«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского
Павлово-Посадского муниципального района Московской области» (МОУ СОШ № 18)
142500, Московская область, ppschool 18@ mail . ru
г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 тел. 8(49643)21524
30.10.12
“ Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”. Джон Дьюи.
30.10.12
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой
Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Метапредметные
Личностные
Предметные
Основы системы научных знаний.
Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания
Усвоенные межпредметные понятия и УУД.
Управление своей деятельностью, самостоятельность.
Речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.
Ученые – основоположники теории
системно-деятельностного подхода
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…
А. Дистервег,
немецкий педагог-демократ XIX в.,
последователь Песталоцци
Системно-деятельностный подход
как концептуальная основа ФГОС общего образования
Обеспечивает:
- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Система дидактических принципов:
- Принцип деятельности;
- Принцип непрерывности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип психологической комфортности;
- Принцип вариативности.
« Как обучать?»
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?
Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Педагогические технологии.
Группа технологий
Педагогические технологии СДП
1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровая технология
Проблемное обучение
Технология критического мышления
3. Педтехнологии развивающего обучения
Технология полного усвоения
Технология развивающего обучения
4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса
Групповые технологии
Педагогика сотрудничества
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
ТИПЫ УРОКОВ
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность
Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности с использованием технологии
развития критического мышления
Пробное действие
Затрудне-
ние
Реализация проекта
Само-контроль
Само-оценка
Мотивация
Три
Прямой
Равные
Тупой
Разные
Острый
Прием «Инсерт»
V
(уже знал)
+
(узнал новое
- Многоугольник
- Вершина многоугольника
- Р многоугольника
- Диагональ многоугольника
- Угол многоугольника
- Противоположные стороны, вершины четырехугольника
-
(думал иначе)
- Внутренняя, внешняя область многоугольника
- Выпуклый многоугольник
- (n-2)*180°
?
(есть вопросы)
- определение многоугольника
- не понял как получили формулу
Прием «ЗХУ»
Знаю
Хочу узнать
Как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
Узнал
- Как складывать дроби с разными знаменателями?
- Как вычитать дроби с разными знаменателями?
- Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями
Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.
Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.
Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.
Синквейн
Прямые.
Пересекающиеся, параллельные.
Строим, переносим, совмещаем.
Нет ни начала, ни конца?!
Бесконечность!
Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .
Побуждающий диалог .
Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы .
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .
– Начертите треугольник.
– Измерьте его углы транспортиром.
– Найдите сумму углов.
– Какие результаты у вас получились?
– К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
– Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
– Сверим вывод с учебником.
– А почему у вас получились неточные результаты?
«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Герберт Спенсер