Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 2 курса,
специальность 44.02.02
группа ПНК-2
Чубукина
Юлия Олеговна
Приёмы формирования мотивации учения у младших школьников
Руководитель:
Тухман И.В.
Дзержинск – 2017
Познавательная мотивация
Создание проблемной ситуации
Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.
Прием «Необычная обычность»
Включает в себя процесс задавания домашнего задания в необычной форме. Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (например: ...делать, французс...ий, р...стение, ука...ка, немец...ий, выр...щенный). Из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и др.).
Учащимся предлагаются цифры, соответствующие номеру букв в алфавите. Из букв необходимо собрать слово и далее домашнее задание связываются с полученным словом (19, 12, 1, 9, 12, 1 - сказка).
Прием «Синквейн»
Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания синквейна:
-1строка-тема(одно существительное);
-2строка-описание предмета (два прилагательных);
-3строка-описание действия предмета (три глагола);
-4 строка-фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Прием «Задание массивом»
Учитель может задавать домашнее задание массивом (например, учитель задает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного объема задания).
Прием «Привлекательная цель»
Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок. (Например, тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками формулируется иная цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов выходят из строя водопроводные трубы.)
Прием «Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.
Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (Например, при изучении в 1 классе темы по окруж-*ающему миру «Рыбы, их многообразие», учитель задает вопрос: «Почему рыбы не тонут?».)
Мотивация избежание неудач
Прием «Лови ошибку!»
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.
Эмоциональные
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).
2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» ).
3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с...»; «Выполняя работу, не забудьте о...»).
4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ).
5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить...»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ).
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу...»; «Так хочется поскорее увидеть...» ).
7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» ).
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.