Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Крюковская основная общеобразовательная школа
Система работы учителя начальных классов Бабаевой Татьяны Алексеевны «Индивидуальная работа на уроках русского языка начальной школе»
Крюково 2010 год
Оглавление
Пояснительная записка……………………………. Актуальность темы Цели и задачи Методика реализации данной системы работы
Результативность Тематическое планирование Приложение
Пояснительная записка
Актуальность избранной темы
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость обращаться к ней очевидна, ведь учащиеся начальной школы отличаются многими параметрами: темпераментом, запоминанием. Воспроизведением изученного материала, вниманием. Усидчивостью.
Сегодня требования к российской школе очень высоки, поскольку главная ее задача - воспитать и обучить творческую личность, способную ориентироваться в мире высоких технологий.
В нашем образовании появляются новые учебные заведения: лицеи, школы для одаренных детей, гимназии, высшие учебные заведения разного уровня, разрабатываются специальные индивидуальные программы с целью личностно – ориентированного подхода к детям. Кроме того, новые педагогические и психологические концепции влияют на развитие данной проблемы.
Актуальность избранной темы обусловлена заказом нынешнего российского общества, которое отражает интересы граждан России и страны в целом.
Проблема индивидуализации тесно связана с проблемой построения в России правового и гуманного общества. А в гуманном обществе люди должны быть не индивидами, а личностями.
Индивидуальная работа важна на любом уроке, а особенно на уроке русского языка. Ведь именно на русском языке должен правильно говорить и орфографически верно писать каждый Россиянин. Культура родного языка формируется на уроках развития речи, русского языка, окружающего мира и других дисциплинах, именно в начальной школе. Это еще нужно и для того, чтобы дети могли комфортно себя чувствовать и успешно обучаться на второй ступени в школе, а затем и в других учебных заведениях.
Поэтому моя тема очень актуальна и востребована для применения на практике в современной школе.
Цели и задачи
Разработка научно – обоснованной и экспериментально проверенной системы дифференцированных упражнений по теме: «Безударные гласные в корне слов» (4 класс).
Лишь систематически и планомерно организуемая индивидуальная работа с учащимися при изучении и повторении правописания безударных гласных корня с использованием предлагаемой методики может способствовать совершенствованию орфографической, лексической и речевой подготовке учащихся.
Поставленные цели предполагают решение следующих задач:
1)обоснование теоретических основ индивидуальной работы в начальных классах;
2)описание элементов индивидуальной работы с учащимися 4 класса на примере изучения темы «Безударные гласные в корне слов»;
3)подбор дидактического материала;
4) разработка системы дифференцированных упражнений по совершенствованию правописания безударных гласных корня.
Методика реализации данной работы
В процессе обучения и воспитания огромное значение имеет изучение индивидуальных особенностей учащихся. Учитель может успешно обучать и воспитывать детей и подростков в том случае, если он хорошо будет знать индивидуальные особенности каждого ученика, а, следовательно, сможет осуществлять индивидуальный подход к ним.
После введения Я. А. Коменским классно-урочной системы – коллективная форма обучения не могла дать ребенку возможность получить более прочные знания, чем при индивидуальной форме обучения, так как не учитывала индивидуальных особенностей ребенка при изучении нового материала и его закреплении. Раскрывая пути индивидуального подхода, он говорил: «Нет такого утеса, на который невозможно было бы взобраться, если в скале высечены в надлежащем направлении и расстоянии ступени».
Индивидуальные особенности учащихся педагог может с успехом использовать не только при опросе, но и при общем повторении и при изучении нового материала. Учащиеся у такого педагога учатся более успешно и быстрее адаптируются на следующей ступени обучения. Так же индивидуальная работа нужна и для преемственности между ДОУ - начальной и основной школами. (Приложение 1.)
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы творчески и самостоятельно решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения. Творчески применять их в действительности. Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т. е. умениями ставить цель, выбирать средства и достижения, планировать работу по времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – индивидуальной работы, самостоятельной работы – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Индивидуализированная форма работы применяется во всех звеньях – формах процесса обучения (закрепление, повторение знаний по практике, обобщение и т. д. самостоятельно составить план параграфа учебника, выполнить упражнение и решить задачу).
Однако индивидуальная форма не всегда создает условия для полной самостоятельной деятельности учеников, которые с удовольствием выполняют задание без помощи учителя, мобилизуя все умственные силы. Многие ученики, не подумав, спрашивают у соседей – появляются подсказки или списывание, которые тормозят развитие детей с низкими и средними учебными возможностями.
Индивидуальная форма учебной работы используется в программном обучении. Каждый ученик по соответствующим пособиям выполняет систему заданий. Если ученик быстро осваивает учебный материал, то ему не приходится выполнять все задания. Благодаря этому он быстро двигается в обучении. Наоборот, слабый ученик, выполняя все задания, испытывает затруднения в понимании, вынужден возвращаться к исходным данным.
Поэтому затрачивает много времени, стремительно отстает от одноклассников.
У каждого свой темп работы, программное обучение лишает учащихся обогащаться информацией в процессе общения.
Индивидуализированная форма работы представляет собой больше возможностей для самостоятельной деятельности школьников. Она предполагает такую форму работы, при которой каждый ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей и практикуется с целью проверки усвоения материала и выявлением умения работать самостоятельно (6-8 заданий разного уровня сложности). Эти задания пишутся на специальных карточках, работая с которыми. Ученик проявляет полную самостоятельность. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, оказывая помощь тем, кто особенно затрудняется. В отдельных случаях задание заменяется на более легкое. Такой оперативный контроль и своевременная помощь способствует успешному обучению школьников, а учитель определяет свою меру помощи в каждом конкретном случае, затрудняющем учеников, чтобы не нанести вред в развитии их самостоятельности.
Индивидуальная форма применяется с целью закрепления знаний, умений и навыков при изучении всех учебных предметов. В организации индивидуальной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя успешно переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
- Задания для предлагаемой индивидуальной работы должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач. Необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода. Которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют больщой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
- Индивидуальные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
В результате. Для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ, учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися тех классов, в которых индивидуальная работа совершенно не организуется и проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Влияние индивидуальной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся
Индивидуальная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Практический опыт многих учителей школ показал, что:
Систематически проводимая индивидуальная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении готовых знаний учителем.
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию индивидуальных работ, способствует развитию их познавательных и творческих способностей. Развитию мышления.
При тщательно продуманной методике проведения индивидуальных работ ускоряется темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
С течением времени при систематической организации индивидуальной работы на уроках и сочетание ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки индивидуальной работы. Это позволяет ученику самостоятельно развивать себя, дает возможность самообразовываться, творить что-то свое.
Результаты работы в этом деле, оказываются более ощутимы, когда привитием навыков индивидуальной самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.
При организации индивидуальной самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений, навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучен7ия программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
При выполнении учащимися индивидуальной работы любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему индивидуальных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой индивидуальной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Школьная программа последних десятилетий сложилась так, что на уроке
русского языка из поля зрения ушла этическая функция слова. Дети не видят
в языке его богатства и красоты.
Урок словесности, как правило, строятся на интересном тесте, способствующем духовному развитию ученика, соответствующем его возрастным особенностям, индивидуальности. Основная задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся осознали существенный признак понятия или каждое условие нормы -грамматической, орфографической, пунктуационной и др. Для меня урок русского языка - это урок творчества, культуры, высокой духовности, успех каждого ребенка, возможности понять другого и быть понятым - нужно сохранить этот дар.
Чтобы сформировать навык правописания безударных гласных в корне слов нужно проводить не фронтальную или групповую работы, а индивидуальную работу, т. к., по моему мнению, при фронтальной работе особенно слабые или медлительные ученики не смогут в нужном темпе выполнить качественную работу. А без индивидуального подхода, не все ученики могут выполнять и групповую (коллективную) работу. Ведь в силу психологических особенностей, все дети, по своему, осознают и запоминают учебный материал.
Сформировать прочный навык правописания безударных гласных в корне слов можно лишь при индивидуальной работе не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо - индивидуальной».
Правописание безударных гласных в корне проверяемых и непроверяемых ударением будет успешным, если в школе обеспечивается изучение фонетики, словообразование, грамматики, работе по словарю.
По моему мнению, проблема правописания безударных гласных корня в начальной школе до сих пор остается одной из наиболее актуальной. Причин в этом много, в том числе частота употребления слов с этим написанием.
С точки зрения орфографии слова с безударными гласными корня можно разделить на две основные группы: слова с безударными гласными проверяемыми ударением, и слова с безударными гласными непроверяемыми ударением.
Первая группа изучается в начальной школе, в курсах фонетики и грамматики и на их основе.
Работа над второй группой проводиться в «словарном порядке». Поэтому эти слова надо чаще использовать в работе на уроке, чтобы дети механически запоминали написание этих слов. Это обусловлено и психологически, т. к.
запоминание слов с непроверяемыми орфограммами зависит от количества «встреч» пишущего с данными написаниями.
В нашей школе для решения этих проблем проводиться работа со «словниками», т, е. списками слов, которые изучаются в определенном классе, проводиться работа со словарями: Ушакова Д. Н., Крючкова С. Е. «Орфографический словарь». Жукова В. П., Жукова А. В. «Школьный фразеологический словарь русского языка», Панова Б.Т., Текучева А. В. «Школьный грамматико-орфографический словарь», Ожегова С. И. «Словарь русского языка», Даля В. И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», «Словарь синонимов и антонимов для начальной школы» и др., «Энциклопедию ума» не только на уроках русского языка, но и на других уроках, используя межпредметную связь.
Проблема правописания безударных гласных корня, проверяемых ударением заключается в том, что ученики не всегда правильно подбирают проверочные слова. Следовательно, поиску однокоренных слов нужно уделять больше времени, особенно в словах, в которых слышится в корне такой же гласный звук, например: умолять - умалять (мал), посветить (свет) - посвятить (кому
- то), скрепить (соединить крепко) - скрипеть (звук закрывающейся двери) и
др.
Правописание безударных гласных в иноязычных словах мы проводим с помощью этимологического словаря, т. к.:
- во-первых, расширяется кругозор, повышая интерес учащихся к русскому языку и активизируя их внимание и память;
- во-вторых, полезно, т. к. знание этимологии поможет в решении
орфографических проблем. Можно использовать интерактивные таблицы на уроках русского языка, являющиеся наглядностью, которая необходима, т.к. воспитывает логику мышления, помогает выявлять и устанавливать причинно следственные связи, развивает внимание и оперативную память.
Индивидуальная работа - постоянное внимание к каждому ученику на уроке: в ходе опроса, объяснения или закрепления материала, при объяснении домашнего задания.
Построение урока. Подготовка учителя к уроку
Урок должен строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся. При подготовке к уроку, учитель планирует, кого вызвать к доске, кому дать карточку, сколько времени отвести на выполнение задания для каждого ученика.
Так же используются дополнительные задания: кому-то разобрать слова по составу, другому - объяснить орфографию выделенных слов, третьему - склонение или спряжение частей речи и т. д.
Дети, зная, что ни один из их пробелов не останется без внимания учителя, будут систематически работать над новым материалом. С этой целью я провожу на уроке минутку чистописания со словами, вызвавшими особое затруднение и работу со словарными словами, объясняя их значения, а некоторые слова объясняют сами дети по словарям.
Следовательно, учитель должен помнить кого, в каком объеме, в какой форме и о чем должен спросить на уроке. Обучение должно быть построено на принципе единства группового и индивидуального обучения, т. к. индивид становиться личностью, благодаря: с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению. Общение, взаимодействие и обособление, по мнению Сластенина В. А., «обеспечивает социализацию и развитие личности». А наилучшее условие для этого - коллектив (социальная форма организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи), который воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной системе и на их основе формирует содержание индивидуального сознания. Индивидуальность имеет тенденцию усиливать себя за счет взаимодействия, которое характеризуется единством с другими людьми.
Формы изучения нового материала при индивидуальной работе.
Во время объяснения нового материала индивидуальная работа приносит
разнообразные формы:
к одним учитель обращается с вопросом;
к другим - просит привести соответствующие примеры;
а третьих - привлекает к анализу иллюстрированного материала,
активизируя учебный процесс, вовлекая в работу всех детей, помогая
отстающим.
Усвоение правописания - сложный процесс. Пути овладения орфографией вытекают из индивидуальных особенностей учащихся. Работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания, чтобы в ее усвоении участвовали все виды памяти. Целесообразно практиковать предварительное проговаривание отдельных слов, т. е., слуховые, объяснительные и предупредительные диктанты, фонетический разбор и др.
Я предлагаю обучение на принципе высокого уровня трудности, т. к. «... это раскрывает духовные силы ребенка, приобщает школьника к ценностям науки и культуры». Обучение идет быстрым темпом, а учащиеся получают все новые и новые знания.
По этому, по моему мнению, индивидуальная работа помогает сформировать навык правописания безударной гласной в корне слов, т. к. первичное слово в языке психолог Л. С. Выготский называет «образом», «картинкой», маленьким повествованием» о понятии. Образ стирается, забывается, вытесняется из сознания говорящего, связь между звуком и понятием как значением слова становится для нас уже непонятной.
Образность мышления ребенка, пришедшего в начальную школу, как нельзя лучше способствует восприятию первичных «образных» значений, с которыми знакомит этимология.
Более точное понимание ребенком значения слов, его сочетаемости, поможет избавиться от огромного количества ошибок при написании слов с непроверяемой безударной гласной в корне.
Таким образом, конечной целью работы по формированию навыка
правописания безударной гласной в корне слов является использование
детьми слов в собственных высказываниях, а в этом им поможет
индивидуальный подход учителя к ребенку и индивидуальная работа с
каждым из них.
Мы даем следующие определения:
-Какие слова проверочные? (это однокоренные слова с ударной гласной в
корне: даль - далекий, крик - кричать).
Как проверить безударную гласную в корне? Безударную гласную в корне
проверяют ударной: «Нужно изменить слово или подобрать однокоренное
слово с ударным гласным в корне: зм?я- змеи, змейка; б?жал - бег, бежать.
Если в корне проверочного слова пишется е, то в корне проверяемого слова -
е: желтый - желтел, черный - чернила.
Как проверяют слова с двумя безударными гласными в корне? Для
проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два
проверочных слова: з?л?неть - зелен, зеленый - зеленеть. (62,стр. 33-35)
Тематический и орфографический учет знаний и умений учащихся
Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся
младших классов является диктант, хотя в школьной практике используют
также списывание и орфографический разбор. Это позволяет учителю с
одной стороны, определить степень освоения учебного материала, с другой -
оценить избранный путь преподавания того или иного раздела правописания.
Вместе с тем при подобном подходе важная информация об овладении
орфографией поступает к обучающему с некоторым опозданием, носит по
преимуществу контрольный характер и не может являться объективным
показателем сформированности у учащихся конкретных орфографических
умений. В повседневной работе мало учитывается этап работы по
конкретной теме, не прослеживается влияние изучения орфографической
теории (правил) на практику письма. Зачастую трудно бывает понять, чем
является для ученика грамотное письмо: результатом обучения умению
применять полученные теоретические сведения на практике или следствие
развитого чувства, языка. В таком случае индивидуальные различия и
возможности школьников, а также перспектива роста их грамотности
оказываются без должного внимания учителя.
В этой связи важной представляется организация обучающей тематической
проверки знаний и умений учащихся, при которой оценивается
сформированность различных компонентов знаний и умений у каждого
учащегося класса.
Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт,
упражнений с элементами программирования или в форме теста, любой
форме, удобной для учета ошибок. Если не все слова усвоены, то они
включаются в последующие группы слов.
Контрольные словарные диктанты.
Во втором классе - 8 - 10 слов, в третьем классе - 10 - 12 слов, в четвертом
классе - 12 - 15 слов. Следовательно, во втором и третьем классах
контрольные словарные диктанты могут проводиться 1 раз в 2 недели, в
четвертом классе - 1 раз в 3 недели.
Подобный подход делает процесс усвоения слов из программных списков
абсолютно управляемым. Учитель точно знает сколько слов усвоено
учениками.
Эффективность системы подтверждается разультатами словарных
диктантов: количество ошибок сокращается в 8 и более раз.
Система упражнений, направленная на отработку навыка правописания безударных гласных корня слов (в 4 классе)
Система индивидуального обучения сложилась еще со времен первобытнообщинного строя - как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему.
По мере развития научных знаний и расширения доступа к образованию большого круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально - групповую. Учитель обучал индивидуально 10-15 человек: изложив материал одному, он переходил к другому, задав задание, переходил к следующему, а, закончив работать с последним, возвращался к первому, проверяя правильность выполненного задания. Задавая новое и так до тех пор, пока ученик не освоит ремесло или искусство. Содержание образования индивидуализировано, поэтому ученики могут быть разного возраста. Чтобы узнать, на что обратить внимание в работе учителя, нужно продумать систему упражнений, способствующую формированию навыка правописания безударных гласных в корне слов.
Одним из эффективных методов в моей работе является орфографический разбор, т, к., по моему мнению
основа усвоения орфографии, в том числе при изучении и повторении безударных гласных корня.
Вторым методом является переход от правила к применению его на практике - многократные упражнения.
Третьим - усвоение правописания и выработка практического грамотного письма, что зависит от количества и качества дидактического материала.
Четвертым - безударная гласная корня - самая распространенная в
русском языке орфограмма: она встречается во всех частях речи.
Выработка орфографических навыков требует многократного применения орфографического правила на всех занятиях не только по русскому языку, но и др. предметам, при регулярном повторении выбранной системы упражнений.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слов».
Цель: научить учащихся правильно писать безударные гласные в корне слов; обогатить словарный запас учащихся; отрабатывать навык правописания безударных гласных в корнях слов.
К данным выделенным словам подбери проверочные:
К ш...сти прибавить десять. К п...ти прибавить ч...тыре. Из
семнадцати вычесть семь. К д.„»вяти прибавить вос.мь.
Спиши слова, вставляя в них пропущенные буквы.
...втобус, ...рбуз, б...лет, завтр..к, сенеки, ...бед, к...мпот, к...лб...са,
...млеет, л...пша, м...г...зин, м...л....ко.
Какие вы буквы вставили и почему? Устно подберем проверочные слова.
А какие слова называются проверочными? Какие - проверяемыми?
3.Запишите в тетрадях: «Словарный диктант».(Упражнения с С /даны для
индивидуальной работы сильного учащегося. А - задания для слабого
учащегося.)
Тропинка, дожди, водичка, веселье, деревня, колосья, мячи, ледяной, смотреть, морской, улетать, городской, волнистый, дрозды, стрижи. Подчеркните безударную гласную в словах и поставьте ударение. (С) - А что значат слова: веселье, волнистый, дрозды, стрижи. Найдите эти слова в словарях, которые лежат у вас на партах. (А) - Найди эти слова в орфографическом словаре и запомни.
2. Выпиши сначала слова с безударной гласной А, затем с безударной гласной О. (А) - напиши проверочные слова. (В)- средний ученик) -подбери родственные слова. (А) - подбери антоним и синоним к словам: пох.. .л.. .дало, ст...льной, г...в...рит.
Пох...лодало, тв...рожиый, похв...лил, гр...за, п...ля,скв...рец,
г.. .в..рит, ст.. .льной, стр.. .на, к..вер, с.довник.
4. Составьте слова по данным схемам ((А) - с помощью учителя):
- ^ АЛП,— ^ ЛП - "~" ALJA?-^ □.
5.Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определи в каких словах
гласную нужно проверять и запоминать. Как это сделать? Запиши
предложение и выдели орфограммы.
6.Посмотрите на сюжетную картинку и скажите что на ней
изображено? Как можно ее назвать? («Следы на снегу».) - (В,С) - что
такое «сюжетная картинка»? Найдите в словаре,
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей:
зайца, волка, лисицы.
Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно
проверить (запомнить), кто затрудняется - может воспользоваться
«Орфографическим словарем».
7.Зрительно - слуховой диктант. На доске: В лесу под сосной нора. В
этой норе живет лиса с лисятами. Лиса хитра.
Прочитайте текст. Какие гласные нужно проверять? Определите.
Проверьте. (Текст закрывается, а дети записывают его под диктовку
учителя, выделяя орфограммы.) Для (В,С) - придумайте и запишите
продолжение рассказа. (Чтение написанного с проверкой.)
8.Спиши, вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные
слова. Подчеркни имена собственные.
Тр...па б...жит через л...сок. В ...с.ло шумят б...резки, дубкидипки. Алеша и Яша идут д...мой. Они были в гостях у деда Николая Фомича. Дед р...ботает л.. .сником. (С) - объясни написание выделенных букв . Какой это текст? 9. Найди ошибки и объясни их. Ребята хадили гулят в рощю .Уже прилители грочи, В шырохой долине ухалмов паслись козлята. Галодная валчиха пошла наохоту. Найдите в словаре, что такое роща, холм?
10 (С) - придумай слова с проверяемой безударными гласными А и О и запиши их в два столбика.
(В) и (А) - выпиши из текста слова с проверяемыми безударными
гласными.
На лесной полянке кланяются лиловые колокольчики, вьется цепкий
горошек, качаются одуванчики и белеют высокие ромашки.
Проползают по былинкам жучки - коровки, выбегают на дорожку
шустрые муравьи, порхают над цветами бабочки. Деловито звенит над
полями пчела.
11 .Спиши текст без допущенных в нем ошибок. Покажи все
орфограммы.
Наступили висение диньки. Вются, жужжат над первыми цвиточками
пушыстые шмили. На бересхи поевились серешки. Наш класс
раздилился на группы и работает в школном сад)/.
12,С данными глаголами при помощи приставок образуй и напиши
однокоренные глаголы.
7Л 1 I —\,
У -, при-, пере-, от (ото
До», с (со)-, о (об, обо), по -, на-, над (надо)-, под (подо), из(изо).
Гнать держать слышать дышать видеть
Образец. Пригнать - пригонит -пригонят.
13.Письмо по памяти.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес. (Н. Некрасов)
Подчеркните буквы, которые нужно проверить. А, может быть
кто - то из вас помнит его продолжение? (Если дети не помнят, то
учитель сам зачитывает его.)
14.Придумай рассказ с данными словами, запиши его, выдели
безударные гласные. Можно ли их проверить? Почему нельзя? Какие
еще орфограммы есть в этих словах?
Бассейн, кросс, теннис, хоккей.