Система развития устной и письменной речи учащихся основной школы (5-9 классы)
реализуется на каждом уроке и в системе уроков развития речи
ЗАДАЧИ:
1) обучение пониманию учебной задачи, сформулированной в вопросе учителя или авторов учебника;
2) обучения составлению планов (номинативного, тезисного, цитатного, в форме вопросов)
ответа на вопрос на литературную тему;
3) формирования умений цитирования при ответе в устной и письменной форме;
4) развития умений создавать самостоятельное речевое высказывание в жанре ответа на вопрос
(целостное, в логике развития основной мысли, аргументированное, композиционно законченное)
| 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
В течение учебного года | Обучение пониманию учебной задачи, сформулированной в вопросе учителя или авторов учебника, с вопросительными словами |
| кто? (о ком?) что? (о чем?) какие? (о каких?) где? когда? | кто? (о ком?) что? (о чем?) какие? (о каких?) где? когда? | почему? | как? каким образом? | с какой целью? зачем? |
а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: герой, событие, место и время действия; б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария; в) формулирование основной мысли высказывания о герое, событии, месте и времени действия в произведении. | а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: герой, событие, место и время действия; б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария; в) формулирование основной мысли высказывания о герое, событии, месте и времени действия в произведении. | а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: причины и следствия основных событий, поступков персонажа, его высказываний; б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария; в) формулирование читательского суждения о причинах и следствиях основных событий, поступков персонажа, его высказываний. | а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: соотношение содержания и элементов художественной формы произведения; б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария и анализа; в) формулирование читательского суждения об особенностях художественной формы произведения. | а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: авторское отношение, авторская позиция, авторский идеал; б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария и анализа; в) формулирование читательского суждения об особенностях авторского отношения, авторской позиции, авторского идеала. |
В.А.Жуковский. «Спящая царевна» | «Сказание о Кожемяке» | И.С.Тургенев. «Бирюк» | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» | А.С.Пушкин. «Цветок» |
И.С.Тургенев. «Муму» | А.С.Пушкин. «Дубровский» | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» | | |
5 класс.
И.С.Тургенев. Знакомство с писателем. Рассказ «Муму». Жизнь Герасима у барыни. Фольклорные приемы создания образа Герасима как способ авторского выражения отношения к герою.
Задание:
Перескажите эпизод рассказа со слов «Занятия Герасима по новой его должности…» до слов «… как будто он мог слышать их крики» (Литература. 5 класс. Ч. I. – с.173, 1 абзац).
Выразительное чтение учителем фрагмента произведения.
Поэтапная подготовка к пересказу фрагмента текста (ответы на вопросы):
- Как вел себя поначалу Герасим, оказавшись «в новой должности»?
Что он должен был делать у барыни?
Как он относился к работе?
Какие поступки Герасима заставили всех в околотке «очень уважать» его?
Дайте название этому эпизоду (например, «В новой должности»)
Выделите в тексте важные по смыслу слова и выражения.
Перескажите эпизод, используя цитаты.
Проза А.С.Пушкина. Роман «Дубровский». Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский. Сопоставительная характеристика персонажей на основе номинативного плана.
Выразительное чтение учителем фрагмента произведения со слов «…Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать» до слов «…надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою»
Поэтапная подготовка к пересказу диалога героев (ответы на вопросы):
- Что задумал Троекуров?
Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?
С какой интонацией он отвечает Троекурову?
Как Троекуров разговаривает с заседателем?
Какие черты характера помещика проявились в его речи?
Как вы относитесь к этому «замышленному делу»?
Почему Шабашкин «стал хлопотать»?
Дайте название этому эпизоду (например, «Замышленное дело»)
Охарактеризуйте Троекурова, используя цитаты.
Историческая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Быт, нравы, характеры, законы запорожцев. Подробный и краткий пересказ фрагментов текста произведения (повествование, описание, рассуждение).
Поэтапная подготовка к ответу на вопрос по литературе:
Почему Тарас Бульба не позволил отдохнуть сыновьям дома, а повез их в Сечь? 1. Объяснение учителя.
В этом вопросе проявляется позиция Тараса Бульбы – отношение к воспитанию своих сыновей: «Тарас Бульба не позволил… повез… в Сечь». Следовательно, необходимо выяснить причины поведения героя.
2. Порядок работы
Выразительное чтение фрагмента текста учителем обсуждение вывод запись в тетрадь:
Тарас чувствовал, что мать своей заботой и любовью может расслабить, «размягчить» сыновей.
Тарас знал, что Сечь ценит традиции и воспитает его сыновей настоящими козаками, научит их бранному делу.
Тарас считал мужским долгом защиту отечества, знал, что только в бою закаляется козак и только в бою у него достойная смерть.
Тарас любил степь, простор и волю, а в мирное время в Сечи козаки1 жили свободно, вольготно, весело.
Тарас хотел, чтобы его сыновья впитали в себя дух товарищества.
Тарас надеялся, что сыновья, молодые, статные, красивые, будут его гордостью.
Предлагаем ученикам обобщить выводы в 1-2 предложениях оценочного характера, например:
Тарас Бульба не позволил отдохнуть сыновьям дома, а повез их в Сечь, потому что хотел воспитать из сильными козаками, которые сумеют ценить и хранить дух товарищества, добрые козацкие традиции и честно защищать отечество.
Обучающий урок. Ответ на вопрос по литературе (Почему?). Крестьянские типы в «Записках охотника» И.С.Тургенева («Бирюк»).
Поэтапная подготовка к ответу на вопрос по литературе:
Почему Бирюк отпустил мужика?
1. Объяснение учителя.
В этом вопросе содержится указание на поступок героя: «Бирюк отпустил мужика». Необходимо выяснить причины поведения Бирюка.
2. Порядок работы
Выразительное чтение фрагментов текста рассказа ® обсуждение ® вывод ® запись в тетрадь:
Бирюк сам жил очень бедно и один растил дочь.
Бирюк понял, что крестьянин ночью, в дождь рубил господский лес от безысходной нищеты.
Бирюк был ответственным, строгим, молчаливым человеком, но добрым.
Бирюк пожалел мужика и простил ему озлобленность от отчаяния.
Обобщение наблюдений и вывод оценочного характера, например:
Бирюк отпустил нарушителя из сочувствия, из жалости, потому что был добрым человеком и понимал, что причина воровства мужика – нищета и отчаяние.
Обучающий урок (устно). Краткий (или выборочный) пересказ фрагментов эпического произведения с элементами анализа. Система персонажей романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Поэтапная подготовка к пересказу фрагмента текста произведения с элементами анализа (гл.VII. «Приступ» – эпизод «Присяга Пугачеву-²государю²» – со слов «Пугачев сидел в креслах…» до конца главы).
Задание: Перескажите эпизод произведения и объясните позицию Гринева.
1. Объяснение учителя.
А. Чтобы подготовиться к пересказу фрагмента произведения, надо поставить к тексту такие вопросы, чтобы ответ был легко найден в самом тексте (вопросы для пересказа требуют воспроизведения текста).
Б. Чтобы объяснить позицию Гринева в эпизоде «Присяга Пугачеву-²государю²», необходимо:
определить предметы внимания Гринева;
найти прямые оценки им происходящего,
охарактеризовать душевное состояние героя
и объяснить его поведение.
Следовательно, надо задать тексту вопросы, которые помогут понять поведение и душевное состояние Гринева (вопросы для анализа требуют рассуждения читателя).
2. Порядок работы
Выразительное чтение фрагмента текста учителем ®
формулирование и запись в тетрадь вопросов для пересказа ®
краткий (выборочный) пересказ ®
формулирование и запись в тетрадь вопросов для анализа ®
размышление
Текст произведения (авторский текст) | Вопросы для пересказа | Вопросы для анализа |
Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. (…) | Что происходит? | Чью точку зрения на происходящее предлагает читателю автор и почему? |
Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось»,— повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька.— Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует»,— говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня.— Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии. Жители начали присягать. (…) | Кто участники события? Что отмечает герой? Как ведет себя Гринев? Каким образом Савельич вызволил Гринева? Какую цену за помилование «барского дитяти» хотел Пугачев? | Как выражено отношение рассказчика к увиденному? Как вы объясняете поведение и чувства Гринева? Почему Савельич бросился в ноги к самозванцу? Объясните позицию Гринева (Найдите и истолкуйте цитату). Почему Гринев называет происходящее ужасной комедией? |
Охарактеризуйте каждого персонажа эпизода и его роль в развитии событий романа |
Обучающий урок. Лирический герой поэзии А.С.Пушкина.
Ответ на вопрос по литературе (С какой целью?).
Организация наблюдения и размышления учащихся о стихотворении А.С.Пушкина «Цветок».
Каков художественный смысл вопросительных предложений в стихотворении А.С.Пушкина «Цветок»?
(С какой целью поэт использует в тексте стихотворения вопросительные предложения?)
1. Объяснение учителем учебной задачи, сформулированной в форме вопроса.
В этом вопросе содержится указание на то, что
а) наблюдение будет вестись над стихотворением.
б) в стихотворении есть вопросительные предложения,
в) они имеют художественный смысл.
Размышление о стихотворении А.С.Пушкина «Цветок»
2. Порядок работы
А. Выразительное чтение стихотворения учителем.
Б. Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам ® поиск и истолкование художественных деталей «события», обстановки, пространства, времени ® обсуждение ® вывод.
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? | Итог коллективных размышлений В первом четверостишии начинает звучать мотив скоротечности времени и смерти (засохший, безуханный, забытый) – настроение печальное. Но границы земного времени и конкретного пространства (в книге) преодолеваются фантазией лирического героя (мечта, душа). Следующие три строфы – только вопросы. Они не имеют конкретного адресата, лирический герой обращает их к себе самому (и к читателю, который на момент чтения отождествляется с ним). Эти вопросы риторические: на них нельзя дать однозначный ответ, они могут вызвать ассоциации (со-мыслие, со-чувствование) читателя, вызвать созвучное состояние души – грустное размышление о жизни (весна, любовь, тишина как знак гармонии) и смерти, забвении (последний катрен: И жив ли тот… увяли). Однако в стихотворении нет безысходности, отчаяния. Оно пронизано светлой грустью и пониманием повторяемости событий и судеб, что нашло отражение в названии стихотворения - «Цветок». Цветок перестает быть предметом и становится символом любви и жизни-смерти как неизбежного закона природы: уходят одни (неведомые цветы, люди, события), приходят другие, и нить воспоминаний, припоминаний, догадок связывает все и всех в этом мире. Жанр стихотворения – элегия (См. Словарь). |
Судьба И.А.Бунина. Размышление над рассказом «Темные аллеи».
Организация наблюдения и размышления учащихся над экспозицией рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи».
Каков художественный смысл противопоставлений (антитезы) в экспозиции рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи?
1. Объяснение учителем учебной задачи, сформулированной в форме вопроса.
В этом вопросе содержится указание на то, что
а) наблюдение будет вестись над фрагментом текста в начале рассказа – экспозицией,
б) эта экспозиция построена на противопоставлениях,
в) противопоставления не случайны – они имеют художественный смысл.
2. Порядок работы
Повторное самостоятельное чтение фрагмента текста учащимися определение границ экспозиции поиск и истолкование противопоставлений (художественных деталей пейзажа, обстановки, портретов героев и их поведения) обсуждение вывод.
Мы можем заметить противопоставления уже в начале рассказа «Темные аллеи»:
осеннее ненастье, распутица - и чистая, светлая, теплая горница (неустроенности противопоставляется уют, дом, звучит мотив чистоты);
тройка лошадей ассоциируется с движением, дорогой, а дом Надежды подобен остановке на нелегком пути;
он - «некто», проезжий, путник, неизвестный, просто человек, случайный гость, а она - хозяйка дома, следовательно, хозяйка положения;
он - статный военный, она - потерявшая былую красоту женщина;
он бесцеремонен, невнимателен, резок; она - почтительна и готова оказать помощь.
3. Итог коллективных размышлений
Наблюдения над текстом экспозиции рассказа дают нам основание говорить о будущем конфликте, который обозначен Буниным многоплановой
1