Система работы с одарёнными учащимися
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Уверена, что работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы
Цель моей работы с одаренными учащимися – это создание условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Задачи:
- обеспечить возможность участия одаренных учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
- способствовать развитию каждой личности.
В своей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми использую следующие принципы:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
Основные формы работы с одаренными детьми:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах, индивидуальные творческие задания и дискуссии);
- занятия в профильных классах;
- элективные курсы;
- исследовательская работа;
- участие в научно-практических конференциях (различного уровня);
- подготовка к олимпиадам (различного уровня);
-участие в интерактивных и дистанционных олимпиадах.
Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям:
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
2.Выделение одарённых детей в каждом классном коллективе.
3.Подбор дифференцированных заданий.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов и чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одарённых детей специально разрабатываются творческие задания, которые стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.
2. Метод проектов.
Не новой, но востребованной формой работы с одаренными учащимися является научно-исследовательская деятельность.
Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. Ежегодно в апреле в гимназии проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами.
3. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознания.
- Информационно-коммуникационные технологии.
В работе с одарёнными учащимися наибольшую эффективность демонстрируют следующие инновационные технологии. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.
Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
- Проблемное обучение.
Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории мне помогает использование элементов проблемного обучения.
В ходе реализации метода проблемного обучения учащийся усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Когда стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что учащиеся стали активнее и самостоятельнее. Замечу, что в процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. На таких уроках меняется роль учителя. Он становится консультантом, помощником, координатором, организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
4. Профильное обучение
В течение нескольких лет работала в профильных классах социально-гуманитарной направленности. Профильное обучение создает предпосылки не только для успешного самоопределения старшеклассников, что но и открывает возможности для развития способностей, одаренности учащихся.
5. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)
Для поиска одаренных учащихся серьезное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам. Индивидуальные и коллективные занятия также провожу с учащимися, сдающими ГИА по истории и обществознанию в 9,11 классах.
Одним из показателей результативности работы учителя является успешность работы с одаренными учащимися, их подготовка к выступлениям на олимпиадах, конкурсах, руководство исследовательской деятельностью.
Уверена, что при работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать дифференцировано, осуществлять индивидуальный подход, консультировать учащихся;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что система работы с одаренными детьми позволяет самому учителю работать в режиме развития.