СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системные обновления в содержании НОО в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем». ФГОС начального общего образования утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества и обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы, сформировать у учителя новый взгляд на начальное образование с учетом его специфики и самоценности.

Просмотр содержимого документа
«Системные обновления в содержании НОО в условиях перехода к новым образовательным стандартам.»

Тема: Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе начального звена школы.

Цель: осмысление особенностей обновления содержания начального общего образования в контексте реализации ФГОС НОО второго поколения.

Ключевые слова: ФГОС НОО второго поколения, содержание образования, обновление содержания начального общего образования

Основные идеи: «Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем».

Объективно на рубеже ХХ и ХХI веков возникла потребность выйти за рамки знаниевой парадигмы, расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении.

ФГОС начального общего образования утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества и обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы, сформировать у учителя новый взгляд на начальное образование с учетом его специфики и самоценности.





Обновление содержания начального общего образования нашло отражение в нескольких позициях:

1. Личностная ориентация предметного содержания, которая достигается следующим:

отобраны наиболее актуальные для этого этапа обучения знания, формирующие не только предметные, но и над (меж) предметные знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие учебной мотивации, интереса к учению и школе;

содержание образования младшего школьника направлено на достижение цели формирования его ведущей учебной деятельности, возрастных потребностей и способностей;

разноуровневое представление знаний позволяет учитывать индивидуальность ребенка и строить обучение в «зоне ближайшего развития».

2. Современное начальное образование должно быть направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Данная позиция нашла реализацию в следующих положениях стандарта:

Более четко определен воспитательный потенциал содержания образования каждого учебного предмета за счет обновления тематики предлагаемых в учебниках учебно-познавательных и художественных текстов, системы вопросов и заданий, предполагающих иную логику рассуждений и выбора способов их выполнения.

Введен новый предмет, предполагающий изучение в начальной школе основ духовно-нравственной культуры народов России.

В рамках каждого учебного предмета содержится материал, обеспечивающий развитие коммуникативной и информационной компетенции младших школьников как компонента общей культуры человека.

Усилена деятельностная составляющая процесса обучения, выделено содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

Существенно изменено содержание учебного предмета "Окружающий мир". В центр изучения поставлен сам младший школьник и система его взаимоотношений с окружающим миром, что обеспечивает успешную социализацию ребенка этого возраста. Воспитательный потенциал предлагаемого содержания достигается также введением в содержание обучения исторических, этических, экономических, экологических знаний, обеспечивающих социализацию младшего школьника, формирование у него правил взаимодействия с окружающей средой. Специально введено содержание, которое способствует развитию интереса к базовой науке конкретного учебного предмета. Особое внимание уделено содержанию, изучение которого помогает формировать социальные представления (о родной стране, других странах, государственном устройстве, правах и обязанностях, этике взаимоотношений и пр.), воспитывать патриотические чувства, отношение к явлениям общественной жизни.

Основные задачи реализации содержания предметных областей

Предметная область «Филология» включает три учебных предмета: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», при этом собственно предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» предшествует курс «Обучение грамоте».

Единая цель всех филологических дисциплин на начальном этапе общего образования состоит в том, чтобы, во-первых, открыть ребёнку язык, слово книг как предмет наблюдения, изучения и практического использования; помочь осознать себя носителем конкретного языка, получить представление о многообразии языков и возможности с помощью слова передавать и получать разнообразную информацию, а во-вторых, формировать или совершенствовать способность младшего школьника пользоваться словом как средством общения применительно ко всем четырём видам речевой деятельности.

Предметная область «Математика и информатика» реализуется предметом «Математика». Основные задачи курса: развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. (ФГОС, с. 19). В процессе усвоения математического содержания ученики овладевают обобщёнными видами деятельности: анализировать, сравнивать классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические фигуры); описывать ситуации, используя числа, величины, арифметические действия); моделировать математические отношения; планировать решение задачи; объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ математических объектов, выделять их существенные и несущественные признаки.

Предметная область «Естествознание, обществознание. Окружающий мир» реализуется средствами предмета «Окружающий мир». Его содержание носит интегративный характер, объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями, формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся, нравственно-этические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и социальной средой.

Важнейшей составляющей курса является воспитание духовно-нравственной личности, понимающей, принимающей и действующей согласно нравственным ценностям, принятым в обществе, ценящей опыт предшествующих поколений, желающей беречь культурное и историческое наследие предков. Личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих.

В процессе изучения окружающего мира учащиеся овладевают системой элементарных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, осваивают разные методы познания мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация, что способствует успешному продолжению учения в основной школе. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности, работы с разными источниками информации у младших школьников формируются не только предметные знания и умения, но и разные виды универсальных, учебных действий, коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология»

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Предметная область «Искусство» включает две дисциплины: «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основные задачи:

– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства;

– выражение в различных видах художественно-творческой деятельности своего отношения к окружающему миру;

– реализация личностного творческого потенциала при решении учебных и художественно-практических задач.

В процессе усвоения содержания предметной области «Искусство» ученики:

– получают первоначальное представление о закономерностях отражения жизни в разных видах искусства, о роли искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; – учатся воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать произведения музыкального и изобразительного искусств;

– приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и миру, творческого самовыражения в различных видах художественной и музыкальной деятельности.

В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и интуиция. Знакомство с лучшими произведениями музыкального и изобразительного искусства, проникнутыми любовью к Родине, красоте родной природы, народным традициям, духовным богатствам культуры ее народов, создаст условия для развития нравственных и эстетических чувств учащихся, основ их музыкальной и художественной культуры, гармоничного и оптимистичного восприятия мира.

Предметная область «Физическая культура». Основная цель его изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

А также реализация основной образовательной программы предусматривает организацию внеурочной деятельности младших школьников по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы.