Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
Кафедра общеобразовательных дисциплин
СИСТЕМНОСТЬ КАК ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Выполнил: студент 1 курса, гр. 101
Фетисов Дмитрий Александрович
Научный руководитель:
Ефремов Александр Юрьевич,
к.п.н., доцент
Воронеж – 2016
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОСТИ
ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ
Заключение
Список использованной литературы.
Системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов
Введение .
Тема исследования:
«Системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов».
Цели исследования:
Изучение системности как основы научно-исследовательской деятельности студентов
Системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов
Объект исследования :
научно-исследовательская деятельность
Предмет исследования:
системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов.
Методы исследования:
Поиск, накопление и анализ необходимой информации.
Системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов
Задачи исследования:
- Составление Тезауруса научных терминов, входящих в название темы исследования, его объекта и предмета.
- Определение теоретических особенностей системности в деятельности студентов.
- Исследование использования различных методов научно-исследовательской работы студентами первого курса.
Системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов
Актуальность темы:
В настоящее время, исходя из экономического и социального развития страны, студентам высшего и среднего образования необходим такой уровень подготовки специалистов, который обеспечит не только формирование профессиональных качеств, но и позволил бы быть востребованным на рынке труда.
В профессиональной системе образования компетенциям отведена особая роль. В процессе освоения основных профессиональных образовательных программ, знаний, умений и навыков должно происходить формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОСТИ
Решение первой задачи исследование предполагало составление Тезауруса научных терминов, входящих в название темы, цели.
Ее решение показало, что в исследуемой теме: «Системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов» необходимыми научными понятиями являются:
Научно-исследовательская деятельность;
Системность;
Студент.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОСТИ
Научно-исследовательская деятельность – это деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний, к ней относятся фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования.
Системность – это непрерывность действий и циклов этих действий, непрерывность и из-за ошибок в частности.
Студент – человек, обучающийся в заведении высшего учебного заведения либо техникума с целью получения образования.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОСТИ
Выделят следующие виды систем:
• естественные (подчиняются объективным законам природы) и искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);
• закрытые и открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой);
• абстрактные и конкретные (хотя бы два их элемента - объекты);
• статические (неизменность свойств во времени) и динамические (изменение свойств во времени);
• без ведущего органа и централизованные;
• биологические, технические и социальные;
• простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);
• суммативные (упорядоченность, последовательность чего-либо) и деятельностные (взаимодействие как минимум двух компонентов).
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОСТИ
Свойствами (качествами, основными характеристиками) систем являются:
• целостность (суммативность плюс взаимообусловленность);
• совместимость или несовместимость с другими системами;
• стабильность (устойчивость обратной связи);
• адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);
• обучение, способность к самосовершенствованию.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОСТИ
В качестве законов существования и эволюции систем выделяют:
• Закон достижения цели системой как фактор ее перехода в иное состояние или преобразования в другую (новую) систему.
• Закон отрицания революции как фактора развития и существования системы вообще, так как революция, как минимум, нарушает ее стабильность, как максимум, разрушает систему.
• Закон эволюционного толчка (или периодического встряхивания) является условием эффективного и ускоренного развития системы.
• Закон доминирования асимметрии в системе как условие ее стабильности и выживания в неблагоприятных условиях до перехода в иную пространственно – временную направленность.
• Закон критической массы органа управления. Система функционирует эффективно и целесообразно до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОСТИ
Вторая задача касалась определения теоретических особенностей системности. Она решалась параграфом 1.2., и её решение показало, что весь окружающий мир можно рассматривать как явление системы. Также как пространство, время, движение, системность представляет собой всеобщее и неотъемлемое свойство материи. Исходя из того, что образование является частью социальной системы, то в его отношении вполне обоснованно можно использовать системный подход. системный подход дает возможность прогнозировать поведение образовательной системы в определенных социокультурных условиях, проектировать и реализовывать различные модели управления ею.
ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ
Решение третьей диагностической задачи заключалось в опросе студентов первого курса.
Был разработан опрос, включающий в себя 5 пунктов. Испытуемым предполагалось отвечать «да», «нет», «иногда».
Анализ опроса показал, что:
41% студентов предпочитает изначально накапливать различную информацию, делая впоследствии научно-исследовательскую работу
24% ставят на первое место метод сравнения информации с различными источниками
Так же, в ходе исследования было определено, что структуру использования различных методов можно представить через совокупность трех взаимосвязанных блоков: накопление, систематизацию и сравнение. Совокупность данных компонентов считают в равной степени важными 35% студентов.
Исходя из проведенных исследований, можно сказать, что испытуемые имеют достаточно высокий уровень использования различных методов научно-исследовательской работы, то есть они способны организовывать процессы собственной деятельности.
Заключение
Проводимое исследование имело целью изучить системность как основу научно-исследовательской деятельности студентов.
Исследованием решались 3 задачи.
- Составление Тезауруса научных терминов, входящих в название темы исследования, его объекта и предмета.
- Определение теоретических особенностей системности.
- Исследование использования различных методов научно-исследовательской работы студентами первого курса.
Заключение
Задачи решались с использованием естественнонаучных методов поиска, накопления и систематизации необходимой информации.
Исследование, проведенное по теме: «Системность как основа научно-исследовательской деятельности студентов» и решенные в его рамках задачи позволили получить практические навыки в научно- исследовательской работе, приобрести опыт в подготовке и написании научной статьи и расширить кругозор в области естествознания
Используемая литература
1. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс] / Статьи. «Системность» - новая трактовка понятия. – Режим доступа: http://www.aup.ru/articles/teorsys/1.htm, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения:13.02.2016).
2. АКАДЕМИК: Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] / Юридический словарь. Научно-исследовательская деятельность. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16363, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения:13.02.2016).
3. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. – 1978. – № 8.
4. Лекторский В. А., Садовский В. Н. О принципах исследования систем в связи с „общей теорией систем“ Л. Берталанфи) // Вопросы философии. – 1960. – № 8.
5. О`Коннор Джозеф, Макдермотт Иан. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем // «Альпина Паблишер». – М., 2011. – № 978-5-9614-1589-6.
6. Ракитов А. И. Философские проблемы науки: Системный подход. – М.: Мысль, 1977. – 270 с.
7. Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. — М.: Наука, 1981.