Ситуативное обучение на уроках истории обществознания.
Использование кейс – технологий.
Данные о носителе опыта:
1 Фамилия, имя, отчество: Чаусова Олеся Николаевна
2 Территория, образовательное учреждение, должность:
с.Форпост-Каргат, МКОУ Форпост-Каргатская средняя школа, учитель истории и обществознания.
3 Специальность по диплому: учитель истории.
4 Педагогический стаж: 20 лет
5 Период формирования и функционирования опыта: 8 лет.
Тема опыта:
Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей
Актуальность опыта:
Соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно - ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода
Педагогическая цель инновационного поиска:
Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию учебных и социальных компетентностей учащихся
Задачи:
1. Проектирование содержания, методики и форм обучения истории и обществознания с целью развития компетенций
2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс- технологии
3. Создание условий для успешной социализации учеников
Степень новизны:
Творческое развитие, адаптация и апробирование на различных курсах истории и обществознания кейс - технологии.
Содержательно - целевая направленность опыта:
Педагогические технологии.
Ситуативное обучение на уроках истории и обществознания.
Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания гуманитарных наук. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом.Метод кейс - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. (Слайд)
Сущность технологии
Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.
(Слайд)
Используя кейс- технологию, решаются следующие цели:
1 «погружение в историю», в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
2 способствование тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор
3 развитие компетентностей учащихся
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
(Слайд)
Виды кейсов:
обучающие кейсы - основной задачей которых выступает обучение;
практические кейсы - которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
научно-исследовательские кейсы - ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Структура кейса:
Ситуация;
Проблема;
Сюжет.
(Слайд)
К кейс технологиям относятся:
• метод инцидента;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• метод ситуационного анализа.
Метод инцидента.(Слайд)
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)
Вопросы к тексту:
В чем заключается проблема?
Как государство ее решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.(Слайд)
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке обучающихся.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
(Слайд)
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении сложных вопросов.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Практика применения этой формы обучения дает возможность сделать выводы:
-учащиеся работают более активно, целеустремленно;
-повышается стимул к получению прогнозируемого результата;
-отрабатывается мобильность и оперативность в работе;
-создаются равные условия для каждого;
-выпускники адаптируются в новых социальных условиях.
Фрагмент урока «Радости и сложности общения»
«Искусство разрешения конфликта». (8 кл.)
Инсценирование конфликтной ситуации.
Демонстрация мультфильма.
- Что вам было продемонстрировано? (конфликт).
- Одна из сложностей общения – это конфликты. Они бывают самые разнообразные: личные и межнациональные, бытовые и профессиональные. А что такое конфликт?
- Закройте глаза и представьте свою недавнюю конфликтную ситуацию. Какие чувства и эмоции это у вас вызвало? (отрицательные)
- А можно искоренить конфликты раз и навсегда? (нет)
- Так что же люди обречены портить друг другу жизнь из поколения в поколение? Сегодня мы попытаемся научить их цивилизованно решить проблему, т.е. постичь искусство разрешения конфликта.
Выявление функций конфликта. Задание по группам.
- Как ведут себя большинство людей во время конфликта? Перед вами список действий людей во время конфликта. Обсудите и выберите в группе 3 тезиса, с которыми согласны все.( Прил. №1)
(участники высказывают свои мнения)
- К чему ведёт такое поведение? (ухудшение отношений, разрыв)
- Неужели в конфликтах нет ничего хорошего?
Показывает состояние отношений между людьми (сигнальная функция);
Способствует переменам в обществе, обеспечивает движение (динамическая функция).
«Корзина идей» - выявление причин конфликтов.
- Кто-то пошутил, что в мире конфликтов больше, чем в пустыне песчинок. Хоть конфликтов и много, количество причин, их порождающих на удивление невелико. Давайте заполним «Корзину» вашими идеями. В чём причины конфликтов?
(Идёт обсуждение, учитель записывает все предложения на доске. После обсуждения появляются слайды. Учитель предлагает привести примеры.)
Анализ практической ситуации.
- Наше поведение во многом зависит от того, что мы думаем и чувствуем. Поэтому, если мы вовлечены в конфликт и хотим его урегулировать, мы должны хорошо понимать свои мысли и чувства и отделять одно от другого.
- Познакомьтесь с текстом и приготовьтесь в группах ответить на вопросы к нему. ( Прил. №2)
Вопросы.
- Какие чувства испытывала девочка во время спора?
- Чего она хотела на самом деле?
- Какие чувства испытывал мальчик?
- Чего он хотел на самом деле?
- Какова причина их конфликта?
- Как мать решила конфликт детей?
- Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?
Анализ начального конфликта между матерью и дочкой.
-Как же разрешить конфликт и получить то, что каждый желает.
-Давайте вспомним, в чём суть конфликта?
- Что чувствует каждый из участников конфликта?
- Что каждый хочет получить?
- Предложите свои способы, когда конфликт разрешится мирно?
(ситуация проигрывается заново)
Составление алгоритма преодоления конфликта в группах.
- Используя знания, полученные на занятии, опираясь на вопросы на слайде, выведите в группах алгоритм мирного разрешения конфликта.
(Выступления от групп)
Рефлексия (приём «Синквейн»)
Участникам предлагается составить пятистишие о конфликтах.
Прил. №1
Во время конфликта большинство людей:
Спорят, лгут друг другу,
Доверяют друг другу, улыбаются,
Пытаются понять друг друга, соревнуются друг с другом,
Помогают друг другу, дерутся,
Кричат друг на друга, подшучивают,
Внимательно слушают друг друга, обвиняют друг друга,
Подозревают друг друга, пытаются победить,
Прощают друг друга, стараются закончить разговор,
Сердятся друг на друга, обращаются к другим за помощью.
Прил. №2
Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы:
«Коробка печенья».
Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка.
Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила.
Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.
Вопросы:
Какие чувства испытывала девочка во время спора?
Чего она хотела на самом деле?
Какие чувства испытывал мальчик во время спора?
Чего он хотел на самом деле?
Какова причина конфликта?
Как мать решила конфликт детей?
Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?
Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?
Памятка для учащихся при работе с кейсом:
Анализа ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;
Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное четкости формулировки;
Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;
Необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
При выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
При составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
На данном этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:
Почему ситуация выглядит как дилемма?
Кто принимал решения?
Какие варианты решения имели место?
Что надо было делать?
Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.
Методические рекомендации по разработке кейса
1.Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2.Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3.Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
4.Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науки.
5.Определение источников и методов сбора информации.
6.Выбор техник работы с данным кейсом.
7.Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
8.Создание заданной модели.
9.Апробация в работе обучения.
Система требований к кейсам, обеспечивающим хороший обучающий эффект:
хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы, он должен иметь фабулу;
хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. В нем должно быть напряжение, драматизм и какая-то развязка;
хороший кейс по временной шкале не выхолит за пределы последних пяти лет; строить его желательно на современном материале;
хорошо подобранный кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Для этого желательно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация главных персонажей;
желательно, чтобы кейс включал в себя материалы из официальных или неофициальных источников, что добавляет ему реализма и конкретики. Знания учащихся о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;
хороший кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, которые могли бы использоваться в качестве прецедента для будущих решений;
желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;
хороший кейс прививает навыки, необходимые в дальнейшей деятельности, давая учащемуся модель, которую можно взять за образец.
Информация об опыте
Технология реализации идеи:
Опыт основывается на идеях , изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова , А. В. Хуторского, М.В.РыжаковаС.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования
Методические основы кейс- технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)