СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы классного руководителя в рамках воспитательного пространства гимназии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта классного руководителя старших классов 

Просмотр содержимого документа
«Система работы классного руководителя в рамках воспитательного пространства гимназии»

Современная ситуации в России, характеризующаяся динамичным развитием экономики, быстрой сменой техники и технологий, ростом конкуренции, сокращением сферы малоквалифицированного труда, прогрессирующим увеличением объема информации, новыми формами взаимодействия людей свидетельствует о потребности общества в личности, способной адекватно реагировать на изменение ситуации, принимать правильные и ответственные решения, работать в группе и разрешать возникающие проблемы и конфликты, учитывая мнения различных сторон. Очевидно, что без развитых социальной и нравственной компетенций человеку трудно соответствовать требованиям, предъявляемым обществом. Формирование всех базовых компетенций, безусловно, должно быть обеспечено на школьном уровне.

Практическая цель деятельности нашей гимназии – это выпускник, наделенный определенными качествами, личность, ориентированная на общечеловеческие ценности, способная жить в постоянно меняющемся мире, уметь реализовать в жизни свою индивидуальность и свои способности. Я как классный руководитель организую свою работу по направлениям, способствующим реализации целевых воспитательных подпрограмм и формированию нравственной и социальной компетенции гимназиста.


«Зеркало души»

Слово «воспитание» этимологически восходит к слову «питание», то есть воспитывать – это питать духовно. В связи с этим нужно с малого возраста объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо. Наш курский священник Михаил Шурпа, обращаясь и к взрослым людям, предлагает

следующий критерий для определения нравственности: если нам хочется что-то рассказать, поделиться чем-то с друзьями и близкими, значит это хорошее дело, а если хочется что-то скрыть, утаить – это сигнал того, что мы поступили дурно. «Нравственность человека видна через его отношение к слову», - слова Л.Н. Толстого. В связи с этим на протяжении всех 7 лет классного руководства в программе воспитательной работы мною предусмотрена линейная система классных часов «За чистоту русского языка». Наиболее эффективными я признаю ролик о влиянии дурного слова на структуру воды (его можно найти в Интернете), методика «Сердце» (говорим обидные слова, загинаем части бумажного сердца – чтобы его спасти, говорим добрые слова, делаем вывод), методика «Какой я человек»- дан цветок из бумаги с 6 лепестками. В середине слово «Я». Нужно написать 6 слов, наиболее употребляемых в школьной жизни, потом заштриховываем те слова, от которых хочется избавиться, прикрепляем цветы магнитами к доске-получаем букет «Автопортрет класса», делаем выводы.

В стенах школы дети получают светское образование. Однако с учетом того, что дети придерживаются нескольких религий, я стараюсь использовать и эти ресурсы. Интересно прошел классный час «Что в имени тебе моем», предлагалось выяснить истории имени и святых покровителей, а также их богоугодные дела, а также привести примеры героев-курян с таким именем, как у ребенка. В конце концов дети пришли к выводу, что действительно человек красит имя, а также, что свое имя нужно так же прославлять, как это сделали до тебя.

Провожу классные часы и о таких людях-примерах нравственного поведения, как доктор Лиза, преподобный Серафим Саровский, Лео Бокерия, Андрей Хмелевской. Постепенно дети приходят к выводу, что героями не рождаются, героями становятся».

«Я гражданин»


Проблема воспитания достойного гражданина и патриота актуальна во все времена. Цель гражданско-патриотического воспитания – подготовка обучающихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе, воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой народ. Во время Навальных, лжеинформационных потоков, зомбирование политического сознания молодого поколения, следует вспомнить ФЗ об образовании: «воспитание дает прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирует гражданственность и патриотизм». Практика показывает, что ученик полнее ощутит себя гражданином, если при обсуждении любой проблемы на классном часе будут звучать вопросы: « А как ты относишься к данной проблеме?», « Согласен ли ты с высказанной точкой рения?», «Как ты аргументируешь свое мнение?» А чтобы воспитать человека с активной гражданской позицией, переживающей за судьбу страны как за свою собственную, очень эффективно проводить пресс-конференции, круглый стол, дискуссионные трибуны, блицтурниры, ролевые игры типа «Выберем президиум нашего класса». Немаловажную роль играет изучение символики, гимна страны в целом, а также Курска и ОУ. Мероприятия, посвященные историческим судьбам России, годовщине создания Курской крепости, Дню освобождения г.Курска от немецко-фашистских захватчиков, Дню города, освобождения Москвы от польских интервентов Мининым и Пожарским, открытка ветерану сопровождается символами России и Курской области.

Трудно переоценить воздействие на ребят темы ВОв. Они пишут сочинения, изучают историю героев своей семьи, участвуют в акциях «Бессмертный полк», «Белый цветок», «Георгиевская ленточка». На классных часах и мероприятиях, посвященных данной тематике использую репродукции картин и фотографий с тематикой, экранизации фильмов, как художественных, так и документальных. В рамках данной тематики класс посещал интереснейшее мероприятие в музее.

Однако главное дать возможность детям поразмышлять самостоятельно.1941-1945, Россия и Чечня, Израиль и Палестина, Афганистан, Сирия… Чувство патриотизма- это чувство гордости за

свою родину, в частности за малую. К.Воробьев, Е.Носов, К.Малевич (один из своих квадратов написал у нас в городе), Дейнека, Свиридов, Курчатов и т.д.

«Мое здоровье»


«Человек может жить сто лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры», - И.П. Павлов. Дети часто не осознают ценность здоровья, пагубность вредных привычек. На протяжении 6 лет классного руководства в моем классе мною проведены классные часы о гигиене, режиме дня, «Глаз – алмаз», «Кто наши враги», «ГМО», о значении спорта, режиме питания, о вредных привычках и путях их преодоления, «ГТО. А вам слабо?». На сегодняшний день почти все девочки и один мальчик из моего класса ходят на фитнесс и придерживаются системы правильного питания, спортивных успехов достигли в хоккее, легкой атлетике, футболе.


«Моя семья»


Очень часто родители, которых я вызываю в школу, чтоб призвать к ответственному родительству, задают мне вопрос: «Что мне делать». Создается ощущение, что сейчас классный руководитель выдаст подробную инструкцию с перечнем всех необходимых действий, которые, скорее всего, уже завтра приведут к положительному результату. Я придумала такой же вопрос, вопрос-противовес: «А что вы уже сделали?». Кто-то по четвергам ходит с детьми в парк кормить голубей, у кого-то вся семья собирает пазл, для некоторых обязательная вечерняя процедура – совместное чаепитие. И это есть семья. Время – вот инвестиция, ведущая к положительному результату. Сколько времени вложишь в ребенка, столько и получишь обратно. И терпения, конечно же. Но, как правило, клубы выходного дня посещают те же родители, что вчера вечером с ребенком обсуждали прожитый день… Куда мы только не ездили, мы с детьми разгуливали по площади Независимости в Минске, мамы накупили белорусских сапог…А однажды благодаря папе нашего класса мы поехали на электричке в настоящий поход с ночевкой.. Мама нашего класса на 2 суток изъяла у детей мобильные телефоны и 2 дня родители погружали детей в свое детство и молодость. Приехать на место можно было только ориентируясь по карте, мы разбились на 2 группы и соревновались, кто дойдет быстрее. Некоторые родители ехали на машинах, однако дети несли рюкзаки со своими вещами самостоятельно. А дальше сами разбивали палатки, гречневая каша с тушенкой, волейбол, казаки-разбойники, стрельба из пневматики по мишеням в присутствии родителей, песни под гитару, рассказывание страшных историй у костра и пионерский костер, которого даже я не видела. Чтобы поработать и в направлении интеллектуального развития провели викторину по истории. А в награду дали всем по монете из купленного в магазине «Оптимист» наборы «Великие исторические деятели». Монетка осталась не только на память, но и каждый подготовил потом доклад о человеке, изображенном на монетке». Покажу вам маленький ролик, как мы еще проводили время вместе.

«Мир профессий»

Классного руководителя в старших классах сейчас называют и тьютором, человеком, оказывающим педагогическое сопровождение и наставничество в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также помогающим построить свою образовательную траекторию. Каждый из нас объединяет вокруг себя детей, которые любят твой предмет. И я надеюсь, что Амелин Дима воплотит свою мечту находиться по ту сторону экрана, уже воплотил, Колчева Даша свяжет свою жизнь с литературой, издательским делом, Суязова Нана и Батурлова Полина станут учителями русского языка, Катя Казанчук выберет профессию, связанную со словом… А все началось с того, что эти дети, да и не только эти, очень полюбили читать, поняли, что литература – зеркало нашей жизни, потом мы начали писать, на Стихи.ру, Проза.ру, читать свои произведения в классе. Знакомя детей с миром профессий, в старших классах я получила детей-коллег, которым интересны предметы, преподаваемые мною. Социализацию дети проходят успешно. Как они себя реализуют? Мы знаем,что соц.сети – сейчас называют угрозой национальной безопасности. Самая посещаемый контект, в том числе и нашими детьми, - ВК. Благодаря Оксане Викторовне, которая через Совет обучающихся, организовала пресс-центр гимназии вк многие дети уже почувствовали самореализацию в качестве журналистов, также они подают пример детям моложе их, учат культуре общения в Интернете. Наталья Николаевна Мальцева познакомила детей с миром профессий, которых оказалось очень много, только около 30 связанные с компьютерными технологиями. Наталья Павловна организовала и мы вышли в сузы и вузы, на предприятия, посмотрели на практическую сторону. Недавно мои филологи провели замечательный день в стенах КГУ на неделе французского языка благодаря Светлане Анатольевне. Пост № 1 помог стать сильнее духом, выносливее физически, более организованным, сплотил. Таким образом, я хочу сказать, что воспитательная среда гимназии дает возможность каждому ребенку и педагогу реализовать себя, предлагает выбор, также организуемая в гимназии воспитательная среда способствует формированию устойчивых нравственных норм в коллективе школьников. Нравственную и социальную компетенции гимназистов формируем мы, педагоги, через повседневный творческий труд. «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывают все: люди, вещи, люди, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». А.Н. Макаренко.


Технология критического мышления

Основана на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск ёё решения.

Технология личностно-развивающего диалога.

Создание такой среды в классном коллективе, которая способствует накоплению опыта решения личностно-значимых проблем.

Технология проведения дебатов.

Формирование умения убедить нейтральную сторону в том, что ваши аргументы лучше, чем у оппонента.

Технология проведения гражданского форума.

Используя возможности ИКТ, ученики сравниваю разные подходы к решению значимой проблемы, таким образом формируется навык выработки общественного суждения в диалоге, в поиске компромисса, в предвидении последствий принятых решений.

Метод «ПОПС-формула».

Позволяет выразить свое мнение в четкой, сжатой форме. П-позиция, О-обоснование, П-пример, С-следствие.

Метод «Погружение».

Предполагает непосредственное соприкосновение учащихся с традициями, обычаями, эпохой и т.п.

Метод «Кейс-стади».

Методика ситуативного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики, и требующая от ученика поиска целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации».

Метод «Шкала мнений».

Дает возможность продемонстрировать разнообразие мнений, дать возможность высказать свою точку зрения.

Методика дискурсивной деятельности.

Дискурсия – групповое размышление над каким-либо жизненным вопросом, через эмоции и разум обретение личностного смысла, определяющего общий образ жизни. Дискурсивная деятельность имеет множество форм: беседа, конференция, социально-ролевая игра, анализ афоризмов и т.д.