «Где найти витамины зимой»;
- практикум «Накрываем стол к обеду»;
- исследование «Чипсы: вкусно или вредно» (см. приложение №5), «Молоко. Состав молока» (см. приложение №6)
- проект «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Вкусная азбука»;
- театрализация «Там, на неведомых дорожках» (о грибах и ягодах);
- диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»;
- диспут «Как правильно вести себя за столом»;
- панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»;
- путешествие «Кулинарные традиции народов Кубани».
1. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры (авторские игры представлены в приложении №4), что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.
2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.
3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:
3. Активно использую в работе технические средства обучения:
а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия).
б) видео:
- мультфильмы из серии «Семья Почемучек»;
- фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).
в) диафильмы (собраны с помощью родителей, помогают повысить качество чтения):
- «Как мужик гусей делил»;
- «Каша из топора»;
- «Война грибов»;
- «Лиса и Журавль»;
- «Горшочек каши»
- «Мишкина каша»
- «Вовка в Тридевятом царстве»
В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.
Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей, занимающихся спортом.
Подведение итогов, анализ проведенной работы.
К концу четвертого года обучения, родители стали активными участниками в подготовке и проведении эстафет, классных часов, исследовательской и проектной деятельности. Они являются организаторами экскурсий, походов, праздников.
В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.
В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Ученики моего класса могут объяснить:
- какие продукты полезные и почему;
- что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным;
- в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью;
- какую пищу можно найти в нашем лесу;
- что и как приготовить из рыбы;
- как правильно накрыть стол;
- как правильно вести себя за столом.
Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал её эффективность. Как показывают опросы родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.
Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.
В результате последнего исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (78%), каши (84%), фрукты, овощи и соки (96%). Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продуктов. Увеличилось количество детей, ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, рыбу. Незначительно, но снизился уровень заболеваемости.
Вывод. Современная ситуация в российском обществе требует обязательного просвещения детей и родителей в вопросах культуры питания. Общеобразовательная школа вполне способна решить эту задачу с помощью программы «Разговор о правильном питании». Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, могут применить в повседневной жизни уже сегодня.
Представленная мной система реализации программы «Разговор о правильном питании» показала максимальное вовлечение детей и их родителей в поисковую и творческую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий.
Результатом моей работы считаю:
100% питание в школе,
употребление полезных продуктов питания,
соблюдение гигиены и режима питания,
реализация правильного питания в семье.
Учитывая мнения родителей, я буду планировать работу по программе «Разговор о правильном питании» на следующий год (см.приложение№5)
Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.