СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуационные задачи по теме "Фосфор и его соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры ситуационных заданий по теме "Фосфор и его соединения"

Просмотр содержимого документа
«Ситуационные задачи по теме "Фосфор и его соединения"»

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Самарской области  «Сызранский медико-гуманитарный колледж»   СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ     Выполнила: Захарова С.Г. преподаватель химии высшая квалификационная категория  Сызрань 2024

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Выполнила:

Захарова С.Г.

преподаватель химии

высшая квалификационная категория

Сызрань 2024

Одна из составляющих качества образования – компетентность обучающихся в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.  Сформирована, такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.
  • Одна из составляющих качества образования – компетентность обучающихся в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.
  • Сформирована, такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.
Ситуационная задача – это вид учебного задания , имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности Ситуационная задача – это методический прием , включающий совокупность условий, направленных на решение практически  значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания образования
  • Ситуационная задача – это вид учебного задания , имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности
  • Ситуационная задача – это методический прием , включающий совокупность условий, направленных на решение практически

значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания образования

  Откуда появились ситуационные задачи    Этот тип задач  имеет  родословную  от методов кейс технологий связанным общим подходом использования «ситуационного анализа», который  существует  в образовательной практике в следующих разновидностях: -как  анализ  конкретных  ситуаций ( метод  анализа конкретных ситуаций или «гарвардский метод»); -как анализ ситуационных задач и упражнений

Откуда появились ситуационные задачи

Этот тип задач имеет родословную от методов кейс технологий связанным общим подходом использования «ситуационного анализа», который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:

  • -как анализ конкретных ситуаций ( метод анализа конкретных ситуаций или «гарвардский метод»);
  • -как анализ ситуационных задач и упражнений
 Ситуационные задачи  Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией:  ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка .

Ситуационные задачи

Ситуационные задачи это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией:

ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка .

Модель ситуационной задачи Название задания Личностно-значимый познавательный вопрос Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде Задания на работу с данной информацией

Модель ситуационной задачи

Название задания

Личностно-значимый познавательный вопрос

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Задания на работу с данной информацией

Значимость использования ситуационных задач   связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося  Ситуационные задачи помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны им в будущем знания из различных предметных областей стимулируют развитие познавательной мотивации обучающихся Учитывая слова В.В. Путина о том, что «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…» можно говорить о том, что использование ситуационных задач является действенным инструментом для достижения этих целей. формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст 8

Значимость использования ситуационных задач

связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося

Ситуационные задачи

помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны им в будущем знания из различных предметных областей

стимулируют развитие познавательной мотивации обучающихся

Учитывая слова В.В. Путина о том, что «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…» можно говорить о том, что использование ситуационных задач является действенным инструментом для достижения этих целей.

формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст

8

Пример использования ситуационных задач тема «Подгруппа азота. Свойства фосфора»

Пример использования ситуационных задач

тема

«Подгруппа азота. Свойства фосфора»

Условие задачи “… Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь.  Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. ─ Фосфор, - сказал я”.   - Да, и какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутьё».

Условие задачи

  • “… Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь.

Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

─ Фосфор, - сказал я”. 

- Да, и какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутьё».

Вопрос! Какую аллотропную модификацию фосфора использовал хозяин собаки Определите состав молекулы фосфора, если плотность паров его по воздуху равна 4.28

Вопрос!

  • Какую аллотропную модификацию фосфора использовал хозяин собаки
  • Определите состав молекулы фосфора, если плотность паров его по воздуху равна 4.28
Решение! D=M(P) / M( воздух) M(P)= D*M( воздух) M(P) = 4.28 *29=124 Ar(P)=31 124 :31=4 Ответ: P 4 - белый фосфор

Решение!

  • D=M(P) / M( воздух)
  • M(P)= D*M( воздух)
  • M(P) = 4.28 *29=124
  • Ar(P)=31
  • 124 :31=4
  • Ответ: P 4 - белый фосфор
Белый фосфор не только является сильным ядом,  при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги   Средством первой помощи при ожоге белым фосфором, служит мокрая повязка, пропитанная 5% раствором CuSO 4 Напишите уравнение химической реакции, благодаря которой белый фосфор обезвреживается

Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги

  • Средством первой помощи при ожоге белым фосфором, служит мокрая повязка, пропитанная 5% раствором CuSO 4
  • Напишите уравнение химической реакции, благодаря которой белый фосфор обезвреживается
Решение! P 4 + 10 CuSO 4 + 16 H 2 O → 10 Cu +10 H 2 SO 4 + 4 H 3 PO 4  Это окислительно-восстановительная (редокс) реакция: 4 P 0 - 20 e - → 4 P V (окисление) 10 Cu II + 20 e - → 10 Cu 0 (восстановле́ние) P 4 является восстановителем , CuSO 4 является окислителем .

Решение!

  • P 4 + 10 CuSO 4 + 16 H 2 O → 10 Cu +10 H 2 SO 4 + 4 H 3 PO 4

  • Это окислительно-восстановительная (редокс) реакция:
  • 4 P 0 - 20 e - → 4 P V (окисление)
  • 10 Cu II + 20 e - → 10 Cu 0 (восстановле́ние)
  • P 4 является восстановителем , CuSO 4 является окислителем .
 «Фосфор –элемент жизни и мысли» А.Е.Ферсман

«Фосфор –элемент жизни и мысли» А.Е.Ферсман

Вопрос! Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г. С каждым куском хлеба весом 100 г человек съедает до 10 22 атомов фосфора.  Рассчитайте сколько грамм хлеба нужно съесть, чтобы восполнить суточную норму в фосфоре

Вопрос!

  • Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г. С каждым куском хлеба весом 100 г человек съедает до 10 22 атомов фосфора.
  • Рассчитайте сколько грамм хлеба нужно съесть, чтобы восполнить суточную норму в фосфоре
Решение! n=m/M  n=1/31=0.032 моль N= N A *n  N= 6.023 * 10 2 3 * 0.032 = 0.1927* 10 2 3   100г хлеба содержит ---- 1* 10 22  атомов  Х г хлеба содержит --- 0.1927* 10 2 3 атомов  Х= 0.1927* 10 2 3 атомов * 100г / 1* 10 22  атомов   Х= 193г

Решение!

  • n=m/M n=1/31=0.032 моль
  • N= N A *n

N= 6.023 * 10 2 3 * 0.032 = 0.1927* 10 2 3

100г хлеба содержит ---- 1* 10 22 атомов

Х г хлеба содержит --- 0.1927* 10 2 3 атомов

Х= 0.1927* 10 2 3 атомов * 100г / 1* 10 22 атомов

Х= 193г

 Известны массовые доли фосфора в продуктах питания(в процентах): в мясе-0,204, в яйцах-0,224, в сыре - 0,701.  Вычислите массу каждого продукта, в котором содержиться суточная норма фосфора.

Известны массовые доли фосфора в продуктах питания(в процентах):

  • в мясе-0,204,
  • в яйцах-0,224,
  • в сыре - 0,701.

Вычислите массу каждого продукта, в котором содержиться суточная норма фосфора.

Решение! Дано:  m (фосфора) = 1 г  ω1 (фосфора в мясе) = 0,204%  ω2 (фосфора в яйцах) = 0,224%  ω3 (фосфора в сыре) = 0,701% Найти:  m (мяса) - ?  m (яиц) - ?  m (сыра) - ? Решение:  1) Рассчитать массу мяса:  m (мяса) = m (фосфора) * 100% / ω1 (фосфора) = 1 * 100% / 0,204% = 490,196 г;  2) Рассчитать массу яиц:  m (яиц) = m (фосфора) * 100% / ω2 (фосфора) = 1 * 100% / 0,224% = 446,429 г;  2) Рассчитать массу сыра:  m (сыра) = m (фосфора) * 100% / ω3 (фосфора) = 1 * 100% / 0,701% = 142,653 г. Ответ: Масса мяса составляет 490,196 г; яиц - 446,429 г; сыра - 142,653 г.

Решение!

  • Дано: m (фосфора) = 1 г ω1 (фосфора в мясе) = 0,204% ω2 (фосфора в яйцах) = 0,224% ω3 (фосфора в сыре) = 0,701%
  • Найти: m (мяса) - ? m (яиц) - ? m (сыра) - ?
  • Решение: 1) Рассчитать массу мяса: m (мяса) = m (фосфора) * 100% / ω1 (фосфора) = 1 * 100% / 0,204% = 490,196 г; 2) Рассчитать массу яиц: m (яиц) = m (фосфора) * 100% / ω2 (фосфора) = 1 * 100% / 0,224% = 446,429 г; 2) Рассчитать массу сыра: m (сыра) = m (фосфора) * 100% / ω3 (фосфора) = 1 * 100% / 0,701% = 142,653 г.
  • Ответ: Масса мяса составляет 490,196 г; яиц - 446,429 г; сыра - 142,653 г.
Вывод :    Фосфор является очень важным минералом для человека. Он принимает участие во многих биологических процессах в организме, включая регулирование метаболизма, образование костей и зубов, а также в поддержании нормальной функции многих органов и систем.

Вывод :

  • Фосфор является очень важным минералом для человека.
  • Он принимает участие во многих биологических процессах в организме, включая регулирование метаболизма, образование костей и зубов, а также в поддержании нормальной функции многих органов и систем.
 Литература

Литература

Литература 1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Практико-ориентированные задания по химии. – М., «Экзамен», 2018 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 4. Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии. – М., высшая школа, 2003

Литература

  • 1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Практико-ориентированные задания по химии. – М., «Экзамен», 2018
  • 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  • 3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  • 4. Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии. – М., высшая школа, 2003