СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуационная задача по естествознанию на тему "Испарение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ситуационная задача на тему "Испарение" по естествознанию

Просмотр содержимого документа
«Ситуационная задача по естествознанию на тему "Испарение"»

Проектирование ситуационной задачи

Предметы - биология, география, физика

Класс - 6 класс

Тема «Испарение воды растениями. Листопад»


Название задачи

Листопад

Личностно-значимый познавательный вопрос

Случалось ли вам задумываться над тем, почему происходит листопад в жизни растений? В какое время года, и при каких условиях? Почему одни растения меняют листву ежегодно, а другие нет?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде




Растения примерно на 80% состоят из воды, которая поступает в растение из почвы через корневые волоски, и поднимается вверх ко всем органам и тканям растения по сосудам. Вода не­обходима для передвижения питательных веществ. Часть её используется на образование органических ве­ществ.

Главная же масса воды испарения зависит от условий обитания растений: силы ветра, температуры и влажности. При высокой температуре, ярком освещении, испаряется через устьица листьев в воздух.

При разных условиях даже одно и тоже растение испаряет разное количество воды.  Интенсивность небольшой влажности, ветре испарение сильнее, чем в тихую пасмурную погоду. Например, в тени воды испаряется меньше, чем при солнечном освещении; при сильном сухом ветре испарение идет сильнее, чем в тихую погоду.

Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц. Если растениям достаточно воды, устьица открыты днём и ночью. У некоторых растений устьица открыты только днём, а на ночь закрываются. При недостатке воды устьица таких растений закрываются даже днём и выделение водяного пара из листьев в воздух прекращается. Когда наступают благоприятные условия, устьица снова открываются. У растений, испытывающих недостаток влаги. Небольшие листовые пластинки и соответственно небольшое число устьиц.

Испарение играет в жизни растений большую роль. Ярко освещённые солнцем листья сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются, и растение не перегревается. Испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья. С токами воды передвигаются и минеральные вещества. У растений испарение регулируется открыванием и закрыванием устьиц.

Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется воды. В этом легко убедиться, проделав следующий опыт.  Поставим в две одинаковые пробирки с водой по одной веточке комнатного растения с мелкими и крупными листьями. Уровень воды быстрее понизится в пробирке, в которой находится ветка с крупными листьями.

Все вы, конечно, бывали в осеннем лесу или парке. Листья многих  растений стали жёлтыми и красными. Да и количество их на деревьях уменьшилось. И только ели и сосны выглядят почти так же, как летом. Это вечнозелёные растения. Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряют воду и сохраняются под снегом. Называя некоторые растения вечнозелёными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и опадают, но не одновременно.

 Осенью листья деревьев желтеют и краснеют из-за разрушения пигмента зелёного цвета — хлорофилла. Хлоропласты постепенно превращаются в хромопласты, что и придает листьям оранжево-бурую  и красную окраски. Со временем жёлтые и красные листья опадают. Это явление называется листопадом. Листопад играет большую роль в жизни растений. Вместе с опадающими листьями из растений удаляются вредные вещества, которые накапливаются в них к осени. Перед листопадом питательные вещества, образовавшиеся в листьях, перемещаются к зимующим почкам.

Листопад — это ещё и приспособление растений к уменьшению испарения воды осенью и зимой. С наступлением холодов корни многих растений перестают всасывать воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Когда же листья опадают, растения предохраняют себя от высыхания. Кроме того, зимой во время сильных снегопадов покрытые листьями ветки скорее всего обламывались бы под тяжестью снега. Кроме осеннего листопада, в природе существует и летний листопад. Он происходит в саваннах, например Западной Африки, где наблюдается летняя засуха. На этот безводный период деревья сбрасывают листву. Причиной листопада в муссонных лесах Индии тоже является засуха, но там она приходиться в зимние месяцы.

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление


Задания по работе с текстом


Понимание


1)Заполните таблицу «Листопадные и вечнозелёные растения»
Название растений
листопадные вечнозелёные
Берёза, брусника, дуб, вереск, осина, ясень, клюква, клён, ель, сосна 2) На основании текста определите от каких факторов зависит испарение?

Применение



Лабораторный опыт: ( Групповая работа)

Проведите эксперимент подтверждающий испарение воды листьями.

1.Обильно полейте растение

2.Аккуратно заправьте несколько листьев в колбу

3. Объясните происходящее





Анализ



Лабораторная работа смотри в приложении

Синтез



Ниже указаны условия, которые могут оказывать влияние на испарение воды растениями:

1.пасмурный день

2.солнечный день

3.открытое место

4.лес

5.тихая погода (без ветра)

6.ветренная погода

7.холодная погода

8.жаркая погода

Выпишите цифры, под которыми обозначены условия, способствующие

испарению:

а) увеличение испарения

б) сокращение испарения



Оценка



Обсуждение вопросов:

Оцените значимость листопада для растений

  • Почему вблизи подземных трасс листья на деревьях сохраняют зеленую окраску и опадают позже?

  • Имеет ли это негативное последствия для деревьев?


Приложение:

Лабораторная работа: Испарение

Цель: выяснить зависит ли скорость испарения: 1) от температуры 2) площади поверхности 3)ветра

Оборудование: вода, масло, предметные стекла, пипетка, настольная лампа, вентилятор.

Ход работы:

  1. Зависимость скорости испарения жидкости от температуры:

капните на 2 предметных стекла, по одинаковой капельке воды. Одно стеклышко подержите над лампой. Второе положите на стол. Оцените скорость испарения воды на разных стеклышках. Сделайте вывод:________________

  1. Зависимость скорости испарения жидкости от площади поверхности:

капните на два предметных стекла, одинаковые капли воды. Одну каплю размажьте. Пронаблюдайте за скоростью испарения жидкости в зависимости от площади поверхности

Сделайте вывод:___________________

  1. Зависимость скорости испарения жидкости от ветра:

капните на 2 предметных стекла одинаковые капли воды. Над одним предметным стеклом подержите вентилятор. Пронаблюдайте за скоростью испарения жидкости. Сделайте вывод:_________________