Создание системы работы классного руководителя
Сыстеровой В.К. с родителями
по развитию личности ребенка
Необходимость данной системы в работе классного руководителя с родителями вызвана тем, что в настоящее время система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются:
отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров;
разрушение традиционных ориентиров;
низкий уровень жизни;
сложность в самореализации вступающего в жизнь нового поколения.
Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных влияний в детской, подростковой и молодежной среде.
В связи с выше перечисленными причинами следует возобновить поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь – с семьей.
Поэтому была разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями школьников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений.
Ведущая идея системы работы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Исходя из выше сказанного, определяются цели, задачи, организационно-педагогические основы системы работы с родителями.
Цель: создание условий для развития сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Задачи:
Привлечь внимание родителей к современным изменениям в образовательном пространстве школы.
Внедрить в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Организовать совместную воспитательную деятельность.
Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.
В основу работы с родителями положены принципы:
Методы работы с родителями:
Формы работы с родителями
Изучение семей обучающихся:
пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
родительские собрания “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми различных возрастных групп”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком”.
Оперативное информирование состояния учебных достижений учащихся на основе электронного журнала и текущих оценок за месяц, выставленных в дневниках.
В клубе по НОУ позволяет проводить учебные и внеучебные научно – исследовательские и социальные проекты, в которых участвуют родители.
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
родительский лекторий “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;
участие родителей в сетевых вебинарах, привлечение внимания родителей к методической литературе и электронным ресурсам, в том числе в рамках проекта «Школа цифрового века»;
встречи с медицинскими работниками “Психолого-физиологические возрастные особенности: младших школьников, подростков, юношей и девушек”, “Наркомания, СПИД — признак духовно-нравственного кризиса молодежи: диагностика и профилактика”, просвещение по профилактике социально значимых заболеваний;
встречи Родительского комитета, с администрацией школы, учителями: “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”, «Предпрофильное обучение — социальный заказ общества к системе образования в условиях его модернизации»;
“Круглый стол” родителей, учащихся, администрации школы “Государственная итоговая аттестация: требования, механизм проведения, проблемы, подготовка учащихся”;
встреча с юристом, психологом “Профилактика правонарушений несовершеннолетних”.
Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;
конкурс “Мама, папа, я — уникальная семья”, традиционные русские праздники «Масленица», «Святки», семейных альбомов;
мероприятия: КВНы, интеллектуальное казино: “О, счастливчик!”, “Седьмое чувство”, “Русский день”, встреча с интересными людьми;
конференция “Круг семейного чтения”;
совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;
фотовыставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”, «Мое село»;
совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки, походы;
написание совместных социальных проектов и разработка исследовательских работ.
Дни открытых дверей для родителей:
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;
конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
организация благоустройства и озеленения школьного двора;
ремонт и оформление классных кабинетов.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
активное участие в деятельности Управляющего совета;
организация деятельности Родительского комитета;
организация деятельности Клуба молодой семьи;
создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожелания совершенствования образовательного процесса;
обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Основные направления взаимодействия школы с семьей
Повышение педагогической культуры родителей:
знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
изучение закономерностей развития ребенка;
содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни в семье:
родительские практикумы по закаливанию;
практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
клуб любителей семейных путешествий;
Повышение правовой культуры родителей:
изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
изучение Закона РФ “Об образовании”;
изучение Семейного кодекса РФ.
Участие родителей в жизни класса и школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.
Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 30% родителей с высшим образованием и со средним профессиональным - 50) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.
Участие родителей в управлении ОО:
инвесторы-спонсоры;
социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
эксперты качества образования;
защитники прав и интересов ребенка.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых
В практике школы используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены па повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимосвязи школы, семьи, общественности, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса. Один раз в четверть в классах проводятся родительские собрания, два раза в год - общешкольные родительские собрания.
Родители могут посетить уроки в своем классе, внеклассные мероприятия, встретиться с учителями-предметниками.
Главным условием успеха является творческий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью.
Педагогам и родителям на заметку
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.