СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.?

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход»

В чём заключается новизна ФГОС

по сравнению со стандартом 2004 г.?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС второго поколения нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Ключевые особенности ФГОС общего образования:

  • ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени образования;

  • переход от минимизированного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, положенного в основу Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • учет образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья;

  • повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы по ступеням обучения.

Таблица

Параметр для

сравнения

ГОС 2004 г.

ФГОС

Нормативно закрепленное понятие стандарта (ст. ФЗ «Закона об образовании в Российской Федерации

Совокупность трех компонентов:

- федеральный;

- региональный (национально-региональный);

- школьный.

Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП).

Структура стандарта

- обязательный минимум содержания ООП;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Система требований:

- требования к структуре ООП;

- требования к результатам освоения ООП;

- требования к условиям реализации ООП.

Соблюдение требований к условиям реализации ООП ООО должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Структура соответствующего учебного плана

- федеральный компонент;

- региональный (национально-региональный) компонент;

- компонент образовательного учреждения.

- обязательная часть;

- часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Внеурочная деятельность

-

Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Основные цели

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования.

Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентирует не только на предметные, как это было раньше, но и на личностные и метапредметные результаты.

Устанавливаемые стандартом результаты

- учащиеся должны знать;

- учащиеся должны уметь;

- учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

- личностные;

- метапредметные;

- предметные.

Основные направления реализации

Во ФГОС второго поколения последовательно реализуется системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подходы.

Основа стандарта

- личностная ориентация;

- деятельностный характер;

- усиление воспитательного потенциала;

- формирование ключевых компетенций.

- системно-деятельностный подход;

- усиление развивающего потенциала;

- формирование универсальных учебных действий;

- обязательное участие в проектной деятельности.

Умение учиться

Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков, способов деятельности.

Формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно).

Результаты освоения

- зафиксированы в требованиях к уровню подготовки выпускников как результаты освоения обязательного минимума (исключительно предметные);

- заданы в деятельностной форме («знать», «уметь» и т.д.);

- служат основой разработки материалов контрольных и экзаменационных работ.



- представлены в разделе «Требования к результатам освоения ООП» для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных;

- дифференцированы по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»;

- являются основой не только для оценки учащихся, но и педагогов, образовательных учреждений и системы образования в целом.

Итоговая аттестация

проводится на основе содержания, включённого в обязательный минимум.

подлежат оценке достижение планируемых метапредметных и предметных результатов.


  1. Научно-теоретические основы деятельностного подхода к обучению

Основные идеи, заложенные во ФГОС: идея повышения ответственности самого ученика и его родителей за получение образования, идея обеспечения социальной компетентности личности в современном обществе.

Главная цель стандартов второго поколения для общего образования заключается в повышении компетентности личности школьника в социуме. Компетентность личности – способность интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения успеха и решения жизненных проблем.

Механизмом достижения новых результатов образования является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Естественно возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Обратимся к теории данного подхода.

Системно-деятельностный подход в обучении базируется на единстве системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым и др.) и на теоретических положениях теории деятельности (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Р. Лурия, А.Г. Асмолова).

Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решения, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические особенности человека – это результат перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, путем последовательных преобразований. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Объединение их позволило определить подход, составляющий её основу как системно-деятельностный, выступающий как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Концепция системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах:

- Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне системе они существовать не могут.

- Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать как системный.

- Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований



Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством осваивать способы познания как конечной цели учения. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается педагогическая поддержка, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использованием им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. При переходе на стандарт второго поколения акцент делается не просто на деятельности, а на активности самого субъекта в этой деятельности, а именно на его смысловых и ценностных образованиях, которые обеспечивают становление субъекта собственной жизнедеятельности.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Таким образом, стандарты второго поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам познавательной, творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к учению не укладывается в привычную схему «знаю-не знаю», «умею-не умею» а приобретает осмысленные учебно-познавательные мотивы:

- осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»;

- действие целеполагания «что я должен сделать…»;

- планирование решения «как и в какой последовательности я должен решить эту задачу»;

- решение задачи рефлексивно оценочные действия «все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели».



Структура учебной деятельности включает в себя следующие этапы:

1.Мотивационно-целевой компонент предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Этим процессом руководит учитель: с начала побуждающего диалога, вводной беседы. В качестве системообразующей характеристики на данном этапе определяется личностный результат воспитания и обучения, а также приёмы, способы и технологии, в процессе которых осваивается содержание образования.

2.Операционально-содержательный компонент предполагает развитие субъектности ученика. В основе освоения содержания лежат универсальные средства, методы деятельности, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяет находить, решать способы решения учебно-практических, жизненных ситуаций. Этому способствует задачный способ подход в обучении, мыследеятельностная педагогика, ситуационный анализ, метод проектов, технологии модульного, проблемного, дифференцированного, критического обучения и т.п. Эмоциональная направленность этапа состоит, по возможности, в организации для каждого ученика ситуации успеха, включении его в дальнейшую познавательную деятельность.

3.Рефлексивно-оценочный компонент фиксирует новое содержание, полученное на уроке, организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, в ходе которой соотносятся её цель и результаты, определяется степень их соответствия и намечаются новые цели деятельности. Рефлексия и адекватная самооценка обеспечивают осознание школьниками уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию собственных проблем, создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Таким образом достигается главный результат общего образования – сформированность у ученика компетентности в организации собственной деятельности.

Условиями реализации принципов системно-деятельностного подхода при построении урочных и внеурочных занятий являются:

  • включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеучебную деятельности;

  • интеграция учебной и внеучебной деятельности:

  • ориентация на зону ближайшего развития;

  • взаимодействие учащихся друг с другом и педагогом;

  • самостоятельная организация учащимися собственной деятельности;

  • ориентация и диалоговое взаимодействие;

  • активная работа с различными источниками информации;

  • использование активных форм и методов работы;

  • организация рефлексии;

  • создание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД.





Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие



Актуализация деятельностного подхода, последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учеников:

- игровое экспериментирование;

- моделирование и драматизация;

- формулирование вопросов для получения информации;

- работа по памяткам, разработка алгоритмов;

- выполнение практических работ;

- решение проблемных ситуаций, задач;

- проектирование и моделирование;

- организация опытов и наблюдений;

- выполнение практических работ;

- представление и защита сообщений, докладов;

- учебное исследование;

- выполнение проектов;

- участие в дискуссии;

- подготовка презентаций;

- рефлексивный анализ;

- рецензирование работ и т.д.

Происходит смена оценочной парадигмы.

Новые подходы к оценке результатов включают

Субъективный Объективный

(портфель личных достижений) Диагностика: Экспертиза:

мониторинг интегрированные

предметных, контрольные

метапредметных работы

и личностных

результатов

Важным условием реализации системно-деятельностного подхода является личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к работе по новым образовательным стандартам. Показателями владения педагогом системно-деятельностными технологиями являются следующие:

  • имеет гуманистическую позицию по отношению ко всем детям;

  • мотивационно-целевое пространство уроков создает на основе развития личностных потребностей учеников;

  • системно видит школьные дисциплины в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

  • организует учебные исследования, поисковую, проектную деятельность детей;

  • формирует у детей навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, владеет способами организации рефлексии;

  • осуществляет самоанализ своей педагогической деятельности с позиций достижения предметных, личностных, метапредметных результатов и др.

Таким образом, системно-деятельностный подход

Таблица

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Системно-деятельностный подход

Базируется на принципе доступности

Опирается на зону ближайшего развития

Учащийся выступает в роли объекта познавательной деятельности

Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности

Ориентировано на усвоение определенной суммы знаний

Нацелено на освоение способов познания как конечной цели учения

Развивает эмпирический способ познания

Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

Решая конкретно0практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности

В результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности

Формируется личность, способная к самостоятельной деятельности



3.Метапредметные результаты образовательной деятельности.



ФГОС: изменение требований к образовательному результату:

  • Предметные (основы системы научных знаний: опыт предметной деятельности по получению и применению нового знания);

  • Метапредметные универсальные действия:

  • Познавательные универсальные действия:

1.Общеучебные (формулирование проблемы; обнаружение способа действия; поиск и анализ информации; описание хода решения; составление высказываний; контроль и оценка своих действий).

2.Универсальные логические действия (анализ, сравнение, конкретизация, умозаключение, обобщение, сериация, классификация, гипотеза, доказательство, аналогии).

3.Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

4.Моделирование (кодирование информации, использование наглядных моделей; построение схем, таблиц, диаграмм).

  • Регулятивные универсальные действия:

- осуществление действия по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- способность увидеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого;

- контроль своей деятельности по результатам, адекватное отношение к оценке.

  • Коммуникативные универсальные действия:

- кооперация;

- сотрудничество;

- взаимопомощь.

  • Личностные универсальные действия:

- внутренняя позиция школьника (отношение к школе; мотивы учения, Амооценка, самоуважение);

- самоопределение (гражданская идентичность, этническая принадлежность, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков и т.д.).



4.Реализация деятельностного подхода к предметным программам


У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.

Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.

Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.

Только в условиях деятельностного подхода, обучающийся выступает как субъект жизнедеятельности. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия.

Проектная деятельность, ролевые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни.

Технологии развития универсальных учебных действий

  1. Технология проблемного обучения

  2. Технология дифференцированного обучения

  3. Технология модульного обучения

  4. Обучение в сотрудничестве

  5. Метод проектов

  6. Исследовательские методы в обучении

  7. Коммуникативно-диалоговые технологии

  8. Игровые технологии в обучении

  9. Технология развития критического мышления

  10. Мастерские построения знаний

  11. Кейс-метод (технология ситуационного анализа)