Особенно необходимо отметить мотивирующую функцию оценивания достижений учащихся в школе Финляндии, которая акцентирует внимание ученика и родителей на том, что знает и умеет делать ученик. Оценка достижений призвана формировать положительный образ ученика, прежде всего для него самого, что будет стимулировать его к выполнению
новых учебных задач. Оценка при этом теряет соревновательный характер, она становится стимулирующим средством. При такой форме оценивания стресс и тревога в классе сводятся к минимуму. Отсутствие стандартизированных тестов и экзаменов до окончания основной школы дает возможность учителям умеренно и позитивно применять отметки, ставя цель прежде всего научить детей самостоятельно учиться и научить их самооценке своих достижений.
Просмотр содержимого документа
«Система школьного образования в Финляндии»
Особенности оценивания в школьном образовании Финляндии
В отношении осмысления зарубежного опыта системы образования Финляндия представляет несомненный интерес. Высокий уровень качества образования в Финляндии подтвержден многими международными исследованиями. По данным международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), в 2006 г. Финляндия находится на первом месте по естественнонаучной грамотности, на втором месте по математической грамотности и на втором месте по грамотности чтения [4, с. 112].
Такие результаты обусловлены тем, что во-первых, образование Финляндии вообще и школьное в частности является приоритетом во внутренней политике этой страны. Во-вторых, школьное образование имеет давние традиции и при всех современных тенденциях развития базируется на устоявшихся принципах и ценностях. В-третьих, целью школьного образования Финляндии на протяжении длительного периода остается развитие личности, способной к самораскрытию своего таланта, постоянно обучающейся, быстро адаптирующейся в изменяющемся обществе.
Главная задача основной школы в Финляндии — научить детей учиться.
В финской образовательной политике особенно важными являются такие понятия, как качество, эффективность и равенство. Равенство — центральный принцип образовательной политики, который действует уже на протяжении 40 лет, означает реально справедливое предложение образовательных услуг: качественное школьное образование для всех учащихся, независимо от географического расположения школ, разнообразия языков, национальности, социального слоя и пола [3, с. 25].
В целях создания равенства возможностей учащихся в системе образования был найден инструмент регулирования, который предоставляет учебным заведениям информацию для сопоставления эффективности своей работы и правильности принятых решений на национальном и местном уровнях. Таким инструментом стала система оценивания. Оценивание проводится на всех уровнях системы образования (начальном, среднем, высшем), так как является средством гармонизации национальной системы образования в условиях децентрализации. Оценивание образования в Финляндии является и средством всеобщего управления, благодаря которому проводится сбор всей необходимой информацию в целях осуществления изменений в содержании образования и адаптации системы образования к постоянно изменяющейся реальности в национальном и международном контексте.