СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в современном обучении организация проектной деятельности в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Системно-деятельностный подход в современном обучении организация проектной деятельности в школе"

Методический материал для учителей по литературе

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в современном обучении организация проектной деятельности в школе»

Системно-деятельностный подход в современном обучении: организация проектной деятельности в школе Синотина Е.В., зам.директора по УВР МОУ СОШ № 36

Системно-деятельностный подход в современном обучении: организация проектной деятельности в школе

Синотина Е.В., зам.директора по УВР МОУ СОШ № 36

Учебная деятельность формирует общие способы действия   Способ действия Применение в типовых случаях Знания, умения Применение в нестандартных ситуациях Общий способ действия

Учебная деятельность формирует общие способы действия

Способ действия

Применение в типовых случаях

Знания, умения

Применение в нестандартных ситуациях

Общий способ действия

  Проблема школы  Процесс обучения строится на решении практических задач!    Практическая задача Учебная задача отвечает на вопрос отвечает на вопрос «как нужно делать?» «что нужно делать?» Все действия осуществляются целенаправленно Ученик выполняет задание по образцу или действует методом проб и ошибок

Проблема школы Процесс обучения строится на решении практических задач!

Практическая задача

Учебная задача

  • отвечает на вопрос
  • отвечает на вопрос «как нужно делать?»

«что нужно делать?»

Все действия осуществляются целенаправленно

Ученик выполняет задание по образцу или действует методом проб и ошибок

! Если учитель ориентируется на формирование общих способов деятельности, изменяется подход к обучению Обучение приобретает деятельностный характер          побудительно-мотивационный этап Буду ли я это делать? этап целеполагания Для чего я буду это делать? этап планировани я Что хочу получить в итоге? исполнительский этап  Что мне для этого нужно? Какие действия буду осуществлять для достижения поставленной цели?) этап контроля Как я буду это делать?) Всё ли я выполнил правильно? Достигнул ли поставленной цели?

! Если учитель ориентируется на формирование общих способов деятельности, изменяется подход к обучению

  • Обучение приобретает деятельностный характер

побудительно-мотивационный этап

Буду ли я это делать?

этап целеполагания

Для чего я буду это делать?

этап планировани я

Что хочу получить в итоге?

исполнительский этап

Что мне для этого нужно?

Какие действия буду осуществлять для достижения поставленной цели?)

этап контроля

Как я буду это делать?)

Всё ли я выполнил правильно? Достигнул ли поставленной цели?

Структура учебной деятельности   учебная ситуация учебная мотивация,  включающая коммуникативную, познавательную потребность учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым   решение учебной задачи посредством учебных действий: предметных и вспомогательных  контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль (в новом стандарте УУД) оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку

Структура учебной деятельности

 

учебная ситуация

учебная мотивация, включающая коммуникативную, познавательную потребность

учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым

 

решение учебной задачи посредством учебных действий:

предметных и вспомогательных

контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль

(в новом стандарте УУД)

оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку

Учебная деятельность – деятельность обучающегося по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач.

Учебная деятельность – деятельность обучающегося по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач.

  Организация проектной деятельности в основной школе

  • Организация проектной деятельности в основной школе

Проект – пять «П»  (структура учебной деятельности) проблема планирование поиск информации продукт презентация

Проект – пять «П» (структура учебной деятельности)

проблема

планирование

поиск информации

продукт

презентация

Наш музей информации

Наш музей информации

Как мы работали над проектом? 1. Проблема (Какие предметы окружающего мира могут быть источником информации?)

Как мы работали над проектом?

  • 1. Проблема (Какие предметы окружающего мира могут быть источником информации?)
Как мы работали над проектом? План работы (Какие предметы отберём для музея? Какие экспозиции будут? Какие экскурсии можно провести в музее? Кто отвечает за каждое направление работы?

Как мы работали над проектом?

  • План работы (Какие предметы отберём для музея? Какие экспозиции будут? Какие экскурсии можно провести в музее? Кто отвечает за каждое направление работы?
Как мы работали над проектом? Оформление музея .

Как мы работали над проектом?

  • Оформление музея .
Как мы работали над проектом? Проведение экскурсии для первоклассников

Как мы работали над проектом?

  • Проведение экскурсии для первоклассников
Курсы внеурочной деятельности Деятельность ученических сообществ Внеурочная деятельность по предметам (школьный тур олимпиад, предметные недели, мероприятия на параллель) Внеурочная деятельность в школе как система Воспитательная работа школы, класса по направлениям Индивидуальные образовательные маршруты

Курсы внеурочной деятельности

Деятельность ученических сообществ

Внеурочная деятельность по предметам (школьный тур олимпиад, предметные недели, мероприятия на параллель)

Внеурочная деятельность

в школе как система

Воспитательная работа школы, класса по направлениям

Индивидуальные образовательные маршруты

Модели организации внеурочной деятельности в нашей школе   Модель 1. Систематические занятия по установленному расписанию («Играем в лапту». «Играем в театр»). Модель 2.  Внеурочная деятельность, направленная на подготовку индивидуального или группового проекта.

Модели организации внеурочной деятельности в нашей школе

Модель 1. Систематические занятия по установленному расписанию

(«Играем в лапту». «Играем в театр»).

Модель 2. Внеурочная деятельность, направленная на подготовку индивидуального или группового проекта.

Формы отчётности по итогам года Модель 1 . Систематические занятия по установленному расписанию («Играем в лапту». «Играем в театр»). Модель 2. Расписание занятий определяется программой работы над индивидуальным или групповым проектом. Открытое мероприятие для параллели, школы, родителей Публичная защита учебного проекта в рамках фестиваля «Мир интереснее, чем кажется»

Формы отчётности по итогам года

  • Модель 1 . Систематические занятия по установленному расписанию («Играем в лапту». «Играем в театр»).
  • Модель 2. Расписание занятий определяется программой работы над индивидуальным или групповым проектом.
  • Открытое мероприятие для параллели, школы, родителей
  • Публичная защита учебного проекта в рамках фестиваля «Мир интереснее, чем кажется»
Программа курса внеурочной деятельности «Учимся создавать проект» в 5-6 классах
  • Программа курса внеурочной деятельности «Учимся создавать проект» в 5-6 классах
№ Тема раздела, занятий 1 Введение 2 Аудит.раб. 3 Что такое учебный проект? 1 Инд. конс. Результат Выбираем тему 4 1 Выбран курс, направление проектной деятельности, научный руководитель Планируем работу 2 Представление о проектной деятельности; мотивация к созданию учебного проекта. 1 Выбрана тема индивидуального или группового проекта, образ будущего продукта. Составлен план работы над проектом.

Тема раздела, занятий

1

Введение

2

Аудит.раб.

3

Что такое учебный проект?

1

Инд. конс.

Результат

Выбираем тему

4

1

Выбран курс, направление проектной деятельности, научный руководитель

Планируем работу

2

Представление о проектной деятельности; мотивация к созданию учебного проекта.

1

Выбрана тема индивидуального или группового проекта, образ будущего продукта.

Составлен план работы над проектом.

№ 5 Тема раздела, занятий Оформляем письменную часть 6 Аудит.раб. 7 1 Учимся оценивать Инд. конс. Результат 8 Учимся представлять проект публично 1 Оформлены разделы дневника проекта: Готовим презентацию проектного продукта 2 «Выбор и обоснование темы проекта»; «Историческая справка»; 2 Оформлены разделы дневника проекта: «Самооценка» Выбрана форма публичной презентации проекта; «Банк идей. Анализ идей»; Подготовлен текст публичной защиты проекта. «Выбор и описание продукта»; Подготовлена презентация продукта для публичной защиты, реклама продукта. «Этапы работы над проектом, включая содержание работы на каждом этапе». Оформлен раздел дневника проекта «Реклама продукта». Дополнительные материалы: словарь терминов, реферат, исследование, список литературы

5

Тема раздела, занятий

Оформляем письменную часть

6

Аудит.раб.

7

1

Учимся оценивать

Инд. конс.

Результат

8

Учимся представлять проект публично

1

Оформлены разделы дневника проекта:

Готовим презентацию проектного продукта

2

«Выбор и обоснование темы проекта»; «Историческая справка»;

2

Оформлены разделы дневника проекта:

«Самооценка»

Выбрана форма публичной презентации проекта;

«Банк идей. Анализ идей»;

Подготовлен текст публичной защиты проекта.

«Выбор и описание продукта»;

Подготовлена презентация продукта для публичной защиты, реклама продукта.

«Этапы работы над проектом, включая содержание работы на каждом этапе».

Оформлен раздел дневника проекта «Реклама продукта».

Дополнительные материалы: словарь терминов, реферат, исследование, список литературы

Требования к оформлению учебного проекта Учебный проект включает: продукт и дневник проекта . Продукт должен отражать творческую индивидуальность автора, быть посильным в создании, иметь практическое применение. Продуктом могут выступать макеты, модели, схемы; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций; самостоятельно снятые документальные фильмы, видеоролики, мультфильмы; мастер-классы, выставки, игры, тематические вечера, концерты, театрализованные постановки; сценарии мероприятий и др.

Требования к оформлению учебного проекта

  • Учебный проект включает: продукт и дневник проекта .
  • Продукт должен отражать творческую индивидуальность автора, быть посильным в создании, иметь практическое применение.
  • Продуктом могут выступать макеты, модели, схемы; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций; самостоятельно снятые документальные фильмы, видеоролики, мультфильмы; мастер-классы, выставки, игры, тематические вечера, концерты, театрализованные постановки; сценарии мероприятий и др.
 Дневник проекта - это отчёт о проектной деятельности учащегося, в котором отражены этапы работа над проектом, от возникновения идеи до получения продукта и его оценки.  Дневник проекта оформляется в специальной тетради или на стандартных листах белой бумаги печатным способом.  Разделы дневника проекта:  1. Обоснование проблемы и выбор темы проекта.  2. Описание проектного продукта.  3. Этапы работы над проектом, включая содержание работы на каждом этапе.  4. Реклама продукта.  5. Самооценка.  6. Дополнительные материалы.  В качестве дополнительных материалов могут выступать историческая справка, словарь терминов, результаты исследования, фотографии, рисунки, другие вспомогательные материалы, которые были необходимы для создания проектного продукта.

Дневник проекта - это отчёт о проектной деятельности учащегося, в котором отражены этапы работа над проектом, от возникновения идеи до получения продукта и его оценки.

Дневник проекта оформляется в специальной тетради или на стандартных листах белой бумаги печатным способом.

Разделы дневника проекта:

1. Обоснование проблемы и выбор темы проекта.

2. Описание проектного продукта.

3. Этапы работы над проектом, включая содержание работы на каждом этапе.

4. Реклама продукта.

5. Самооценка.

6. Дополнительные материалы.

В качестве дополнительных материалов могут выступать историческая справка, словарь терминов, результаты исследования, фотографии, рисунки, другие вспомогательные материалы, которые были необходимы для создания проектного продукта.

Оценочный лист проекта Автор (авторы): ________________ Тема проекта:_________________  Научный руководитель: _______________ 1.Оценка работы над проектом Критерии оценки Личная заинтересованность автора (авторов) Максимальное кол-во баллов Кол-во баллов по факту 5 Самостоятельность в подготовке проекта: постановке цели, планировании работы, в поиске источников, создании продукта Итого 15 20

Оценочный лист проекта

  • Автор (авторы): ________________
  • Тема проекта:_________________
  • Научный руководитель: _______________

1.Оценка работы над проектом

Критерии оценки

Личная заинтересованность автора (авторов)

Максимальное кол-во баллов

Кол-во баллов по факту

5

Самостоятельность в подготовке проекта: постановке цели, планировании работы, в поиске источников, создании продукта

Итого

15

20

2. Оценка продукта Критерии оценки Дневник проекта Кол-во баллов Общее оформление (соответствие требованиям). По факту 5 Актуальность; обоснование темы, цель и задачи проекта. 5 Разнообразие источников информации, целесообразность их использования. 5 Технология работы над проектом. Самооценка деятельности и её результата. 10 5 Качество дополнительных материалов. Продукт 5 Оригинальность. 5 Соответствие требованиям качества (эстетичность, практическая значимость). 5 Качество рекламы продукта. Итого 10 55

2. Оценка продукта

Критерии оценки

Дневник проекта

Кол-во баллов

Общее оформление (соответствие требованиям).

По факту

5

Актуальность; обоснование темы, цель и задачи проекта.

5

Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5

Технология работы над проектом.

Самооценка деятельности и её результата.

10

5

Качество дополнительных материалов.

Продукт

5

Оригинальность.

5

Соответствие требованиям качества (эстетичность, практическая значимость).

5

Качество рекламы продукта.

Итого

10

55

3.Оценка публичной презентации проекта.   Критерии оценки Кол-во баллов Содержание текста выступления: отбор материала, логика изложения. По факту 5 Коммуникативные умения: умение вызвать интерес аудитории к своему выступлению, грамотность и выразительность речи, умение отвечать на вопросы 10 Использование иллюстративного материала 5 Соблюдение регламента выступления 5 Итого 25 Максимально 100 баллов

3.Оценка публичной презентации проекта.

Критерии оценки

Кол-во баллов

Содержание текста выступления: отбор материала, логика изложения.

По факту

5

Коммуникативные умения: умение вызвать интерес аудитории к своему выступлению, грамотность и выразительность речи, умение отвечать на вопросы

10

Использование иллюстративного материала

5

Соблюдение регламента выступления

5

Итого

25

Максимально 100 баллов

Проект «Методическое сопровождение работы по достижению предметных и метапредметных результатов в основной школе»                   Курс «Основы учебной деятельности»  в 5-6 классах Методическое сопровождение педагогов (обучающие семинары) Организация деятельности педагога в условиях введения ФГОС: контроль и оценка предметных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность «Учимся работать над проектом» Курс внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» (7-8 клас)

Проект «Методическое сопровождение работы по достижению предметных и метапредметных результатов в основной школе»

Курс

«Основы учебной деятельности»

в 5-6 классах

Методическое сопровождение педагогов (обучающие семинары)

Организация деятельности педагога в условиях введения ФГОС: контроль и оценка предметных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность «Учимся работать над проектом»

Курс внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»

(7-8 клас)