Система работы
учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Финогеева Ольга Павловна-
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кружилинская СОШ»
Шолоховского района Ростовской области.
слайд №2
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Он является обязательным для всех выпускников
Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
* индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося;
* системности.
слайд № 3
Я считаю, что подготовка к ЕГЭ начинается в 5 классе. Уже тогда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами.
Пятиклассники ведут тетрадь-накопитель, где систематизируют полученные знания в форме таблиц, разрабатывают алгоритмы. Ведь по окончании учебного года они вынуждены сдавать учебники в библиотеку и найти нужное правило им потом будет сложнее.
слайд № 4

слайд №5
Организацию подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ начинаю со знакомства с демонстрационными материалами на консультации по русскому языку.

КИМы по русскому языку составлены таким образом, что позволяют проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.
слайд №6
Составляется график посещаемости. Ученики еженедельно в определенный день приходят со своими вопросами к 8 часам. Каникулярное время не является исключением.
Ф.И. | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 |
Долгова | | | | | | | | | | | | |
Зыков | | | | | | | | | | | | |
Зыкова | | | | | | | | | | | | |
Лиховидова | | | | | | | | | | | | |
Магомедов | | | | | | | | | | | | |
Овчаров | | | | | | | | | | | | |
Пахомова | | | | | | | | | | | | |
Софина | | | | | | | | | | | | |
В старших классах провожу мониторинг качества знаний.
Во второй декаде сентября провожу входную контрольную работу, которая позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится для детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только в школе, но и дома. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.
слайд №7
Результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксирую в диагностических картах.
Ф.И. | Кол-во баллов | Оценка | Годовая оценка |
Долгова | 18 | 3 | 4 |
Зыков | 13 | 2 | 3 |
Зыкова | 19 | 3 | 4 |
Лиховидова | 18 | 3 | 4 |
Магомедов | 15 | 2 | 3 |
Овчаров | 16 | 2 | 3 |
Пахомова | 19 | 3 | 4 |
Софина | 24 | 3 | 5 |
слайд 8
Это позволяет отслеживать динамику роста учебных достижений.
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
Долгова | 1 | + | + | + | | | 3 | | + | | + | | + | | 2 | + | | + | + | | + | |
Зыков | 1 | + | | | + | | 2 | | + | | + | | + | | 1 | + | | + | | | | + |
Зыкова | 1 | | + | + | | + | 3 | + | | + | + | + | | + | 1 | | + | | + | | + | |
Лиховидова | 2 | + | + | + | | | 3 | | + | | + | | + | | 2 | + | | + | + | | + | |
Магомедов | 1 | | | + | + | | 2 | | | + | + | | + | | 1 | + | | + | | | + | |
Овчаров | 1 | + | + | | | + | 3 | | | + | + | | + | | 1 | + | | + | | | + | |
Пахомова | 2 | + | + | | + | + | 4 | | + | | + | | + | | 2 | + | + | + | + | | + | + |
Софина | 2 | + | + | + | + | | 4 | + | + | | + | + | | + | 2 | + | | + | + | + | + | + |
слайд №9
Планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.
Индивидуальный лист.
Долгова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Сентябрь | 1 | + | + | + | | | 3 | | + | | + | | + | | 1 | | | + | | + | | + | | 2 |
Октябрь | 1 | + | | + | + | | 4 | | + | + | | | + | | 2 | + | | + | | + | | + | | 2 |
Ноябрь | 1 | + | + | + | | + | 3 | + | | | + | + | | | 1 | + | | + | + | | | + | | 2 |
Декабрь | 2 | + | + | | + | + | 4 | | | + | + | | + | + | 2 | + | + | | | + | + | + | | 3 |
Янарь | 2 | + | + | + | | + | 4 | | + | | + | + | + | + | 2 | + | | + | + | | + | + | + | 3 |
Февраль | 2 | + | + | | + | + | 5 | + | + | | + | | + | + | 2 | + | | + | + | + | | + | + | 4 |
Март | 2 | + | + | + | | + | 5 | | + | + | | + | | + | 2 | + | + | + | | + | | + | + | 4 |
Апрель | 2 | + | + | | + | | 5 | | + | | + | | + | + | 2 | | + | + | | | + | + | + | 4 |
Май | 2 | + | + | | + | | 5 | | + | + | + | + | + | + | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | 4 |
слайд № 10
Учеников знакомлю с источниками, где они могут найти правила, а также называю параграфы.
№ | | § |
1 | Определение главной информации текста | |
2 | Средства связи предложений в тексте | |
3 | Определение лексического значения слова | Словарь Ожегова |
4 | Постановка ударения | Орфоэпический словник |
5 | Употребление паронимов | |
6 | Морфологические нормы (образование форм слова) | 74, 104, 111, |
7 | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 75, 135, 176, 194 |
8 | Правописание корней | 50-52 |
9 | Правописание приставок | 53-54 |
10 | Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) | 97, 105 |
11 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 91 |
12 | Правописание НЕ и НИ | 153 |
13 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 147, 150 |
14 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах | 105,139 |
15 | Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами | 186-187, 204 |
16 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 191-198 |
17 | Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | 199 |
18 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 205-215 |
19 | Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи | |
слайд №11
Всем ребятам раздаю учебники по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, где собраны все правила за курс 5-9 классы.
слайд № 12
Создаем алгоритм решения «задач».
Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Например:
Приставки | Примеры |
Неизменяемые | в- (во-) (взо-), вы-, до-, за-) изо-), на-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про- (разо-), с- (со-), из-, у- |
На з-с | без- (бес-), из- (ис-), вз- (вс-), низ- (нис-), воз- (вос-), раз- (рас-), роз- (рос-), ч(е)рез- (черес-) |
Пре- , при- | Неполнота действия Приближение присоединение |
причастия
н | нн |
1 В образованных от глагола несов. вида /крашеный/ | 1. В образованных от глаголов сов. вида. /решенная задача/ |
2. Без зависимого слова./жареный/ | 2. С зависимым словом /жаренная в духовке/ |
3. Без приствки или с приставкой не /некрашеный/ | 3. От глаголов с приставкой /поджаренный/ |
4. Без суф-са –ова-, -ева- | 4. С суф – ми –ова-, -ева. /образованный/ |
5 В кратких причастиях | |
Прилагательные
Н | НН |
В суф-ах –ан, -ян, -ин /кожаный, серебряный, орлиный/ | Основа на Н + -Н- / туман+н-ый/ |
| В суффиксах _ОНН-, -ЕНН- (-ЁНН-) /лекционный, утренний/ |
Исключения: Стеклянный Оловянный Деревянный | Исключение: ветреный, но безветренный |
слайд №13
При систематизации и повторении теоретического материала в старших классах также используется принцип структурирования. Например, задание №14 проверяет знание правил правописания Н, НН в разных частях речи. Повторить теоретический материал можно с помощью такой таблицы:

Слайд 14
Рядом с доской расположен информационный стенд с терминами изобразительных средств. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Если ученик может не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, он может переходить к следующему заданию. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.
слайд №15
В кабинете есть стенд «Подготовка к ЕГЭ», на котором размещены различные полезные материалы, в том числе критерии оценивания задания №25, образцы заполнения бланков ответов и примерная шкала перевода баллов.

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку - это часть С. Ребятам предлагается написать сочинение - рассуждение.
слайд № 16
Опыт работы показывает, что пособие Н.А. Сениной предназначено для интенсивной подготовки к сочинению С1 в ЕГЭ по русскому языку. Авторы, имеющие огромный опыт работы и создания подобных книг, постарались представить материал в максимально доступной для выпускника форме.
Именно там кроется план работы над сочинением.
Пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания к ним и методику подготовки к выполнению части С. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами.
Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:
1. Проблема, поставленная в исходном тексте.
2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).
3. Авторская позиция.
4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.
При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения.
1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).
2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения)
3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).
Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену.
слайд №17
Результаты независимой внешней оценки выпускников (ЕГЭ) за последние 5 лет показывают:
Год | Кол-во выпуск | Порог балл | Средн балл | От70-100 | От50-70 | До 50 | Ниже порг балла | Выше порог балла |
2011 | 15 | 36 | 59 | 3чел.-20% | 10чел-66% | 2чел-13% | - | 15чел-100% |
2012 | 9 | 36 | 64.66 | 2чел-22% | 7чел-77% | - | - | 9чел-100% |
2014 | 5 | 24 | 60.6 | - | 5чел-100% | - | - | 5чел-100% |
2015 | 5 | 24 | 77.4 | 4чел-80% | 1чел-20% | - | - | 5чел-100% |
2016 | 8 | 24 | 79 | 8чел-100% | - | - | - | 8чел-100% |
Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе.
Уважаемая коллега, здравствуйте. Ваш адрес прибытия и проживания на практикуме с 14 часов 13 августа:
Сочи-Адлер, ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ, дом 14, управляющая Даша. Код входа 789 (одновременно) Время заезда 14 часов 05 августа. Иметь копию диплома и паспорта в электронном виде, зачетную работу по теме.
1. Из аэропорта СОЧИ-АДЛЕР (Внимание! В сторону Сочи, а не Красной Поляны. Остановки автобуса № 105 в аэропорту находятся рядом. Не перепутайте)
.Автобусом № 105 следовать 5-6 остановок в сторону Сочи до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали.
2. От ж\д вокзала СОЧИ-АДЛЕР. После выхода из здания вокзала перейти по пешеходному переходу под виадуком на другую сторону трассы.
Автобусом (любой проходящий в сторону Сочи, в т.ч. и № 105) следовать 2 остановки до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали.
После выхода на остановке "Вагонное депо»: пройти по ходу движения автобуса вперёд 50 метров по ул Ленина, увидите здание с надписью отель «АФРОДИТА», двигаться по тротуару улицы Голубые Дали до магазина «Живая рыба/Живое пиво» (около 100 м) , за магазином на перекрестке перейти улицу Голубые Дали и далее по ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ ПРЯМО 100 м до дома 14, по ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ. хозяйка Даша, список для размещения у неё имеется (код входа 789)
При движении на такси :
Проезжаете по ул. Ленина остановку "Вагонное депо» и за АЗС ЛукОйл _ ПОВОРАЧИВАЕТЕ на улицу Голубые Дали). ДАЛЕЕ, через 100 метров (за магазином «Живая рыба/Живо пиво» поворот налево на ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ и ПРЯМО до дома № 14 с правой стороны улицы
При движении на такси (лучше заказать предварительно, тел 8-918-307-05-35, Роберт, дорогу знает). Регистрация и доплата в 16.30 по этому же адресу, в беседке двора. Общий сбор в 18 часов по улице ЛЕНИНА 256/3.
С уважением, Лыков ВД, Сочи, 8-928-853-79-52