СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования личностных УУД младших школьников на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования личностных УУД младших школьников на уроках физической культуры»

Выступление «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования личностных УУД младших школьников на уроках физической культуры»


Введение

«Учитель должен быть

артист, художник, горячо

влюбленный в своё дело».

Чехов А.П.


Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться. Многие пытались совместить эти два понятия в одно целое, в своей работе я так же попытался совместить приятное с полезным с точки зрения учеников и учителей. По своей теме «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования личностных УУД младших школьников на уроках физической культуры» попытаюсь это продемонстрировать. Как интересно организовать уроки физической культуры? Как ученику начальной школы помочь обнаружить свои способности?

Цель данной работы - введение в учебный процесс игровых форм и упражнений практической направленности с включением регионального компонента в содержание уроков физической культуры в соответствии с ФГОС для учащихся 1-4 классов, что позволит учителю увлечь детей творчеством и разнообразить учебный процесс.

В учебно-методическом пособии приводятся игровые приемы и упражнения с целью творческого анализа произведений, что помогает воспитывать у ребенка национальное самосознание, чувство сопричастности к территории, к коллективу, к культуре страны и мира.

Предлагаемые задания могут быть как кратковременными, так и длительными по выполнению.

Почему один ребёнок рассуждает и видит мир как игру, а другой умеет только играть в мобильный телефон? Наверное, всё зависит от реакции на окружающий мир. На уроках физической культуры важно развивать у детей такое отношение к жизни и окружающему миру, которое присуще людям с мировым уровнем и лежит в основе всех видов спортивного состязания. Человек должен воспринимает мир и всё существующее в мире как самоценное. Благодаря такому отношению к жизни, даже самые обычные впечатления могут стать зародышем спортивного творчества, которые побуждают человека работать над собой и окружающими себя людьми.

Приступая к работе, я четко определил задачи:

Внедрять и осуществлять связи теории с практикой на уроках физической, с помощью игровых приемов и упражнений с включением компонентов в соответствии с ФГОС для учащихся 1-4 классов.

Предлагаемая методика может поспособствовать развитию ассоциативно-образного, вариативного мышления детей, таких мыслительных операций, как анализ, , сравнение, сопоставление и др., способствуют созданию выразительных образов.

Условия возникновения и становления опыта.

На этапе начального основного обучения ученики приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе, у них формируется система нравственных ценностей и установок человеческого поведения, прививаются навыки здорового образа жизни. В этот период идет обогащение сознания обучающихся сведениями по истории физической культуры, освоение элементарных двигательных действий. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Мурома "Основная общеобразовательная школа № 12" сформировался творческий педагогический коллектив, стаж работы которых начиная от нескольких лет до двадцати пяти и больше. Среди обучающихся много детей, которые являются представителями полноценных семей и в которых имеется один родитель.

Я пришел работать учителем физической культуры в школу после окончания ВлГУ имени братьев Столетовых. В первый же год педагогической деятельности обратил внимание на то, что появились дети, которые не любят активно двигаться. Кроме этого, выявилась следующая проблема: детией имеют отклонения в состоянии здоровья. В личных делах детей прописанны диагнозы с которыми мне пришлось поработать и выявить, что основные заболевания или их формированиях возможны из-за сидячего образа жизни. Только 60% учащихся не имеют заболеваний.

Причин такой низкой физической активности учащихся немало. Одна из них – это спокойные, малоподвижные игры, в большинстве случаев – компьютерные. Не шумят дети, никому не мешают и родителям дают возможность заниматься своими делами. Поэтому сегодня одна из центральных проблем – это низкая двигательная активность обучающихся.

Дети не занимаются физкультурой, мало двигаются потому, что родители часто не предоставляют им такой возможности. Когда дети вместе с родителями гуляют, то на детских площадках они, как правило, играют сами по себе, не объединяются в группы, и потому общих коллективных игр дети не знают.

Мне хотелось сформировать у учащихся понимание того, что физическая культура станет неотъемлемой частью жизни. Это должно быть заложено в детях с самого раннего детства.

В последние годы снижается уровень физического развития подрастающего поколения. Из порядка 300 учащихся начальной школы 17 человек являются инвалидами детства, 56 человек относятся к подготовительной и специальной медицинским группам, 27 человек обучаются на дому.

По результатам медицинских осмотров, наиболее часто встречаются заболевания костно-мышечной системы (сколиозы, нарушения осанки), органов зрения, заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Первоклассники не умеют, и главное, не любят играть в подвижные игры, некоторые никогда не катались на лыжах и коньках. Большинство не имеют дома спортивного инвентаря и оборудования, не умеют прыгать через скакалку и играть с мячом.

Опыт работы показывает, что одним из самых эффективных методов по формированию личностных УУД младших школьников является сюжетно-ролевая игра. Подтверждает это и анализ выходного анкетирования после проведения с учащимися 1-4-ых классов сюжетно-ролевой урока игры, что у всех (95%) школьников хорошая мотивация к занятиям физической культурой и спортом.


Актуальность и перспективность опыта.

Родители наших учеников хотят, чтобы их дети смогли применять полученные знания на практике. Современный учитель должен сам постоянно учиться, уметь быстро перестроиться, не останавливаться на достигнутом. Учитель – это наставник, воспитатель будущего гражданина, в котором нуждается страна.

Проблема формирования здорового поколения приобрела в настоящее время большую актуальность. Для решения этой проблемы необходимо активизировать физкультурно-спортивную работу с учащимися, с целью воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни.

Современное образование становится всё более личностно-ориентированным. Министр просвещения Васильева Т. С. отметила: «Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе».

В стандартах второго поколения обозначены требования к самообразованию обучающихся, саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системе социальных и межличностных отношений. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Педагог должен учитывать потребности ребенка, вовлекать в активную деятельность всех обучающихся, учить их выражать собственное мнение, развивать самооценку.

Сюжетно-ролевые игры помогают решению поставленных на уроке цели и задач. Во время игры младшие школьники ведут себя естественно и непринужденно, с удовольствием осваивают физические упражнения. Таким образом, ценности предмета направлены не только на развитие физических кондиций учащихся, но и на совершенствование личности школьника. С помощью применения игровых форм, обучающиеся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Групповая работа открывает возможности накопления опыта общественного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления, или руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценностных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и толерантность. Только в групповой работе формируются важные личностные характеристики: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, то есть принятие или неприятие себя как личности. Именно сюжетно-ролевые игры способствуют успешному развитию личностных качеств и формированию системы взаимодействия обучающихся.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей является развитие личности, формирование у обучающихся чувства коллективизма, товарищества, умение распределять социальные роли и повышать мотивацию. Для этого необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности.

Такие формы воздействия на личность школьника, как соревнование и сюжетно-ролевые игры, эффективно и качественно влияют на него.

В процессе обучения учитель физической культуры должен обратить внимание на формирование навыков взаимодействия в группах разного состава, формирование интереса, стимулирование, привлечение внимания, ориентирование в предстоящей деятельности, применение различных ролей и разрешение конфликтов, все это на мой взгляд, способствуют успешному развитию личности.

Теоретическая база опыта.

Основы научных теоретических и практических исследований в области личностных качеств, обучающихся были заложены в трудах таких основоположников отечественной науки, как И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев, В.И. Лях и др.

Физическое и психическое развитие обучающегося неразрывно связаны между собой в едином процессе развития личности. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил сюжетно-ролевой игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, автор отмечал, что в игровой двигательной деятельности развиваются и воспитываются личностные качества ребенка. Пётр Францевич указывал на наличие в сюжетно-ролевой игре определенной цели. Действия в игре должны соответствовать возрасту и умениям ребенка управлять собой, а также вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в ранее изученных упражнениях. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Использование разнообразных игровых форм позволяет повторять ребенку знакомые действия с повышенными требованиями, что способствует сохранению у него интереса к игровой деятельности. Распределение ролей необходимо предоставлять играющим. При этом уделять значительное внимание соблюдению правил игры. Автор предлагает рассматривать сюжетно-ролевые игры, как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания и товарищества. Он рекомендует воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, сдерживать свои чувства и эмоции, управлять своим телом. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, выполнять правила, ценить дружбу и товарищество.

В современных психолого-педагогических исследованиях также отмечается, что подбор и применение упражнений, сопровождающихся разнообразной и повышенной двигательной активностью, обеспечивает единство умственного и физического развития ребёнка.

Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Игра – основной вид деятельности младших школьников. Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин отмечают важную роль сюжетно-ролевых игр для психического развития ребёнка. Развивается мотивоционно-потребностная сфера личности. Знания и впечатления, полученные на таких уроках, обучающиеся пропускают через себя, преобразовывая их, придают им личностный смысл и включают их в свой личный опыт.

Новизна опыта.

Система сюжетно-ролевых уроков и физкультурно–оздоровительных мероприятий в режиме дня школьника отражена в многообразных играх. Набор сюжетно-ролевых уроков составлен в зависимости от возраста учащихся и с учетом прохождения программного материала по предмету, которая продолжает совершенствоваться. Методы, приемы и формы организации обучающихся начальной школы структурированы. Именно личностные качества успешно формируются с помощью сюжетно-ролевой игры.

Проведение игровых уроков и внеурочной деятельности в игровой форме – это трудоёмкая и затратная работа. Ведь к таким видам работы требуется длительная подготовка, зачастую необходимо нестандартное оборудование, которое создается по индивидуальному эскизу, из подручных средств и собственными руками, например, к уроку под названием «Страна прошлого, настоящего и будущего» пришлось изготовить оборудование из бросового мусора, и сами дети сделали немало различных приспособлений и предложили идей. Были приглашены ученики среднего звена исполнять роли «страны прошлого, будущего и настоящего» с нарушением осанки и плоскостопием».

Для детей такие уроки являются уроками-праздниками и запоминаются надолго.


6. Технология опыта.

В дошкольных учреждениях в работе с детьми постоянно используются ролевые игры, поэтому я включаю игру на каждом уроке в начальной школе. четыре раза в неделю веду кружок «Подвижные игры», где мы разучиваем подвижные игры, в том числе и спортивные, а также народов мира. В начальных классах я применяю различные способы организации детей на уроках, как групповые, парные, так и индивидуальные, поскольку эти приемы позволяют в естественной и непринужденной обстановке формировать личностные УУД.

Во время проведения уроков я учитываю недостаточность развития у обучающихся УУД: проявляющиеся в невнимании к объяснению заданий, непонимании цели его выполнения, неумении работать в команде (группе). Учащиеся иногда не могут выделить ключевые моменты в изучаемом двигательном действии. В связи с этим, выполнение движений не всегда происходит точно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества выполнения физического упражнения.

Так именно игра способна стать тем инструментарием, который комплексно обеспечивает:

- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования умений, освоенных в дошкольном периоде;

- развитие младшего школьника, как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям, возрасту и интересам.

Что может быть хуже крика «Ура!» в ответ на информацию учителя, что сегодня урока физкультуры не будет. К счастью, мои ученики всегда огорчаются, если по каким - либо причинам урок отменяется. Но среди учащихся 1-ых классов имеется небольшое количество учащихся, которые на вопрос, «кто хочет остаться в классе?» - отвечают положительно.

Сюжетно-ролевые уроки являются основным мотивационным фактором к занятиям физической культурой и спором. Для определения интереса к предмету в начале учебного года провожу анкетирование. Оно помогает понять учителю уровень мотивации обучающихся. Так же необходимо использовать спокойную музыку при проведении данных уроков, она позволит сконцентрироваться и расслабиться в нужный момент

1 класс:

Путешествия в Сказачную страну, Джунгли, Зоопарк, Физкультминутки, Остров сокровищ и т.д.

2 класс:

Тропой здоровья, Малые олимпийские игры, Физкультминутки, Футбол – король игр, Игры моего двора и т.д.

3 класс:

Защита крепости, Альпинисты, Звериные игры, Физкультминутки, Боулинг – король кегль и т.д.

4 класс:

Мы – футболисты, Светофор, Альпинисты, Гордиев узел, Физкультминутки, Папа, мама, я – спортивная семья и т.д.

Результативность опыта

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, то есть личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Результативность своей работы я проверяла, используя опросники для учащихся первого и четвёртого классов.

Будучи первоклассниками, нынешние выпускники начальной школы считали урок физической культуры уроком отдыха от чтения и письма. Дети не осознавали, что в спортивном зале нужно тоже получать знания, а к овладению новыми умениями относились так: если сначала не получилось, то больше это упражнение делать не буду, так как не сумею. (Приложение 1 – опрос учащихся 1-4-ых классов). Из этого опроса видно, что первоклассники изначально были ориентированы на уроке бегать, соревноваться и играть, то есть реализовать двигательную активность. По итогам тестирования во втором классе была выявлена динамика повышения уровня мотивации. В третьем – школьники научились понимать, для чего необходимо заниматься физической культурой и спортом. Стали формироваться мотивы учебной деятельности и эстетической потребности. А к четвёртому классу я получила результаты, где мотивы для большинства обучающихся учебно-познавательные: «на уроках физкультуры интересно, я учусь новым движениям, получаю знания, умения и навыки, ответы на интересующие меня вопросы».

Используя сюжетно-ролевые уроки, мне удалось добиться следующих личностных результатов, прописанных в рабочей программе В.И. Ляха:

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• формирование уважительного отношения к культуре других народов;

• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

В будущем я планирую использовать:

  • лист саморазвития и самоучителя, который заполняется в конце года с показателями пройденных и найденных материалов учениками;

  • рефлексивное портфолио, в котором, отражены все значимые события для учащегося.


Адресная направленность опыта.

Данный опыт будет интересен для учителей физической культуры, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования и инструкторов по физической культуре ДОУ, так как данное направление обширно и интересно для детского кругозора.


Библиографический список

  • А.И.Лебедева Проектирование современного урока. «Актуальные проблемы реализации ФГОС начального общего образования средствами предметных линий УМК «Школа России». Материалы городской научно-практической конференции. Владимир 2014.

  • Под руководством Л.И.Льняной. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3. Москва «Просвещение» 2012.

  • Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999.

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2007.

  • Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.

  • Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл; Эксмо, 2003.

  • Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.

  • Электронныый ресурс. Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su» Понятие «универсальные учебные действия»

  • Электронный ресурс. Инфоурок. Библиотека материалов.

  • nsportal.ru›Начальная школа›Разное›…-formirovaniya-uud

  • УУД в системе ФГОС: схемы и таблицы. ... Сводная таблица по показателям сформированности универсальных учебных действий

  • Спортивные праздники и физкультурные досуги. Л.М. Алексеев. Ростов-на-Дону. 2005г.

  • Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Вавилова Е.Н. М.: Просвещение, 1981. - 96с., ил

  • Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет. Е.А. Сочеванова. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2008 г.

  • Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М., 2007.

  •  Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников Начальная школа плюс до и после. – 2012.  № 2.  

  • Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда – СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004.

  • Лыготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1999.

  • Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС  Начальная школа плюс до и после. – 2011.  № 10.  

  • Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение». 2009.

  • Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 2005.

  • Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 2004. .

    • Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. М.: Педагогика, 2001.

  • Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. М.: Просвещение, 2004.

  • Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 2004.


  • Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/).

  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/

  • https://multiurok.ru/files/konspiekty-otkrytykh-urokov-1.html

  • https://nsportal.ru/

  • https://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole

  • http://spisok-literaturi.ru/author/lyah-v-i.html

  • Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 30.01.2019).