Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход»
Проверочная работа по самостоятельному прочтению параграфа
(предпочтительно для V-IX классов)
Задание 1. До чтения.
Перед вами текст из учебника русского языка. Что вы можете сказать о его содержании и построении до начала чтения? На что вы обратили внимание, отвечая на этот вопрос?
Задание 2. Во время чтения.
Теперь прочитайте этот текст про себя в режиме изучающего чтения. По ходу чтения отметьте ключевые слова и словосочетания.
Задание 3. После чтения (предлагается по выбору учителя, в зависимости от того, какое умение отрабатывается).
- мысленно разделить текст на части и составить план (простой или сложный – по вашему выбору);
- задайте к тексту то количество вопросов, которое необходимо для полного и глубокого его понимания;
- составьте графическую схему текста (таблицу, конспект);
- перескажите текст письменно;
- воспользуйтесь одним из известных вам приемов переработки информации; объясните, почему вы предпочли именно этот прием.
Как работать с текстом учебника
Памятка 1
1. Прочитай текст 3-4 раза.
2. Ответь на вопрос: «О чем говорится в тексте?» - и определи тему текста.
3. Озаглавь текст.
4. Выдели прямой чертой теоретическую информацию, волнистой – иллюстративную.
5. Определи, какой теоретический материал надо повторить, чтобы полно, точно и правильно понять новую теоретическую информацию.
6. Выдели новое понятие и его определение.
7. Найди в определении само понятие и его признаки; подумай, как можно перестроить определение.
8. Найди пример и прокомментируй его – подведи под определение.
9. Приведи свои примеры и прокомментируй их.
10. Попробуй представить текст в виде плана, схемы, таблицы. Это поможет тебе лучше понять содержание текста и осознанно запомнить его.
Памятка 2
1. До чтения текста
прочитай заголовок, выдели в нем знакомые и новые термины;
поставь вопросы к заголовку и определи, какой теоретический материал необходимо повторить;
поставь вопросы от заголовка к тексту и предположи, о чем в нем пойдет речь;
попробуй ответить на поставленные вопросы.
2. Во время чтения текста
находи неясные слова и определяй их значение по словарю;
ставь вопросы к абзацам, предложениям, выделенным словам; пробуй ответить на эти вопросы;
отделяй теоретическую информацию от иллюстративной;
выделяй новые термины и определения;
выясни, как новые термины связаны с известными;
прокомментируй приведенные примеры;
подумай, почему текст разделен на абзацы именно таким образом, определи микротему каждого абзаца;
уточни, как микротемы раскрывают общую тему текста;
3. После чтения текста
поставь вопросы к тексту и ответь на них;
приведи свои примеры и прокомментируй их;
представь текст в другой форме – в виде схемы, таблицы, инструкции;
составь план текста и перескажи его по плану.
Памятки анализа разных типов текста
по функционально-смысловому плану
Повествование
Назовите главные особенности типа речи – повествование.
Определите стиль речи.
Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).
Укажите тему. Что можно сказать о полноте ее раскрытия?
Назовите идею, или основную мысль.
Определите, от какого лица ведется повествование (1-го? 3-го?).
Назовите основные действия и порядок их указания.
Выделите основные части текста (составьте его план).
Укажите начало текста.
Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)
Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.
Объясните особенности использования языковых средств.
Составьте заключение по характеристике текста.
Описание
Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).
Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость выбора от стиля речи, порядок указания признаков, целесообразность этого порядка).
Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).
Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.
Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждения). Каково их назначение?
Назовите средства связи слов и частей текста.
Охарактеризуйте языковые средства.
Сделайте общий вывод об описании.
Рассуждение
Выделите части текста. Как они связаны?
Найдите введение, определите его назначение.
Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.
Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?
Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.
Охарактеризуйте заглавие текста, отражение в нем темы, идеи, соответствие заглавия типу речи, стилю речи.
Рассмотрите языковые средства.
Сделайте общий вывод по анализу текста.