Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выполнила:
Захарова С.Г.
преподаватель химии
высшая квалификационная категория
Сызрань 2024
- Одна из составляющих качества образования – компетентность обучающихся в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.
- Сформирована, такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.
- Ситуационная задача – это вид учебного задания , имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности
- Ситуационная задача – это методический прием , включающий совокупность условий, направленных на решение практически
значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания образования
Откуда появились ситуационные задачи
Этот тип задач имеет родословную от методов кейс технологий связанным общим подходом использования «ситуационного анализа», который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:
- -как анализ конкретных ситуаций ( метод анализа конкретных ситуаций или «гарвардский метод»);
- -как анализ ситуационных задач и упражнений
Ситуационные задачи
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией:
ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка .
Модель ситуационной задачи
Название задания
Личностно-значимый познавательный вопрос
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде
Задания на работу с данной информацией
Значимость использования ситуационных задач
связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося
Ситуационные задачи
помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны им в будущем знания из различных предметных областей
стимулируют развитие познавательной мотивации обучающихся
Учитывая слова В.В. Путина о том, что «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…» можно говорить о том, что использование ситуационных задач является действенным инструментом для достижения этих целей.
формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст
8
Пример использования ситуационных задач
тема
«Подгруппа азота. Свойства фосфора»
Условие задачи
- “… Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь.
Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
─ Фосфор, - сказал я”.
- Да, и какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутьё».
Вопрос!
- Какую аллотропную модификацию фосфора использовал хозяин собаки
- Определите состав молекулы фосфора, если плотность паров его по воздуху равна 4.28
Решение!
- D=M(P) / M( воздух)
- M(P)= D*M( воздух)
- M(P) = 4.28 *29=124
- Ar(P)=31
- 124 :31=4
- Ответ: P 4 - белый фосфор
Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги
- Средством первой помощи при ожоге белым фосфором, служит мокрая повязка, пропитанная 5% раствором CuSO 4
- Напишите уравнение химической реакции, благодаря которой белый фосфор обезвреживается
Решение!
- P 4 + 10 CuSO 4 + 16 H 2 O → 10 Cu +10 H 2 SO 4 + 4 H 3 PO 4
- Это окислительно-восстановительная (редокс) реакция:
- 4 P 0 - 20 e - → 4 P V (окисление)
- 10 Cu II + 20 e - → 10 Cu 0 (восстановле́ние)
- P 4 является восстановителем , CuSO 4 является окислителем .
«Фосфор –элемент жизни и мысли» А.Е.Ферсман
Вопрос!
- Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г. С каждым куском хлеба весом 100 г человек съедает до 10 22 атомов фосфора.
- Рассчитайте сколько грамм хлеба нужно съесть, чтобы восполнить суточную норму в фосфоре
Решение!
- n=m/M n=1/31=0.032 моль
- N= N A *n
N= 6.023 * 10 2 3 * 0.032 = 0.1927* 10 2 3
100г хлеба содержит ---- 1* 10 22 атомов
Х г хлеба содержит --- 0.1927* 10 2 3 атомов
Х= 0.1927* 10 2 3 атомов * 100г / 1* 10 22 атомов
Х= 193г
Известны массовые доли фосфора в продуктах питания(в процентах):
- в мясе-0,204,
- в яйцах-0,224,
- в сыре - 0,701.
Вычислите массу каждого продукта, в котором содержиться суточная норма фосфора.
Решение!
- Дано: m (фосфора) = 1 г ω1 (фосфора в мясе) = 0,204% ω2 (фосфора в яйцах) = 0,224% ω3 (фосфора в сыре) = 0,701%
- Найти: m (мяса) - ? m (яиц) - ? m (сыра) - ?
- Решение: 1) Рассчитать массу мяса: m (мяса) = m (фосфора) * 100% / ω1 (фосфора) = 1 * 100% / 0,204% = 490,196 г; 2) Рассчитать массу яиц: m (яиц) = m (фосфора) * 100% / ω2 (фосфора) = 1 * 100% / 0,224% = 446,429 г; 2) Рассчитать массу сыра: m (сыра) = m (фосфора) * 100% / ω3 (фосфора) = 1 * 100% / 0,701% = 142,653 г.
- Ответ: Масса мяса составляет 490,196 г; яиц - 446,429 г; сыра - 142,653 г.
Вывод :
- Фосфор является очень важным минералом для человека.
- Он принимает участие во многих биологических процессах в организме, включая регулирование метаболизма, образование костей и зубов, а также в поддержании нормальной функции многих органов и систем.
Литература
Литература
- 1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Практико-ориентированные задания по химии. – М., «Экзамен», 2018
- 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
- 3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
- 4. Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии. – М., высшая школа, 2003