СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сообщение из опыта работы
Воспитатель І категории
МБДОУ «Ясли-сад № 249 г. Донецка»
Огарок Ольга Олеговна
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире…»
В.А. Сухомлинский
На протяженности всего дошкольного детства, когда происходит усиленное становление всех сфер ребенка, самым естественным и типичным видом занятия для него является игра.
Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Они предоставляют большие возможности для формирования умения взаимодействовать с окружающими людьми, являются главными в формировании социально-коммуникативных навыков у ребенка и оказывают большое влияние на межличностные отношения между детьми.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Организация игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
Важными задачами педагога при руководстве сюжетно-ролевыми играми
являются:
развитие игры как деятельности;
расширение тематики детских игр, углублении их содержания;
приобретение положительного социального опыта;
использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
развитие всех сторон личности ребенка, психических процессов (мышление, воображение, память, речь), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребенка;
подготовка ребенка-дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.
Правила поведения, обязательные при проведении сюжетно - ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем.
В младшем дошкольном возрасте наиболее близкой темой является игра в семью (Сюжетно-ролевая игра «Семья»). Дети, как мальчики, так и девочки, проявляют большой интерес к этой игре, с удовольствием берут на себя различные роли, выполняют действия по ходу игры, они любят наряжаться сами, одевать и кормить кукол, катать их в колясках, водить к доктору ходить с ними в гости (игровые ситуации: «Уборка», «Стирка», «Глажение белья», «Купание куклы», «Приготовление еды», «Ремонт мебели», «Прогулка», «Укладывание спать», «Гости»).
На этапе становления ролевой игры ребенок имеет еще смутное представление о различных профессиях. Поэтому внимание детей к профессиям, необходимо привлечь выразительными атрибутами: белый халат, милицейская фуражка, руль, поварской колпак и фартук, защитный шлем, фен и расчески («Больница», «Строители», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Поездка», «Поезд»). В игре «Больница» дети берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентная, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи.
Также еще одной из игр, которую дети часто выбирают является сюжетно-ролевая игра «Магазин». Детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Эта игра, главным образом, формирует представления детей об окружающем мире, навыках культуры поведения в общественных местах и значении трудовой деятельности в жизни человека.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит улучшение социализации детей, формирование навыков общения, развитие умственных, психических и эмоционально-волевых возможностей. Это значит, что сюжетно - ролевая игра имеет наибольшую социальную значимость, формирует коммуникативные навыки детей.