СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлен опыт работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.»

Система работы
учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.





Финогеева Ольга Павловна-

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кружилинская СОШ»

Шолоховского района Ростовской области.







слайд №2

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Он является обязательным для всех выпускников

Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:

* индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося;

* системности.

слайд № 3

Я считаю, что подготовка к ЕГЭ начинается в 5 классе. Уже тогда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами.

Пятиклассники ведут тетрадь-накопитель, где систематизируют полученные знания в форме таблиц, разрабатывают алгоритмы. Ведь по окончании учебного года они вынуждены сдавать учебники в библиотеку и найти нужное правило им потом будет сложнее.

слайд № 4

слайд №5

Организацию подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ  начинаю со знакомства с демонстрационными материалами на консультации по русскому языку.

КИМы по русскому языку составлены таким образом, что позволяют проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.

слайд №6

Составляется график посещаемости. Ученики еженедельно в определенный день приходят со своими вопросами к 8 часам. Каникулярное время не является исключением.

Ф.И.

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

Долгова













Зыков













Зыкова













Лиховидова













Магомедов













Овчаров













Пахомова













Софина















В старших классах провожу мониторинг качества знаний.
Во второй декаде сентября провожу входную контрольную работу, которая позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится для детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только в школе, но и дома. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

слайд №7

Результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксирую в диагностических картах.

Ф.И.

Кол-во баллов

Оценка

Годовая оценка

Долгова

18

3

4

Зыков

13

2

3

Зыкова

19

3

4

Лиховидова

18

3

4

Магомедов

15

2

3

Овчаров

16

2

3

Пахомова

19

3

4

Софина

24

3

5



слайд 8

Это позволяет отслеживать динамику роста учебных достижений.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


Долгова

1

+

+

+



3


+


+


+


2

+


+

+


+


Зыков

1

+



+


2


+


+


+


1

+


+




+

Зыкова

1


+

+


+

3

+


+

+

+


+

1


+


+


+


Лиховидова

2

+

+

+



3


+


+


+


2

+


+

+


+


Магомедов

1



+

+


2



+

+


+


1

+


+



+


Овчаров

1

+

+



+

3



+

+


+


1

+


+



+


Пахомова

2

+

+


+

+

4


+


+


+


2

+

+

+

+


+

+

Софина

2

+

+

+

+


4

+

+


+

+


+

2

+


+

+

+

+

+

слайд №9

Планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.








Индивидуальный лист.

Долгова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Сентябрь

1

+

+

+



3


+


+


+


1



+


+


+


2

Октябрь

1

+


+

+


4


+

+



+


2

+


+


+


+


2

Ноябрь

1

+

+

+


+

3

+



+

+



1

+


+

+



+


2

Декабрь

2

+

+


+

+

4



+

+


+

+

2

+

+



+

+

+


3

Янарь

2

+

+

+


+

4


+


+

+

+

+

2

+


+

+


+

+

+

3

Февраль

2

+

+


+

+

5

+

+


+


+

+

2

+


+

+

+


+

+

4

Март

2

+

+

+


+

5


+

+


+


+

2

+

+

+


+


+

+

4

Апрель

2

+

+


+


5


+


+


+

+

2


+

+



+

+

+

4

Май

2

+

+


+


5


+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

4



слайд № 10

Учеников знакомлю с источниками, где они могут найти правила, а также называю параграфы.


§

1

Определение главной информации текста


2

Средства связи предложений в тексте


3

Определение лексического значения слова

Словарь Ожегова

4

Постановка ударения

Орфоэпический словник

5

Употребление паронимов


6

Морфологические нормы (образование форм слова)

74, 104, 111,

7

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

75, 135, 176, 194

8

Правописание корней

50-52

9

Правописание приставок

53-54

10

Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)

97, 105

11

  Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

91

12

Правописание НЕ и НИ

153

13

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

147, 150

14

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

105,139

15

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

186-187, 204

16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

191-198

17

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения

199

18

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

205-215

19

Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи




слайд №11

Всем ребятам раздаю учебники по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, где собраны все правила за курс 5-9 классы.

слайд № 12

Создаем алгоритм решения «задач».
Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Например:





Приставки

Примеры

  1. Неизменяемые

в- (во-) (взо-), вы-, до-, за-) изо-), на-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про- (разо-), с- (со-), из-, у-

  1. На з-с

без- (бес-), из- (ис-), вз- (вс-), низ- (нис-), воз- (вос-), раз- (рас-), роз- (рос-), ч(е)рез- (черес-)

  1. Пре- , при-

Неполнота действия

Приближение

присоединение



причастия

н

нн

1 В образованных от глагола несов. вида /крашеный/

1. В образованных от глаголов сов. вида. /решенная задача/

2. Без зависимого слова./жареный/

2. С зависимым словом /жаренная в духовке/

3. Без приствки или с приставкой не /некрашеный/

3. От глаголов с приставкой /поджаренный/

4. Без суф-са –ова-, -ева-

4. С суф – ми –ова-, -ева. /образованный/

5 В кратких причастиях




Прилагательные

Н

НН

В суф-ах –ан, -ян, -ин

/кожаный, серебряный, орлиный/

Основа на Н + -Н- / туман+н-ый/


В суффиксах _ОНН-, -ЕНН- (-ЁНН-) /лекционный, утренний/

Исключения:

Стеклянный

Оловянный

Деревянный

Исключение: ветреный, но безветренный





слайд №13

При систематизации и повторении теоретического материала в старших классах также используется принцип структурирования. Например, задание №14 проверяет знание правил правописания Н, НН в разных частях речи. Повторить теоретический материал можно с помощью такой таблицы:



Слайд 14

Рядом с доской расположен информационный стенд с терминами изобразительных средств. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Если ученик может не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, он может переходить к следующему заданию. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

слайд №15

  • В кабинете есть стенд «Подготовка к ЕГЭ», на котором размещены различные полезные материалы, в том числе критерии оценивания задания №25, образцы заполнения бланков ответов и примерная шкала перевода баллов.



Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку - это часть С. Ребятам предлагается написать сочинение - рассуждение.

слайд № 16

Опыт работы показывает, что пособие Н.А. Сениной предназначено для интенсивной подготовки к сочинению С1 в ЕГЭ по русскому языку. Авторы, имеющие огромный опыт работы и создания подобных книг, постарались представить материал в максимально доступной для выпускника форме.

Именно там кроется план работы над сочинением.

Пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания к ним и методику подготовки к выполнению части С. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами.

Анализируя  текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста                             (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).

3. Авторская позиция.

4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения.

1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).

2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения)

3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену.

слайд №17

Результаты независимой внешней оценки выпускников (ЕГЭ) за последние 5 лет показывают:

Год

Кол-во выпуск

Порог

балл

Средн

балл

От70-100

От50-70

До 50

Ниже порг балла

Выше порог балла

2011

15

36

59

3чел.-20%

10чел-66%

2чел-13%

-

15чел-100%

2012

9

36

64.66

2чел-22%

7чел-77%

-

-

9чел-100%

2014

5

24

60.6

-

5чел-100%

-

-

5чел-100%

2015

5

24

77.4

4чел-80%

1чел-20%

-

-

5чел-100%

2016

8

24

79

8чел-100%

-

-

-

8чел-100%



Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе.

Уважаемая коллега, здравствуйте. Ваш адрес прибытия и проживания на практикуме с 14 часов 13 августа:
Сочи-Адлер, ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ, дом 14, управляющая Даша. Код входа 789 (одновременно) Время заезда 14 часов 05 августа. Иметь копию диплома и паспорта в электронном виде, зачетную работу по теме.
1. Из аэропорта СОЧИ-АДЛЕР (Внимание! В сторону Сочи, а не Красной Поляны. Остановки автобуса № 105 в аэропорту находятся рядом. Не перепутайте)
.Автобусом № 105 следовать 5-6 остановок в сторону Сочи до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали.
2. От ж\д вокзала СОЧИ-АДЛЕР. После выхода из здания вокзала перейти по пешеходному переходу под виадуком на другую сторону трассы.
Автобусом (любой проходящий в сторону Сочи, в т.ч. и № 105) следовать 2 остановки до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали.
После выхода на остановке "Вагонное депо»: пройти по ходу движения автобуса вперёд 50 метров по ул Ленина, увидите здание с надписью отель «АФРОДИТА», двигаться по тротуару улицы Голубые Дали до магазина «Живая рыба/Живое пиво» (около 100 м) , за магазином на перекрестке перейти улицу Голубые Дали и далее по ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ ПРЯМО 100 м до дома 14, по ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ. хозяйка Даша, список для размещения у неё имеется (код входа 789)
При движении на такси :
Проезжаете по ул. Ленина остановку "Вагонное депо» и за АЗС ЛукОйл _ ПОВОРАЧИВАЕТЕ на улицу Голубые Дали). ДАЛЕЕ, через 100 метров (за магазином «Живая рыба/Живо пиво» поворот налево на ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ и ПРЯМО до дома № 14 с правой стороны улицы
При движении на такси (лучше заказать предварительно, тел 8-918-307-05-35, Роберт, дорогу знает). Регистрация и доплата в 16.30 по этому же адресу, в беседке двора. Общий сбор в 18 часов по улице ЛЕНИНА 256/3. 
С уважением, Лыков ВД, Сочи, 8-928-853-79-52