Система работы с одаренными детьми. Подготовка детей к участию в предметных олимпиадах. Индивидуальные особенности школьника формируют качества его личности, и задача учителя помочь ребенку развить и совершенствовать эти качества, которые лежат в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой, предметно-практических сферах. Поэтому основанная цель моей педагогической деятельности, особенно в работе с одаренными детьми – такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Для того чтобы добиться желаемого результата на олимпиадах различного уровня требуется очень долгая целенаправленная работа учителя. Первый этап этой работы заключается в том, чтобы с первых уроков физики заинтересовать ребят в изучаемом предмете, особенно ребят способных. Учителю достаточно провести два - три урока в классе, чтобы определить уровень интеллектуального развития, степень логического мышления учащихся и тогда легко выделить детей, с которыми в дальнейшем необходимо работать целенаправленно. Для развития заинтересованности в изучаемом предмете на начальном этапе является положительные внешние действия учителя по повышению самооценки ученика: выраженная похвала, более частые вызовы к доске, создания на уроке познавательных конфликтов, которые дают возможности ученику доказать свою правоту или выявить ошибки в собственном суждении. В такой ситуации учитель не должен показывать свои преимущества перед учеником, а вести дискуссию с ним на равных, иногда дать возможность ученику почувствовать себя более сильным в соответствии со своей точки зрения. Хорошим стимулом в развитии познавательной деятельности является групповая работа на уроках (особенно в составе постоянных групп), так как способные ученики всегда являются лидерами групп. Групповой метод обучения решает одну из важных проблем – обучая, обучайся сам. Работа на уроке с дополнительной литературой обязательно явится толчком для способного ученика, взять книгу домой, чтобы с ней поработать и когда в дальнейшем класс с большим вниманием слушает интересный рассказ своего соученика, можно считать, что познавательный интерес к предмету сформулирован, но его необходимо поддерживать в течение всего периода обучения. В процессе всего обучения необходимо формировать мотивационно - смысловую готовность в использовании полученных знаний. Учитель обязан сформировать у ученика представление о важности изучаемого предмета и с точки зрения профориентации, с точки зрения общего уровня интеллектуального развития, и, конечно же учитель должен развивать умение практического использования полученных знаний, подчеркивая постоянно на конкретных примерах, то что вы изучаете сегодня, нужно будет вам постоянно в вашей повседневной жизни. Большая часть ребят хорошо владеют компьютером. Компьютер является безотказным универсальным средством в развитии заинтересованности ребят в обучении. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей и развитие их творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа). В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, задачи. Для многих тем курса физики мною разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. Очень важно ставить перед учащимися задания, требующие самостоятельного их поиска или создания, подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности. По возможности использовать для них материал, отвечающий интересам учеников, имеющий положительную эмоциональную окраску. При этом надо учить их при решении задачи переходить на абстрагированный уровень, отвлекаясь от конкретного содержания. С этой целью просто необходимо широкое применение, использование в текущей учебной работе разноуровневых дидактических материалов Задачи нестандартные, повышенной сложности включаю в содержание тематических зачетов и контрольных работ, периодически – в домашние работы. Перед учащимися ставлю цель отыскать оригинальные, красивые решения. Несколько способов решения. Такая работа развивает творческие способности учащихся. Творческие домашние задания. Например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе проводится несколько уроков, на которых ребята рисуют по координатам страуса, слоненка, коня, лебедя и т. д. После чего им предлагается домашнее задание: придумать свою картинку, нарисовать ее по точкам в координатной плоскости и записать координаты этих точек. Эмоциональный эффект такой работы переоценить достаточно сложно. Через три года, в 9 классе, при изучении квадратичной функции, ребята с удовольствием принимают предложение порисовать уже графиками функций, хотя эта работа требует хороших знаний, значительно более кропотливая и сложная. Учителя математики согласятся, что это тема «Геометрические преобразования графиков функций» из самых сложных в курсе 9 класса. Ребятам, которые хорошо зарекомендовали себя на уроках математики, было предложено придумать свои: дробно-линейную функцию, функцию, содержащую аргумент под знаком модуля, и функцию, содержащую аргумент под знаком корня, построить их графики и описать построение. После этого ребята, которые справились с заданием, с радостью помогали своим одноклассникам разобраться в теме, используя не те функции, которые предлагались в учебнике, а свои собственные. Решения одной и той же задачи различными способами демонстрирует непреложность выводов науки математики, подчеркивает красоту учебного предмета, здесь так же важны краткость доказательства или решения, неожиданный подход, наглядность, связь между различными темами школьного курса математики. Решение задач различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности. Например, в 7 классе на первом уроке изучения темы «Решение задач с помощью уравнений» ребятам можно предложить старинную задачу из папируса Ахмеса, XIX в. до н. э. Куча, ее половина, четвертая часть и ее целое составляют 10. Что есть куча? (В египетских папирусах неизвестное число обозначалось «аха» или «хау», т. е. куча, количество, совокупность.) Ребятам предлагается решить эту задачу двумя способами: арифметическим и алгебраическим, а в конце урока, как награда за труд, можно рассказать третий старинный способ – правило ложного положения. Использование старинных задач на уроках математики – очень веский аргумент в пользу того, что математику нужно учить не только для того, чтобы сдать зачет, написать контрольную работу или успешно сдать ЕНТ, а, прежде всего, для того, чтобы быть образованным человеком. Важно на практике решать различными способами и нестандартные задачи, самостоятельно искать новые идеи. Развитие исследовательских умений и навыков помогает учащемуся выйти на уровень теоретического мышления, развивать творческий потенциал, сформировать интерес к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения. На уроках физики я систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащиеся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники, уроки-практикумы. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Для того чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. |