СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по развитию у обучающихся коммуникативных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит систему работы по развитию у обучающихся коммуникативных навыков в процессе изучения программы "Разговор о правильном питании".

Просмотр содержимого документа
«Система работы по развитию у обучающихся коммуникативных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании».»


Система работы по развитию у обучающихся коммуникативных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании».

Актуальность проблемы.

В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе и через внеурочную деятельность.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Разговор о правильном питании» разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании РФ, положениями документа "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". А также на основании приказа Минобразования и науки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», письма Минобразования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

Одна из главных задач, решаемых в образовательных учреждениях - обеспечение конституционного права каждого ребёнка на охрану его жизни и здоровья.

Питание играет огромную роль в жизни человека. Исключительное значение питание имеет в период наиболее интенсивных процессов роста и развития всех систем организма. Обучение в школе связано с большими умственными и физическими нагрузками.

Для сохранения здоровья и работоспособности школьников в этих условиях необходимо, чтобы получаемая ежедневно пища полностью восполняла то количество энергии, которое учащийся затрачивает в течение суток. Чрезвычайно важно, чтобы школьное питание дополняло, а в некоторой мере и восполняло не всегда качественное питание дома.

Важнейшим фактором здоровья является соблюдение принципов рационального питания. Нерациональное питание негативно сказывается на здоровье и физическом развитии школьника, ведёт к нарушению процессов обмена веществ, снижению иммунитета, способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и всего организма.

При изучении данного курса учащиеся узнают о здоровом, рациональном питании как основе сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Школьник должен понимать, что такое здоровое питание, что надо есть, как надо есть, зачем надо есть, каковы особенности современного питания.

Большинство родителей осознаёт важную роль питания для здоровья своих детей, но не достаточно информировано о том, как правильно его организовать. Бытует мнение, что качество питания зависит от благосостояния семьи. Во многих семьях до сих пор укоренилась традиция и мнения, которые противоречат медицинским рекомендациям по рациональному питанию. Нередко питание бывает однообразным, строится с учётом лишь одного принципа – удовлетворения вкусов членов семьи.

Часто вместо натуральных продуктов используются продукты быстрого приготовления: пельмени, колбасные изделия, чипсы, газированные напитки, генетически модифицированные продукты и т.д. При таком однобоком рационе ребёнок не получает достаточного количества пищевых веществ, необходимых для его нормального роста и развития.

Актуальность введения данной программы усиливается статистическими данными по увеличению заболеваемости детей болезнями желудочно- кишечного тракта, аллергическими заболеваниями, а также йододефицитным состоянием.

Программа «Основы здорового питания» представляет собой систему работы по развитию у обучающихся коммуникативных навыков.

Авторы программы Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г.

Программа разработана для занятий во внеурочной деятельности в 4 классе и рассчитана на второе полугодие в объёме 16 часов. Кроме того, при изучении учебного курса «Окружающий мир» также возможно знакомство с отдельными разделами и темами программы «Основы здорового питания».

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как

составляющей здорового образа жизни.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является её содержательным продолжением. Он предназначен для детей 10-11 лет, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

УМК «Две недели в лагере здоровья» решает следующие воспитательные задачи:

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Содержание УМК отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность;

  • научная обоснованность;

  • практическая целесообразность;

  • динамическое развитие и системность;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации;

  • модульность структуры;

  • вовлеченность родителей;

  • культурологическая сообразность;

  • социально-экономическая адекватность.

Использование комплекта направлено на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определенной степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Пути, средства и методы достижения цели.

Для достижения намеченных целей и задач содержание программы построено таким образом, чтобы используемые формы и методы её реализации носили игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

Формы организации занятий:

  • сюжетно-ролевые игры;

  • чтение по ролям;

  • рассказ по картинкам;

  • выполнение самостоятельных заданий;

  • игры по правилам – конкурсы, викторины;

  • мини-проекты;

  • экскурсии;

  • совместная работа с родителями.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;

  • поисковая деятельность;

  • проектная;

  • здоровьесбережения;

  • моделирование;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • игровая.

Используемые методы контроля:

  • выступление;

  • выставка;

  • презентация;

  • защита проекта;

  • мини-конференция.

Особое внимание уделяется привлечению родителей к реализации программы. Перед началом занятий взрослых членов семьи знакомят с содержанием УМК, объясняют цели и задачи обучения по данной программе. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой работы – непременное условие для успешной реализации задач программы.

Планируемые образовательные результаты:


  • Предметные результаты - научатся формулировать основные правила здорового питания; обосновывать необходимость их соблюдения; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу каждого занятия и стремиться ее выполнять; работать в паре, в группах, самостоятельно, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

  • Личностные результаты — формирование бережного отношения к своему здоровью и установки на правильное питание; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог.

  • Метапредметные результаты — овладеть начальными сведениями об особенностях своего организма и здорового питания; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради (на развороте, в содержании, в дневнике физического развития, во вкладышах-наклейках).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания рабочей тетради, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


В результате освоения программы воспитанники должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • различать «полезные» и «вредные» продукты;

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.


знать:

  • основы рационального питания;

  • о “полезных” и “вредных” продуктах, значении режима питания;

  • правила этикета, связанные с питанием, осознавать, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

  • народные традиции, связанным с питанием и здоровьем.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает стороны здорового питания, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть аккуратным, соблюдать правила этикета.

Сроки реализации программы, распределение часов по годам обучения.

Данная программа внеурочной деятельности реализуется в 4 классе во II полугодии 2015-2016 учебного года. На занятия отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 16 часов в первом полугодии.

Содержание программного материала.

№ занятия

Тема занятия.

Количество часов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.


14.

15.

16.

Давайте познакомимся.

Из чего состоит наша пища.

Что нужно есть в разное время года.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Где и как готовят пищу.

Как правильно накрыть стол.

Молоко и молочные продукты.

Блюда из зерна.

Какую пищу можно найти в лесу.

Что и как приготовить из рыбы.

Дары моря.

Кулинарное путешествие по России.

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Как правильно вести себя за столом.

Олимпиада здоровья.

Что узнали. Чему научились.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа.

Возрастная категория обучающихся, на которую рассчитана программа 10 – 11 лет.

Формы организации детского коллектива.

Программа предусматривает организацию следующих форм занятий:

  • индивидуальная;

  • работа в паре;

  • работа в малых группах (4 - 6 человек).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Разговор о правильном питании» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) гербарии; продукты питания; столовые приборы; бытовые приборы для кухни;

2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска, принтер) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном питании».

Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Разговор о правильном питании», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы «Разговор о правильном питании», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Литература

 Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013.

 Методическое пособие для учителя «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2013.

 Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. М.ОЛМА Медиа Групп 2015.

  • Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.prav-pit.ru/

  • «Петербургская кухня» Криворогов Р. Б. Санкт-Петербург АО «Иван Федоров».1994.

  • «Лучшие кулинарные рецепты» Воробьева Т. М, Гаврилова Т. А. Москва ЭКСМО. 2003.

  • «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Москва. ВАКО. 2004.

  • «Здоровьесберегающие технологии». В. И. Ковалько. Москва. ВАКО. 2004.

  • Книга о здоровье. Сборник. Сост.: Ю. В. Махотин, О. В. Карева,

Т. Н. Лосева. Под ред. Ю. П. Лисицына. Москва. «Медицина». 1988.

  • «Сто тысяч почему». М. Ильин. Ленинград. «Детская литература». 1989.



7