Система работы с одаренными детьми в ДОУ
МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска»
Адрес: 412804, Саратовская область, г.Красноармейск, 5 микрорайон, д.48
т.2-71-81
Актуальность
Динамика социально-экономической и общественной жизни Российского государства свидетельствуют о возрастающей необходимости анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает проблема детской одаренности. Работа с одаренными детьми становится приоритетной.
Программа «Одарённый ребёнок»
Данная программа предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития, способству е т активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.
Нормативно-правовая база
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
- Подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» Министерство Образования РФ
- Программа «Одаренный ребенок»
Система отбора детей в группу включает:
- Наблюдение за детьми;
- Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети);
- Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития;
- Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности
Цель программы:
Обеспечение условий для раскрытия и развития умственных способностей одаренных детей.
Основные задачи:
- Выявление детской одаренности.
- Создание условий для обучение и воспитание детей с высоким уровнем умственного развития.
- Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.
Программа включает в себя ряд занятий, непосредственно относящихся к развитию умственных способностей
Ознакомление с пространственными отношениями
Развитие элементарных математических представлений
Ознакомление с элементарными физическими явлениями
Ознакомление с природой
Развитие речи и ознакомление детей с художественной литературой
Программа включает в себя ряд занятий, непосредственно относящихся
к развитию умственных способностей (продолжение)
Формирование элементов логического мышления
Подготовка к обучению грамоте
Подготовка к сюжетно-ролевой игре
Изобразительная деятельность
Конструирование
Организация образовательного процесса в группе «Одаренный ребенок»
Содержание образовательного процесса определяется
программой «Одаренный ребенок».
Образовательная работа обеспечивает целостность учебно – воспитательного
процесса и способствует дальнейшему развитию умственной одаренности.
Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии,
обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей.
Предметно – развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию.
Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии
с образовательной программой «Одаренный ребенок»
и индивидуальными склонностями детей.
Особенности организации учебной деятельности
В группу «Одаренный ребенок» отбирается не более 15 человек, что дает возможность
обеспечить более успешную и продуктивную работу с детьми.
На занятиях используются наглядные
модели как основные средства
обучения дошкольника.
Воспитатели всегда готовы поддержать
детскую инициативу, и изменить ход
занятия в соответствии с ней .
Осуществляется индивидуально дифференцированный подход, задания
распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка.
Большая часть заданий дается детям в
игровой максимально привлекательной
для них форме.
Занятия проводятся по подгруппам,
предусматриваются и
индивидуальные занятия.
Введены дополнительные виды занятий:
- занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения;
- занятия с психологом; английский язык; хореография;
валеология.
В группах организована работа с детьми по интересам.
Основные принципы организации образовательного процесса по программе «Одаренный ребенок»
Обучение на более высоком уровне трудности
Создание обогащенной предметной и образовательной среды,
способствующей развитию одаренности ребенка
Индивидуализация и дифференциация обучения
Психолого - педагогическая поддержка ребенка
Использование новых образовательных технологий
Организация отбора детей в группу «Одаренный ребенок»
Система отбора включает в себя:
- Наблюдение за детьми
- Анкетирование взрослых
- Групповое обследование
- Индивидуальное обследование детей с помощью методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности
Требования к деятельности педагога
- Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе
- Склонность педагога к творческой деятельности
- Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы
- Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества
- Личностная готовность к работе с одаренными детьми
- Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности
Взаимодействие с семьями детей, посещающих группу «Одаренный ребенок»
цели:
- привлечение родителей к участию в жизни группы
- повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей
- осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье
- дифференциация работы с родителями
Развивающая среда ДОУ
Развивающая среда группы
Спасибо за внимание!