СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система развития устной и письменной речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь.Материал содержит рекомендации по развитию речи учащихся на уроках развития речи с 5-по 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Система развития устной и письменной речи»



Система развития устной и письменной речи учащихся основной школы (5-9 классы)

реализуется на каждом уроке и в системе уроков развития речи


ЗАДАЧИ:


1) обучение пониманию учебной задачи, сформулированной в вопросе учителя или авторов учебника;


2) обучения составлению планов (номинативного, тезисного, цитатного, в форме вопросов)

ответа на вопрос на литературную тему;


3) формирования умений цитирования при ответе в устной и письменной форме;


4) развития умений создавать самостоятельное речевое высказывание в жанре ответа на вопрос

(целостное, в логике развития основной мысли, аргументированное, композиционно законченное)




5 класс


6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

В течение учебного года

Обучение пониманию учебной задачи,

сформулированной в вопросе учителя или авторов учебника,

с вопросительными словами



кто? (о ком?) что? (о чем?) какие? (о каких?) где?

когда?


кто? (о ком?)

что? (о чем?) какие? (о каких?) где?

когда?

почему?

как?

каким образом?


с какой целью?

зачем?





а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: герой, событие, место и время действия;





б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария;



в) формулирование основной мысли высказывания о герое, событии, месте и времени действия в произведении.


а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: герой, событие, место и время действия;






б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария;



в) формулирование основной мысли высказывания о герое, событии, месте и времени действия в произведении.

а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: причины и следствия основных событий, поступков персонажа, его высказываний;



б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария;



в) формулирование читательского суждения о причинах и следствиях основных событий, поступков персонажа, его высказываний.

а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: соотношение содержания и элементов художественной формы произведения;


б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария и анализа;


в) формулирование читательского суждения об особенностях художественной формы произведения.

а) выделение в формулировке вопроса предмета размышления читателя: авторское отношение, авторская позиция, авторский идеал;




б) отбор фрагментов художественного произведения для комментария и анализа;


в) формулирование читательского суждения об особенностях авторского отношения, авторской позиции, авторского идеала.


В.А.Жуковский.

«Спящая царевна»

«Сказание о Кожемяке»

И.С.Тургенев. «Бирюк»

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

А.С.Пушкин. «Цветок»

И.С.Тургенев. «Муму»

А.С.Пушкин. «Дубровский»

Н.В.Гоголь.

«Тарас Бульба»






5 класс.


И.С.Тургенев. Знакомство с писателем. Рассказ «Муму». Жизнь Герасима у барыни. Фольклорные приемы создания образа Герасима как способ авторского выражения отношения к герою.


Задание:

Перескажите эпизод рассказа со слов «Занятия Герасима по новой его должности…» до слов «… как будто он мог слышать их крики» (Литература. 5 класс. Ч. I. – с.173, 1 абзац).


  1. Выразительное чтение учителем фрагмента произведения.


  1. Поэтапная подготовка к пересказу фрагмента текста (ответы на вопросы):

  • Как вел себя поначалу Герасим, оказавшись «в новой должности»?
  • Что он должен был делать у барыни?

  • Как он относился к работе?

  • Какие поступки Герасима заставили всех в околотке «очень уважать» его?

  1. Дайте название этому эпизоду (например, «В новой должности»)

  2. Выделите в тексте важные по смыслу слова и выражения.

  3. Перескажите эпизод, используя цитаты.








Проза А.С.Пушкина. Роман «Дубровский». Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский. Сопоставительная характеристика персонажей на основе номинативного плана.


  1. Выразительное чтение учителем фрагмента произведения со слов «…Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать» до слов «…надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою»


  1. Поэтапная подготовка к пересказу диалога героев (ответы на вопросы):

  • Что задумал Троекуров?
  • Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

  • С какой интонацией он отвечает Троекурову?

  • Как Троекуров разговаривает с заседателем?

  • Какие черты характера помещика проявились в его речи?

  • Как вы относитесь к этому «замышленному делу»?

  • Почему Шабашкин «стал хлопотать»?

  1. Дайте название этому эпизоду (например, «Замышленное дело»)

  2. Охарактеризуйте Троекурова, используя цитаты.










Историческая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Быт, нравы, характеры, законы запорожцев. Подробный и краткий пересказ фрагментов текста произведения (повествование, описание, рассуждение).


Поэтапная подготовка к ответу на вопрос по литературе:

Почему Тарас Бульба не позволил отдохнуть сыновьям дома, а повез их в Сечь?

1. Объяснение учителя.

В этом вопросе проявляется позиция Тараса Бульбы – отношение к воспитанию своих сыновей: «Тарас Бульба не позволилповез… в Сечь». Следовательно, необходимо выяснить причины поведения героя.



2. Порядок работы

Выразительное чтение фрагмента текста учителем  обсуждение  вывод  запись в тетрадь:

  1. Тарас чувствовал, что мать своей заботой и любовью может расслабить, «размягчить» сыновей.

  2. Тарас знал, что Сечь ценит традиции и воспитает его сыновей настоящими козаками, научит их бранному делу.

  3. Тарас считал мужским долгом защиту отечества, знал, что только в бою закаляется козак и только в бою у него достойная смерть.

  4. Тарас любил степь, простор и волю, а в мирное время в Сечи козаки1 жили свободно, вольготно, весело.

  5. Тарас хотел, чтобы его сыновья впитали в себя дух товарищества.

  6. Тарас надеялся, что сыновья, молодые, статные, красивые, будут его гордостью.

Предлагаем ученикам обобщить выводы в 1-2 предложениях оценочного характера, например:


Тарас Бульба не позволил отдохнуть сыновьям дома, а повез их в Сечь, потому что хотел воспитать из сильными козаками, которые сумеют ценить и хранить дух товарищества, добрые козацкие традиции и честно защищать отечество.



Обучающий урок. Ответ на вопрос по литературе (Почему?). Крестьянские типы в «Записках охотника» И.С.Тургенева («Бирюк»).


Поэтапная подготовка к ответу на вопрос по литературе:

Почему Бирюк отпустил мужика?



1. Объяснение учителя.

В этом вопросе содержится указание на поступок героя: «Бирюк отпустил мужика». Необходимо выяснить причины поведения Бирюка.



2. Порядок работы

Выразительное чтение фрагментов текста рассказа ® обсуждение ® вывод ® запись в тетрадь:


  1. Бирюк сам жил очень бедно и один растил дочь.

  2. Бирюк понял, что крестьянин ночью, в дождь рубил господский лес от безысходной нищеты.

  3. Бирюк был ответственным, строгим, молчаливым человеком, но добрым.

  4. Бирюк пожалел мужика и простил ему озлобленность от отчаяния.


Обобщение наблюдений и вывод оценочного характера, например:


Бирюк отпустил нарушителя из сочувствия, из жалости, потому что был добрым человеком и понимал, что причина воровства мужика – нищета и отчаяние.









Обучающий урок (устно). Краткий (или выборочный) пересказ фрагментов эпического произведения с элементами анализа. Система персонажей романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Поэтапная подготовка к пересказу фрагмента текста произведения с элементами анализа (гл.VII. «Приступ» эпизод «Присяга Пугачеву-²государю²» – со слов «Пугачев сидел в креслах…» до конца главы).


Задание: Перескажите эпизод произведения и объясните позицию Гринева.


1. Объяснение учителя.

А. Чтобы подготовиться к пересказу фрагмента произведения, надо поставить к тексту такие вопросы, чтобы ответ был легко найден в самом тексте (вопросы для пересказа требуют воспроизведения текста).


Б. Чтобы объяснить позицию Гринева в эпизоде «Присяга Пугачеву-²государю²», необходимо:

  • определить предметы внимания Гринева;

  • найти прямые оценки им происходящего,

  • охарактеризовать душевное состояние героя

  • и объяснить его поведение.

Следовательно, надо задать тексту вопросы, которые помогут понять поведение и душевное состояние Гринева (вопросы для анализа требуют рассуждения читателя).



2. Порядок работы

  1. Выразительное чтение фрагмента текста учителем ®

  2. формулирование и запись в тетрадь вопросов для пересказа ®

  3. краткий (выборочный) пересказ ®

  4. формулирование и запись в тетрадь вопросов для анализа ®

  5. размышление



  1. Текст произведения

(авторский текст)

  1. Вопросы

для пересказа


  1. Вопросы

для анализа

Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. (…)

Что

происходит?

Чью точку зрения на происходящее предлагает читателю автор и почему?

Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, гото­вясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных стар­шин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафта­не. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу. Меня при­тащили под виселицу. «Не бось, не бось»,— повторяли мне гу­бители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг ус­лышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька.— Что тебе в смерти бар­ского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для при­мера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует»,— говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смут­ны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня.— Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.

Жители начали присягать. (…)


Кто участники события?

Что отмечает герой?

Как ведет себя Гринев?



Каким образом Савельич вызволил Гринева?




Какую цену за помилование «барского дитяти» хотел Пугачев?

Как выражено отношение рассказчика к увиденному?

Как вы объясняете поведение и чувства Гринева?


Почему Савельич бросился в ноги к самозванцу?





Объясните позицию Гринева (Найдите и истолкуйте цитату).


Почему Гринев называет происходящее ужасной комедией?


Охарактеризуйте каждого персонажа эпизода и его роль в развитии событий романа




Обучающий урок. Лирический герой поэзии А.С.Пушкина.

Ответ на вопрос по литературе (С какой целью?).

Организация наблюдения и размышления учащихся о стихотворении А.С.Пушкина «Цветок».


Каков художественный смысл вопросительных предложений в стихотворении А.С.Пушкина «Цветок»?

(С какой целью поэт использует в тексте стихотворения вопросительные предложения?)


1. Объяснение учителем учебной задачи, сформулированной в форме вопроса.


В этом вопросе содержится указание на то, что


а) наблюдение будет вестись над стихотворением.

б) в стихотворении есть вопросительные предложения,

в) они имеют художественный смысл.

Размышление о стихотворении А.С.Пушкина «Цветок»



2. Порядок работы

А. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Б. Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам ® поиск и истолкование художественных деталей «события», обстановки, пространства, времени ® обсуждение ® вывод.
















Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?


  1. Итог коллективных размышлений

  1. В первом четверостишии начинает звучать мотив скоротечности времени и смерти (засохший, безуханный, забытый) – настроение печальное.

  2. Но границы земного времени и конкретного пространства (в книге) преодолеваются фантазией лирического героя (мечта, душа).

  3. Следующие три строфы – только вопросы. Они не имеют конкретного адресата, лирический герой обращает их к себе самому (и к читателю, который на момент чтения отождествляется с ним).

  4. Эти вопросы риторические: на них нельзя дать однозначный ответ, они могут вызвать ассоциации (со-мыслие, со-чувствование) читателя, вызвать созвучное состояние души – грустное размышление о жизни (весна, любовь, тишина как знак гармонии) и смерти, забвении (последний катрен: И жив ли тотувяли).

  5. Однако в стихотворении нет безысходности, отчаяния. Оно пронизано светлой грустью и пониманием повторяемости событий и судеб, что нашло отражение в названии стихотворения - «Цветок». Цветок перестает быть предметом и становится символом любви и жизни-смерти как неизбежного закона природы:

уходят одни (неведомые цветы, люди, события),

приходят другие,

и нить воспоминаний, припоминаний, догадок связывает все и всех в этом мире.


  1. Жанр стихотворения – элегия (См. Словарь).






























Судьба И.А.Бунина. Размышление над рассказом «Темные аллеи».


Организация наблюдения и размышления учащихся над экспозицией рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи».


Каков художественный смысл противопоставлений (антитезы) в экспозиции рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи?


1. Объяснение учителем учебной задачи, сформулированной в форме вопроса.

В этом вопросе содержится указание на то, что

а) наблюдение будет вестись над фрагментом текста в начале рассказа – экспозицией,

б) эта экспозиция построена на противопоставлениях,

в) противопоставления не случайны – они имеют художественный смысл.

2. Порядок работы

Повторное самостоятельное чтение фрагмента текста учащимися  определение границ экспозиции  поиск и истолкование противопоставлений (художественных деталей пейзажа, обстановки, портретов героев и их поведения)  обсуждение  вывод.

Мы можем заметить противопоставления уже в начале рассказа «Темные аллеи»:

  1. осеннее ненастье, распутица - и чистая, светлая, теплая горница (неустроенности противопоставляется уют, дом, звучит мотив чистоты);


  1. тройка лошадей ассоциируется с движением, дорогой, а дом Надежды подобен остановке на нелегком пути;


  1. он - «некто», проезжий, путник, неизвестный, просто человек, случайный гость, а она - хозяйка дома, следовательно, хозяйка положения;


  1. он - статный военный, она - потерявшая былую красоту женщина;

  2. он бесцеремонен, невнимателен, резок; она - почтительна и готова оказать помощь.

3. Итог коллективных размышлений

Наблюдения над текстом экспозиции рассказа дают нам основание говорить о будущем конфликте, который обозначен Буниным многоплановой

1