СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система социально-психолого-педагогической помощи в профессиональной ориентации учащихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа специалистов школы направленная  на профессиональное ориентирование учащихся

Просмотр содержимого документа
«Система социально-психолого-педагогической помощи в профессиональной ориентации учащихся»

  Психологические причины неуспеваемости младших школьников

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

Причины школьной неуспеваемости: психологического характера: недостатки в познавательной, потребностно – мотивационной сферах,  индивидуально психологические особенности учащихся,  несформированность анализа и синтеза непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей

Причины школьной неуспеваемости:

психологического характера:

  • недостатки в познавательной,
  • потребностно – мотивационной сферах,
  • индивидуально психологические особенности учащихся,
  • несформированность анализа и синтеза

непсихологического характера:

  • семейно бытовые условия,
  • педагогическая запущенность,
  • уровень образования родителей
Виды неуспеваемости: общая - стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике; специфическая  - отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса..

Виды неуспеваемости:

  • общая - стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике;
  • специфическая - отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса..
Трудности в учебной деятельности: Пропуски букв в письменных работах; Орфографические ошибки при хорошем знании правил; Невнимательность и рассеянность; Трудности при решении математических задач; Трудности в пересказе текста; Неусидчивость; Трудности в усвоении новых знаний; Постоянная грязь в тетради; Плохое знание таблицы сложения (умножения); Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.

Трудности в учебной деятельности:

  • Пропуски букв в письменных работах;
  • Орфографические ошибки при хорошем знании правил;
  • Невнимательность и рассеянность;
  • Трудности при решении математических задач;
  • Трудности в пересказе текста;
  • Неусидчивость;
  • Трудности в усвоении новых знаний;
  • Постоянная грязь в тетради;
  • Плохое знание таблицы сложения (умножения);
  • Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
Психологические причины неуспеваемости: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии мотивационной сферы детей; недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся.

Психологические причины неуспеваемости:

  • недостатки познавательной деятельности;
  • недостатки в развитии мотивационной сферы детей;
  • недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся.
Ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:

Ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:

В письменных работах пропускает буквы Низкий уровень развития фонематического слуха Слабая концентрация внимания Несформированность приемов самоконтроля Индивидуально- типологические особенности личности

В письменных работах пропускает буквы

  • Низкий уровень развития фонематического слуха
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированность приемов самоконтроля
  • Индивидуально- типологические особенности личности
Неразвитость орфографической зоркости Низкий уровень развития произвольности Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) Низкий уровень объема и распределения внимания Низкий уровень развития кратковременной памяти Слабое развитие фонематического слуха.

Неразвитость орфографической зоркости

  • Низкий уровень развития произвольности
  • Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
  • Низкий уровень объема и распределения внимания
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти
  • Слабое развитие фонематического слуха.
Невнимателен и рассеян Низкий уровень развития произвольности Низкий уровень объема внимания Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания Преобладающая мотивация- игровая.

Невнимателен и рассеян

  • Низкий уровень развития произвольности
  • Низкий уровень объема внимания
  • Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
  • Преобладающая мотивация- игровая.
Испытывает трудности при решении математических задач Низкий уровень развития общего интеллекта Слабое понимание грамматических конструкций Несформированность умения ориентироваться на систему  признаков Низкий уровень развития образного мышления

Испытывает трудности при решении математических задач

  • Низкий уровень развития общего интеллекта
  • Слабое понимание грамматических конструкций
  • Несформированность умения ориентироваться на систему признаков
  • Низкий уровень развития образного мышления
 Испытывает затруднения при пересказывании текста Несформированность умений планировать свои действия Слабое развитие логического запоминания Низкий уровень речевого развития Низкий уровень развития образного мышления Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). Заниженная самооценка.

Испытывает затруднения при пересказывании текста

  • Несформированность умений планировать свои действия
  • Слабое развитие логического запоминания
  • Низкий уровень речевого развития
  • Низкий уровень развития образного мышления
  • Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
  • Заниженная самооценка.
Неусидчив Низкий уровень развития произвольности Индивидуально- типологические особенности личности Низкий уровень развития волевой сферы

Неусидчив

  • Низкий уровень развития произвольности
  • Индивидуально- типологические особенности личности
  • Низкий уровень развития волевой сферы
Трудно понимает объяснение с первого раза Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) Слабая концентрация внимания Низкий уровень развития восприятия Низкий уровень развития произвольности Низкий уровень развития общего интеллекта

Трудно понимает объяснение с первого раза

  • Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
  • Слабая концентрация внимания
  • Низкий уровень развития восприятия
  • Низкий уровень развития произвольности
  • Низкий уровень развития общего интеллекта
Постоянная грязь в тетради Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) Недостаточный объем внимания Низкий уровень развития кратковременной памяти

Постоянная грязь в тетради

  • Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
  • Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
  • Недостаточный объем внимания
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти
Плохие знания таблицы умножения (сложения) Низкий уровень развития механической памяти Низкий уровень долговременной памяти Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы Низкий уровень развития произвольности Слабая концентрация внимания Несформированность приёмов учебной деятельности

Плохие знания таблицы умножения (сложения)

  • Низкий уровень развития механической памяти
  • Низкий уровень долговременной памяти
  • Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
  • Низкий уровень развития произвольности
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированность приёмов учебной деятельности
Не справляется с заданиями для самостоятельной работы Несформированность приёмов учебной деятельности Низкий уровень развития произвольности

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

  • Несформированность приёмов учебной деятельности
  • Низкий уровень развития произвольности
Постоянно забывает дома учебные предметы 1.  Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность 2.  Низкий уровень развития произвольности 3.  Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Постоянно забывает дома учебные предметы

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Плохо списывает с доски 1.  Несформированность предпосылок учебной деятельности 2.  Низкий уровень развития произвольности 3.  Низкий уровень переключения внимания 4.  Недостаточный объем внимания 5.  Низкий уровень развития кратковременной памяти

Плохо списывает с доски

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Низкий уровень переключения внимания

4. Недостаточный объем внимания

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо 1.  Низкая скорость протекания психических процессов 2.  Несформированность приемов учебной деятельности 3.  Низкий уровень развития произвольности

Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо

1. Низкая скорость протекания психических процессов

2. Несформированность приемов учебной деятельности

3. Низкий уровень развития произвольности

Любое задание нужно повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять 1.  Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 2.  Низкий уровень развития произвольности 3.Несформированность умения выполнять задание по устной инструкции взрослого. 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности

Любое задание нужно повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

2. Низкий уровень развития произвольности

3.Несформированность умения выполнять задание по устной инструкции взрослого.

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности

Постоянно переспрашивает учителя 1.  Низкий уровень объема внимания 2.  Слабая концентрация и устойчивость внимания 3.  Низкий уровень переключения внимания 4.  Низкий уровень развития кратковременной памяти 5.  Низкий уровень развития произвольности 6. Несформированность умения принять учебную задачу.

Постоянно переспрашивает учителя

1. Низкий уровень объема внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

3. Низкий уровень переключения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Низкий уровень развития произвольности

6. Несформированность умения принять учебную задачу.

Плохо ориентируется в тетради 1.  Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве 2.  Низкий уровень развития произвольности 3.  Слабое развитие мелкой моторики

Плохо ориентируется в тетради

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Слабое развитие мелкой моторики

Поднимает руку, а при ответе молчит 1 .  Несформированность отношения к себе как к школьнику 2.  Заниженная самооценка 3.  Низкий уровень развития произвольности

Поднимает руку, а при ответе молчит

1 . Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Заниженная самооценка

3. Низкий уровень развития произвольности

Опаздывает на уроки 1.  Несформированность приемов самоконтроля 2.  Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 3.  Низкий уровень развития произвольности 4.  Возможные трудности в семье

Опаздывает на уроки

1. Несформированность приемов самоконтроля

2. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Возможные трудности в семье

Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест 1.  Несформированность отношения к себе как к школьнику 2.  Преобладающая мотивация- игровая. 3.Индивидуально- типологические особенности личности 4.  Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 5.  Низкий уровень развития произвольности 6.  Несформированность приемов учебной деятельности

Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация- игровая.

3.Индивидуально- типологические особенности личности

4. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

5. Низкий уровень развития произвольности

6. Несформированность приемов учебной деятельности

Испытывает страх перед опросом учителя 1.  Заниженная самооценка 2.  Возможные трудности в семье 3.  Внутреннее стрессовое состояние 4.  Индивидуально- типологические особенности личности 5.  Высокий уровень тревожности

Испытывает страх перед опросом учителя

1. Заниженная самооценка

2. Возможные трудности в семье

3. Внутреннее стрессовое состояние

4. Индивидуально- типологические особенности личности

5. Высокий уровень тревожности

При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует 1.  Несформированность отношения к себе как к школьнику 2.  Преобладающая мотивация- игровая. 3.  Низкий уровень развития произвольности 4.  Несформированность приемов учебной деятельности

При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация- игровая.

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Несформированность приемов учебной деятельности

Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время 1.  Отсутствует учебная мотивация. 2.  Несформированность отношения к себе как к школьнику 3.  Заниженная самооценка 4.  Внутреннее стрессовое состояние 5.  Трудности усвоения материала, связанные с ЗПР

Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время

1. Отсутствует учебная мотивация.

2. Несформированность отношения к себе как к школьнику

3. Заниженная самооценка

4. Внутреннее стрессовое состояние

5. Трудности усвоения материала, связанные с ЗПР

 Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:   отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека; мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

  • отсутствие существенных недостатков умственного развития;
  • достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
  • материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
  • мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных учеников класса Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий. Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости. Попытки преодоления неуспеваемости «внешним» путем (обвинение ученика в лености, применение указаний, жалобы родителям и др.). Сознательное завышение оценок неуспевающим и «перетягивание» их из класса в класс.

Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных учеников класса

  • Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий.
  • Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости.
  • Попытки преодоления неуспеваемости «внешним» путем (обвинение ученика в лености, применение указаний, жалобы родителям и др.).
  • Сознательное завышение оценок неуспевающим и «перетягивание» их из класса в класс.
 Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые  (школа и родители).

Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

      Спасибо за  внимание!

Спасибо за внимание!