Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
1) учащиеся должны уметь распознавать деепричастие по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, определять его грамматические признаки,
2) конструировать предложения с деепричастием, деепричастным оборотом;
3)правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом;
4)правильно употреблять деепричастия в речи.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сообщение целей урока:
- Сегодня на уроке мы должны повторить и систематизировать то, что узнали о деепричастии, о его роли в речи.
- Вы должны знать, какое место занимает деепричастие среди других частей речи. С какими частями речи и в чём оно сходно, чем отличается.
- Повторить сопутствующую орфографию и пунктуацию.
Запись на доске:
Знать: Деепричастие. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида. | Уметь: Распознавать деепричастия. Отличать деепричастия от других частей речи. Безошибочно писать деепричастия. Правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Расставлять знаки препинания. Употреблять деепричастия в речи. |
II. Проверка домашнего задания.
- Из домашнего упражнения выполнить морфологический разбор 2 деепричастий. (2 ученика).
III. Актуализация знаний
Учитель: Закончите фразы. . (Вопросы появляются на интерактивной доске последовательно)
-Деепричастие отвечает на вопрос...
-Деепричастие образуется от... с помощью...
-Деепричастия имеют постоянный признак...
-В предложении деепричастия бывают...
-Деепричастия имеют ... признаки и ... признаки.
-От ... у деепричастий... .
-От ... у деепричастий... .
- Деепричастие с зависимым словом называется ... .
-...на письме выделяется ...
-Деепричастие обозначает ... действие.
-Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом и запятая ...
- Из частей слова у деепричастия отсутствует ... .
IV. Проверка записей домашнего задания.
Взаимопроверка, учащиеся обменялись тетрадями и проверяют записи товарища.
V.Тест. (Проецируется на доску)
1.Не пишется слитно.
а) не/зависев от причин;
б) не/оттаяв вовремя;
в) не/доехав до станции.
2.От какого глагола нельзя образовать деепричастие.
а) крыть;
б) лить;
в) жить;
г) плыть.
3.Найди деепричастия совершенного вида.
а) любя;
б) звеня;
в) кляня;
г) склоняя.
4. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
а) положив документы в стол;
б) положив руку на пульт управления;
г) положив руку на сердце;
г) положив вещи в чемодан.
5. В каком слове неправильно поставлено ударение:
а) ржаве'я; б) че'рпая; в) балу'ясь.
VI. Игра «Я редактор».
Каждому ученику раздаётся листок с заданием.
Задание: Отредактируйте предложения из ученических работ, используя памятку из грамматического справочника. Обнаружив ошибку, прокомментируйте, какое правило нарушено.
Памятка. 1. Деепричастия без глагола-сказуемого в предложении не употребляется. 2.Деепричастие связано вопросом со сказуемым. 3. Глагол-сказуемое и деепричастие нельзя связывать с помощью союза и. |
Гимнаст выполнив норму мастера спорта.
Вася вспомнив о забытом мяче и отправился за ним.
Воробей растопырив крылышки и сжался весь от страха.
Девочка раскрыв настежь окно.
Ваня поступив в школу и очень полюбил её.
Прочитав книгу «Дубровский» мною овладела жалость к Владимиру и Маше.
Затормозив у станции, я вышел из вагона.
Серёжа пообещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
Подойдя к воротам, часовой остановил мальчика.
Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
Давши котёнку молоко, девочка уложила его спать.
Сестра , не ожидав такой встречи, удивилась.
Учитель:
Ребята, посмотрите внимательно на два последних предложения, чем они отличаются от всех остальных в этом задании? (В данных предложениях ошибки связаны с образованием деепричастий).
Физкультминутка.
VII. Работа с текстом.(Текст на интерактивной доске)
─Спишите басню Эзопа (Вспомните, кто это такой и какие ещё басни вы читали), вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу деепричастия и деепричастные обороты.
─Графически объяснить (в тексте) знаки препинания.
У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся схватил её и приготовился съесть.
Мышь умоляла отпустить её... что отплатит добром за своё спасение. Лев ...отпустил её. Но случилось так , что мышь и в самом деле отблагодарила льва... . Попался лев охотникам и они привязали его к дереву. А мышь ... тотчас прибежала перегрызла верёвку и освободила его... : «Тогда ты надо мной смеялся и не верил что я могу отплатить тебе добром. А теперь ты будешь знать что и мышь умеет быть благодарной».
Слова для справок: промолвив, умоляя, уверяя, сказав так, подождав, помедлив, подумав, уверяя, утверждая, спасши ему жизнь, заслышав его крики, услышав его призыв.
VIII. Индивидуальная работа для сильных учеников.(4 человека)
Индивидуальные карточки с комплексным заданием: вставить пропущенные буквы и знаки препинания; выполнить указанные виды разборов, определить тип речи и стиль текста.
IX. Подведение итогов урока.
-О чём мы говорили на уроке?
-Посмотрите на доску, где записаны наши цели урока, что должны знать и уметь. Оцените свои знания и умения по данной теме.
Ответьте на вопрос: готовы ли вы к выполнению контрольного теста на следующем уроке? Обозначьте вопросы и задания , вызвавшие затруднения.
X. Домашнее задание.
1) Тест из тетради на печатной основе № 15 (II вариант)
2) Контрольные вопросы.
3) По выбору: сочинение –миниатюра « Зимние забавы» с использованием деепричастий.