«Системно деятельностный метод обучения в образовательном процессе в начальной школе».
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Суть деятельности учителя- это творчество. Стаж моей педагогической деятельности в школе составляет уже более 27 лет. Ко мне в класс приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя всё ещё им неизвестное.
Несмотря на то, что за плечами накоплен немалый опыт работы, мне всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Главная моя задача : построить процесс обучения так, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами, потому что только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё дальнейшее образование школьника.
В течение последних нескольких лет, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Современная школа должна не только обеспечить получение определённой суммы знаний учеником начальной школы, её приоритетной задачей становится становление личности младшего школьника; раскрытие его индивидуальных способностей.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных развивающих технологий. Это способствует обогащению содержания обучения, придает ему проблемно-поисковый характер, а также способствует активизации познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.
Таким образом, на этом этапе педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность технологии деятельностного метода обучения детей. Это позволяет не только обеспечить высокий уровень обученности младших школьников, но и даёт им возможность в будущем найти себя в жизни, быть полезными и востребованными для страны и общества. Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовываёт её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов деятельностного метода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.
Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.
Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность моих учащихся, но и повышают качество образования, так как характерной чертой технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Деятельностные методы в обучении младших школьников – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода методологический базис, на котором строятся различные системы обучения уже со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями.
Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Таким образом, основным механизмом реализации технологии деятельностного метода обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач на каждом уроке разрабатываю различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.
Еще Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Реализация технологии деятельностного метода обучения младших школьников предполагает открытие перед ребенком всего спектра этих возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной средой). Иными словами, установки на творчество. В реализации задач такого характера разрабатываю различные задания творческого характера: придумывание загадок, сочинение стихов, разработки сценариев и постановки мезансцен, создании нестандартных проблемных ситуаций и т.д. Особенно в этом помогает процесс работы над проектами, когда каждый ребёнок чувствует себя составной частью огромной большой серьёзной работы.
Реализация технологии деятельностного метода в обучении связана еще с одним важным положением: обучение в парах и группах. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно. С самого первого класса стараюсь на каждом уроке планировать работу в парах, благодаря этому дети учатся общаться между собой, отстаивать в споре свою точку зрения, слушать и слышать мнение другого ребёнка, обобщать. анализировать и делать выводы.
Я.А.Коменский выдвигая принцип научности в обучении считал, что любые природные явления необходимо изучать взаимосвязано, а не разрозненно (не как «кучу дров»). При решении задач, стоящих перед современным образованием, этот тезис приобретает огромное значение. Это значит, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. Главное, чтобы у ребёнка не просто формировалось представление о научной картине мира, но и о личностном отношении ученика к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать. С этой целью мной проводятся викторины, экологические праздники, туристические походы, экологические проекты.
Чтобы процесс обучения учащихся был успешным, необходима преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
В процессе работы я проводила наблюдения за своими выпускниками начальной школы, вплоть до окончания ими школы, затем проанализировала результаты и пришла к выводу, что если ученик, не овладел приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене он неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Считаю, что реализация деятельностного метода предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. В связи с этим разрабатываю способы и приёмы учебной деятельности, благодаря которым, учащийся на любой ступени обучения будет успешным. Например, работа со справочной литературой, первоисточниками, учебными и деловыми статьями.
Кроме того современная жизнь требует от ученика умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей, профессии, жизненного пути. Это предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности рассматривания различных вариантов решения задачи. Умения осуществлять систематический перебор вариантов, вырабатывая у учащихся вариативность мышления использую различные виды тестовых заданий, провожу работу в парах, использую карточки-подсказки, различные приёмы проверки и самопроверки. Считаю, что перечисленные положения необходимы и достаточны для реализации технологии деятельностного метода обучения младших школьников.
Реализация технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности возможно путём создания проблемных ситуаций, проблемного диалога.
Такой диалог используется в технологии деятельностного метода обучения на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционный объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала на деятельностный с «открытием» знаний. Предлагаю провести небольшое сравнение объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.
Объяснительно-иллюстративный | Деятельностный |
Цель урока задаётся педагогом | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели урока. |
Используются внешние мотивы побуждающие к учебной деятельности. | Опора на внутренние мотивы, побуждающие к учебной деятельности. |
Выбираются педагогом. | Совместный с учащимися выбор. |
Инвариантные действия учебной деятельности, предусмотренные учителем. | Вариативные действия в учебной деятельности, возможность индивидуального выбора. |
Уровень усвоения знаний, конечный результат предполагаемый учителем. | Уровень усвоения знаний предполагает позитивные внутренние личностные изменения. |
Сравнение результативности с эталонами, предложенными учителем: выставление оценки учителем. | Самооценка и самоанализ учебной деятельности на основе применения индивидуальных эталонов достижения. |
. Метод проблемно – диалогического обучения, даёт учителю возможность:
- сохранить преемственность между различными ступенями образования, так как технология метода проблемного диалога универсальна, она применима в любом предмете на любой ступени обучения.
- сделать учебный процесс единым и непрерывным; в котором, обучение проходит по принципу: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».
На уроках организовываю побуждающий к проблемной ситуации диалог.
Побуждение к созданию противоречия. | Побуждение к формулированию учебной проблемы. |
Приём 1. О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений? Приём 3. Вы сначала как думали? Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
Урок, на котором учитель создаёт проблемную ситуацию, обеспечивает решение трёх задач: более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта, творческих способностей, воспитание активной личности.
Обеспечивая творческое усвоение знаний на уроке, ученик проходит четыре этапа научного творчества: постановку проблемы и поиск её решения – на этапе сообщения новых знаний; обоснование решения – на этапе воспроизведения, то есть проговаривания полученных знаний в результате решения проблемы.
При этом, ученик формулирует учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах. « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте.
Таким образом, главное в реализации технологии деятельностного метода обучения состоит не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в работе, в любых ситуациях.
Нельзя не согласиться со словами В.А.Сухомлинского: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. И тогда ваши ученики будут успешны!» поэтому перед учителями встала проблема: как построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?
Технология проблемно-диалогического обучения является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».
Мною выделены некоторые технологические приемы организации учебного процесса с использованием технологии проблемно-диалогического обучения:
1) создать для ученика значимую для него проблемную ситуацию,
2) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
3) сформулировать задания продуктивного или творческого типа, вытекающие из осознанной учеником проблемы.
.Можно выделить несколько видов продуктивных заданий.
Виды продуктивных заданий | Особенности применения |
На формулирование вопросов темы урока. | Сразу после введения знаний: - если учебная проблема появилась как вопрос; - если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога. В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».) |
На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова. | В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания. |
На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение. | Дома по желанию. |
Результативность и обоснованность выбора проблемно-диалогической технологии можно оценить с помощью критериев:
1)наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации: («Хочу разобраться…, хочу попробовать свои силы…, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...)
2) Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере: («Испытываю радость, удовольствие от деятельности…, мне это интересно…, могу усилием воли концентрировать свое внимание...»).
3) Переживание учащимися радости открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон...»).
4) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности: («Лично мне это нужно…, мне важно научиться решать эти ситуации… , мне будут эти знания нужны...»).
5) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Для успешной реализации технологии деятельностного метода обучения, произвела оптимальный выбор методов обучения: проблемное изложение нового материала; частично-поисковый; исследовательский.
Коллективные формы организации учебного процесса: работа в парах; работа в группах; создание проектов с участием в работе нескольких групп.
Сущность технологии деятельностного проблемно – диалогического обучения состоит в потребности учащегося в новых знаниях или способах действий: («хочу узнать..., научиться ..., могу сам, без педагога…»)
Создание проблемной ситуации создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера, соответственно у учащихся возникают интеллектуальные затруднения, когда они не знают, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом, поэтому не могут достичь целей с помощью известных им (из ранее изученных ими) способов действия.
Проблемная ситуация побуждает учащихся искать новый способ объяснения или действия. Она включает в себя положение, содержащее противоречие, которое не имеет однозначного решения; и формирует у учащихся особое психологическое состояние познающей личности, характеризующейся появлением познавательной потребности у детей. Я выделяю несколько признаков учебной проблемы:
1) отсутствие у учащихся знаний, необходимых для решения проблемной ситуации,
2) отсутствие достаточного опыта у детей;
3) осознание учениками противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов или отношений между ними.
Используя различные типы проблемных ситуаций и противоречий можно выделить следующие приёмы создания проблемных ситуаций.
Тип проблемной ситуации. | Тип противоречия. | Приёмы создания проблемной ситуации. |
С удивлением. | Между двумя (или более) положениями | - Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. - Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. |
Между житейским представлением учащихся и научным фактом. | _ Сначала обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Потом предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. |
С затруднением. | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. | - Дать практическое задание, не выполнимое вообще. - Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. - Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими - Доказать, что задание учениками не выполнено. |
Проблема в образовательном процессе - это осознание учащимися невозможности разрешить в данной ситуации противоречие или затруднение средствами имеющегося опыта и знаний. Чаще всего учебная проблема имеет форму познавательной задачи либо заданий продуктивного типа, содержащих некоторые противоречия в своих условиях: избыточные данные, недостающие данные, неверные данные, альтернативные данные.
Обнаружение учащимися противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию детьми состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.
В связи с этим у учащихся возникает субъективная потребность в новых знаниях, так как, осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученики строят предварительные предположения относительно способа разрешения проблемной ситуации.
Проверка выдвинутых предположений приводит учащихся к тому, что проблемная ситуация для учеников становится проблемой, то есть задачей продуктивного типа, либо превращается в репродуктивную задачу, которую можно решить путем преобразования определенных условий. Можно обозначить несколько приёмов постановки учебной проблемы.
Можно выделить 2 метода решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог.
Структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез |
Общее побуждение | - Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения? | - Согласны с этой гипотезой? Почему? Как можно её проверить? |
Подсказка | Учителем приводится довод за или против гипотезы. | Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. |
Сообщение | Решающая гипотеза. | Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. |
.
Научить детей развиваться можно только при постоянном включении их
в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием последовательных этапов деятельности, позволивших выйти им из затруднения. В этом помогают так называемые развивающие уроки. В соответствии с целями, которые ставятся на уроках их можно распределить на 4 группы : уроки открытия новых знаний, уроки рефлексии, уроки-тренинги, уроки контроля. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют мне развивать интерес к изучаемым в начальной школе предметам и достичь хороших результатов в обучении , а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная компетенция и другие.
Итак, в результате обобщения опыта своей работы, получила следующие результаты: использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом, через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет учителю оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом.