Системно-деятельностный подход в современном обучении: организация проектной деятельности в школе
Синотина Е.В., зам.директора по УВР МОУ СОШ № 36
Учебная деятельность формирует общие способы действия
Способ действия
Применение в типовых случаях
Знания, умения
Применение в нестандартных ситуациях
Общий способ действия
Проблема школы Процесс обучения строится на решении практических задач!
Практическая задача
Учебная задача
- отвечает на вопрос «как нужно делать?»
«что нужно делать?»
Все действия осуществляются целенаправленно
Ученик выполняет задание по образцу или действует методом проб и ошибок
! Если учитель ориентируется на формирование общих способов деятельности, изменяется подход к обучению
- Обучение приобретает деятельностный характер
побудительно-мотивационный этап
Буду ли я это делать?
этап целеполагания
Для чего я буду это делать?
этап планировани я
Что хочу получить в итоге?
исполнительский этап
Что мне для этого нужно?
Какие действия буду осуществлять для достижения поставленной цели?)
этап контроля
Как я буду это делать?)
Всё ли я выполнил правильно? Достигнул ли поставленной цели?
Структура учебной деятельности
учебная ситуация
учебная мотивация, включающая коммуникативную, познавательную потребность
учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым
решение учебной задачи посредством учебных действий:
предметных и вспомогательных
контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль
(в новом стандарте УУД)
оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку
Учебная деятельность – деятельность обучающегося по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач.
- Организация проектной деятельности в основной школе
Проект – пять «П» (структура учебной деятельности)
проблема
планирование
поиск информации
продукт
презентация
Наш музей информации
Как мы работали над проектом?
- 1. Проблема (Какие предметы окружающего мира могут быть источником информации?)
Как мы работали над проектом?
- План работы (Какие предметы отберём для музея? Какие экспозиции будут? Какие экскурсии можно провести в музее? Кто отвечает за каждое направление работы?
Как мы работали над проектом?
Как мы работали над проектом?
- Проведение экскурсии для первоклассников
Курсы внеурочной деятельности
Деятельность ученических сообществ
Внеурочная деятельность по предметам (школьный тур олимпиад, предметные недели, мероприятия на параллель)
Внеурочная деятельность
в школе как система
Воспитательная работа школы, класса по направлениям
Индивидуальные образовательные маршруты
Модели организации внеурочной деятельности в нашей школе
Модель 1. Систематические занятия по установленному расписанию
(«Играем в лапту». «Играем в театр»).
Модель 2. Внеурочная деятельность, направленная на подготовку индивидуального или группового проекта.
Формы отчётности по итогам года
- Модель 1 . Систематические занятия по установленному расписанию («Играем в лапту». «Играем в театр»).
- Модель 2. Расписание занятий определяется программой работы над индивидуальным или групповым проектом.
- Открытое мероприятие для параллели, школы, родителей
- Публичная защита учебного проекта в рамках фестиваля «Мир интереснее, чем кажется»
- Программа курса внеурочной деятельности «Учимся создавать проект» в 5-6 классах
№
Тема раздела, занятий
1
Введение
2
Аудит.раб.
3
Что такое учебный проект?
1
Инд. конс.
Результат
Выбираем тему
4
1
Выбран курс, направление проектной деятельности, научный руководитель
Планируем работу
2
Представление о проектной деятельности; мотивация к созданию учебного проекта.
1
Выбрана тема индивидуального или группового проекта, образ будущего продукта.
Составлен план работы над проектом.
№
5
Тема раздела, занятий
Оформляем письменную часть
6
Аудит.раб.
7
1
Учимся оценивать
Инд. конс.
Результат
8
Учимся представлять проект публично
1
Оформлены разделы дневника проекта:
Готовим презентацию проектного продукта
2
«Выбор и обоснование темы проекта»; «Историческая справка»;
2
Оформлены разделы дневника проекта:
«Самооценка»
Выбрана форма публичной презентации проекта;
«Банк идей. Анализ идей»;
Подготовлен текст публичной защиты проекта.
«Выбор и описание продукта»;
Подготовлена презентация продукта для публичной защиты, реклама продукта.
«Этапы работы над проектом, включая содержание работы на каждом этапе».
Оформлен раздел дневника проекта «Реклама продукта».
Дополнительные материалы: словарь терминов, реферат, исследование, список литературы
Требования к оформлению учебного проекта
- Учебный проект включает: продукт и дневник проекта .
- Продукт должен отражать творческую индивидуальность автора, быть посильным в создании, иметь практическое применение.
- Продуктом могут выступать макеты, модели, схемы; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций; самостоятельно снятые документальные фильмы, видеоролики, мультфильмы; мастер-классы, выставки, игры, тематические вечера, концерты, театрализованные постановки; сценарии мероприятий и др.
Дневник проекта - это отчёт о проектной деятельности учащегося, в котором отражены этапы работа над проектом, от возникновения идеи до получения продукта и его оценки.
Дневник проекта оформляется в специальной тетради или на стандартных листах белой бумаги печатным способом.
Разделы дневника проекта:
1. Обоснование проблемы и выбор темы проекта.
2. Описание проектного продукта.
3. Этапы работы над проектом, включая содержание работы на каждом этапе.
4. Реклама продукта.
5. Самооценка.
6. Дополнительные материалы.
В качестве дополнительных материалов могут выступать историческая справка, словарь терминов, результаты исследования, фотографии, рисунки, другие вспомогательные материалы, которые были необходимы для создания проектного продукта.
Оценочный лист проекта
- Автор (авторы): ________________
- Тема проекта:_________________
- Научный руководитель: _______________
1.Оценка работы над проектом
Критерии оценки
Личная заинтересованность автора (авторов)
Максимальное кол-во баллов
Кол-во баллов по факту
5
Самостоятельность в подготовке проекта: постановке цели, планировании работы, в поиске источников, создании продукта
Итого
15
20
2. Оценка продукта
Критерии оценки
Дневник проекта
Кол-во баллов
Общее оформление (соответствие требованиям).
По факту
5
Актуальность; обоснование темы, цель и задачи проекта.
5
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5
Технология работы над проектом.
Самооценка деятельности и её результата.
10
5
Качество дополнительных материалов.
Продукт
5
Оригинальность.
5
Соответствие требованиям качества (эстетичность, практическая значимость).
5
Качество рекламы продукта.
Итого
10
55
3.Оценка публичной презентации проекта.
Критерии оценки
Кол-во баллов
Содержание текста выступления: отбор материала, логика изложения.
По факту
5
Коммуникативные умения: умение вызвать интерес аудитории к своему выступлению, грамотность и выразительность речи, умение отвечать на вопросы
10
Использование иллюстративного материала
5
Соблюдение регламента выступления
5
Итого
25
Максимально 100 баллов
Проект «Методическое сопровождение работы по достижению предметных и метапредметных результатов в основной школе»
Курс
«Основы учебной деятельности»
в 5-6 классах
Методическое сопровождение педагогов (обучающие семинары)
Организация деятельности педагога в условиях введения ФГОС: контроль и оценка предметных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность «Учимся работать над проектом»
Курс внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»
(7-8 клас)