Система работы по проблеме регионального компонента (взаимосвязь классных и внеклассных мероприятий).
Региональный компонент является составной частью общеобразовательной программы, поэтому я использую материалы донского региона в учебной и внеурочной деятельности, отдавая при этом предпочтение интеграции курсов «Русский язык», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка», «История».
Системное изучение произведений регионального компонента, в частности, в произведениях М.А. Шолохова, на уроках русского языка и литературы способствует формированию любви к Донскому краю, к его истории, искусству, литературе, т.к. только изучая произведения М.А. Шолохова в системе, учащиеся могут получить необъятную информацию об особенностях народного менталитета человека прошлого, его этнокультуры, направленную на реконструкцию народной культуры и традиций, а также сведения об особенностях функционирования человека в мире этих традиций, получить представление о тех духовных, морально-этических ценностях, на которые ориентировались наши предки.
В своей работе использую различные формы уроков регионального содержания, различные методы и приемы.
Так, на уроках русского языка использую такой методический прием, как монотекстоцентризм: отбираю тексты из произведений М.А. Шолохова в зависимости от изучаемой темы (при этом обращаю внимание на возрастные особенности психологии школьников, т.к. тексты должны вызывать интерес, желание изучить их). Работа с текстом может быть включена на различных этапах урока; представлять собой разные виды деятельности: различные виды диктантов, лингвистический анализ повествования, лексическая работа, все виды разборов, словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм, особенности синтаксиса, морфологии и т.п.
Для проведения контрольных диктантов на региональной основе использую «Проверочные материалы по русскому языку для 5-9 классов», составленные В.Я. Рыбниковой и Т.И. Павловой.
Воспитывая у школьников на уроках русского языка чувство прекрасного, подбираю регионосодержащий дидактический материал, позволяющий показать ученикам культуру и красоту малой родины. Так, в 5 классе при изучении раздела «Лексика» ввожу темы «Диалекты, русские донские говоры», «Пословицы и поговорки Донского края».
На уроках по развитию речи провожу заочные экскурсии по историко-литературным местам Ростовской области (по станциям Вешенская, Пухляковская, Раздорская) с последующими творческими заданиями.
Считаю, что такие формы работы помогают в развитии интереса школьников к урокам русского языка.
Изучение жизни и творчества М.А. Шолохова на уроках литературы также идет в системе на протяжении всех лет обучения.
На уроках литературы использую разные формы деятельности учителя и учеников, разнообразные методы и приемы:
-метод комплексного чтения (из текста выбираем наиболее важные сцены, при этом поясняем и анализируем в классе социально-историческое и лингвистическое содержание);
-задания по подготовке сообщений с указанием эпизодов, наиболее значимых для понимания характеров;
-задания, основанные на материалах литературно-критических работ (предлагается опровергнуть или подтвердить новыми доказательствами из художественного текста);
-работа по группам (анализ текста);
-сопоставительный анализ (например, «Тема революции и гражданской войны в романах «Тихий Дон» М.А. Шолохова и «Доктор Живаго» Б. Пастернака»);
-обсуждение докладов и защита рефератов по темам «Историческая и художественная основа «Донских рассказов» М.А. Шолохова»; «Воспоминания писателей-земляков о Шолохове»; «Донские песни в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»;
-монографическое изучение двух-трех произведений из «Донских рассказов» (в средних классах).
Целевые установки литературного образования предполагают и разнообразные виды и формы уроков. Так, изучая биографию писателя-земляка, провожу уроки «Личность и судьба М.А. Шолохова»; «Штрихи к биографии писателя-летописца» (урок-викторина), «Я жил и живу среди своих героев» (Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова), «Дон в жизни и творчестве М.А. Шолохова», а также:
-урок - заочная экскурсия по станице Вешенской: «Вешенская – гнездо казачьего быта. Социалистическая характеристика казачества»;
-интегрированный урок «Иллюстраторы шолоховских произведений»;
-уроки-конференции по темам: «Актуальность проблем «Донских рассказов» для нашего времени»; «Историческая правда «Поднятой целины»; «Размышляя над страницами «Тихого Дона».
Внеклассные виды деятельности дополняют систему изучения жизни и творчества М.А. Шолохова:
- литературная гостиная – «Мирр Шолохова», «Шолоховский край», «Жизнь и творчество Шолохова в поэзии донских поэтов»;
-исследовательские работы по темам: «Семья в русской философии ХХ века и романе-эпопее «Тихий Дон»; «Человек на войне и война в человеке» (трагедия судьбы Григория Мелихова); «Что в имени тебе моем?»;
-интеллектуально-познавательная игра «Счастливый случай» (по произведениям М.А. Шолохова);
-литературно-музыкальная композиция: «Тема войны в творчестве М.А. Шолохова», «Природа Тихого Дона в произведениях М.А. Шолохова и художников Б. В. Щербакова, М. Грекова, Н. Дубовского».
-
Изучение произведений М.А. Шолохова в системе урочной и внеурочной деятельности позволяет формировать у школьников патриотические традиции любви к родной природе, родному слову, родной казачьей песенной культуре, а также традиции взаимоотношений людей разных поколений, традиции уважения к старшим, рыцарского отношения к слабым и безоружным, т. е. позволяет использовать знания о традициях казачьего прошлого для лучшего познания настоящего.