СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей с ОВЗ в условиях коррекционного детского дома» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моей работы по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей с ОВЗ в условиях коррекционного детского дома» выбрана мною не случайно, поскольку считаю её актуальной и важной для социализации детей в современных условиях.

Просмотр содержимого документа
««Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей с ОВЗ в условиях коррекционного детского дома» (из опыта работы)»

«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей с ОВЗ в условиях коррекционного детского дома» (из опыта работы)


Тема моей работы по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей с ОВЗ в условиях коррекционного детского дома» выбрана мною не случайно, поскольку считаю её актуальной и важной для социализации детей в современных условиях.

Цель: Создание условий для социализации дошкольников с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру.

Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализация следующих задач:

  • совершенствовать в игре приёмы по формированию навыков общения у дошкольников;

  • обогащать в игре знания детей о правилах поведения в социуме;

  • развивать в игре позитивные коллективные взаимоотношения;

  • обогащать в игре жизненный опыт детей, развивать навыки самоорганизации, инициативы и творчества;

  • создавать среду, способствующую проявлению творческой активизации социального опыта дошкольников;

  • внедрять коррекционную направленность игры для детей с ОВЗ.

Решение этих задач социализации посредством сюжетно-ролевой игры направлено на:

  • формирование у детей дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;

  • создание педагогических условий, позволяющих развёртывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры, распределение коррекционного программного материала для детей с ОВЗ;

  • активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей).

Успешная реализация этих направлений даёт возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а, следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным.

Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности ребенка, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Методологический раздел

По мнению многих учёных (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. «Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности». (С.А. Козлова)

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития». (Д.И. Фельдштейн)

По мнению современных учёных, социализация признается как процесс и результат включения ребенка в социальные отношения. Социализация осуществляется путём усвоения ребёнком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки.

Понятие полноценной и успешной «социализации» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые какие-нибудь серьёзные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому воспитатели, работающие с дошкольниками, зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдаётся их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идёт стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет, игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту, интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создаёт зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.

Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять своё место в обществе.

Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.

Основное внимание уделяется серьёзной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляют в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причём, чем старше дети, тем меньше времени у них остаётся для игры.

Для того, чтобы вернуть в детский дом полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят ее педагогические возможности по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Игровая среда является частью развивающей предметной среды в нашей группе.

Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.

Развитие коллективных способов общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются социально приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется социальная компетентность, проявляется новое психологической образование – социальное мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и т. д.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из которых два-три становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно-одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду игры. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» - писал Д.Б. Эльконин.

Ребенок создаёт в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьёз (и хорошо, если его всерьёз принимают взрослые), вкладывает в неё все свои силы и способности и в силу этого, в игре происходит интенсивное развитие его личности. То, что ребенок наблюдает и узнает в совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это он все прочнее и разностороннее усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные отношения. Следует также отметить, что ребенок включён в игру эмоционально двояким образом: он в известной мере переживает совершаемые им социальные функции и действия (помощь больному, строительство дома и др.) и одновременно испытывает радость от игры. Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и окружающей среды.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определённых условий:

  • сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;

  • сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;

  • сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;

  • детально продумана предметно-игровая среда;

  • заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.

Таким образом, в настоящее время я стараюсь уделять внимание непосредственно сюжетно-ролевой игре, как условием успешной социализации ребенка дошкольного возраста.

Изучив литературу по данной теме, мы выделили аспекты сюжетно – ролевой игры:

1. Психологический:

  • Развитие эмоций (по-настоящему испытывают переживания)

  • Формирование чувств (выражают настоящие в процессе переживания, радости, при подражании)

  • Развитие интеллекта (происходит за счёт личного опыта, интереса к событиям жизни)

  • Развитие воображения и творчества (в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни; что облегчает понимание связи между разными явлениями жизни)

2. Социальный:

  • Возможность оказаться в системе взрослых отношений (ориентировка в отношениях между людьми)

  • Усвоение норм и правил общества (понимание действий и поступков, положительных и отрицательных норм, принятых в обществе)

  • Освоение ролевого поведения (принятие на себя разных ролей, выбор для себя симпатизирующих)

  • Осознание своего места в жизни (кем хочется быть в будущем)

3. Коммуникативный:

С помощью речи ребенок учиться:

  • Выражать свои мысли и чувства;

  • Согласовать с партнёром свои действия.

4. Личностный:

  • Социализация (безболезненное приспособление к любому обществу)

  • Поведение (согласование своего поведения с нормами, правилами данного общества)

  • Самооценка (формирование представления о своем «Я»)

  • Самопознание (умение говорить с самим собой, интуитивное познание себя)

  • Преодоление проблемных ситуаций (практическое освоение данных навыков в игровой практике)

Понимание влияния сюжетно-ролевой игры на общее развитие, социализацию ребенка, подготовку его к жизни в будущем и анализ современного состояния детской игры послужили стимулом для возвращения сюжетно-ролевой игры в практику работы дошкольной группы.

1 Этап (подготовительный):

  • Изучение литературы по данной теме, диагностических методик, программы «Детство» (раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается»)

  • Изучение задач и особенностей руководства сюжетно-ролевой игрой на каждом возрастном этапе.

2 Этап (внедрение в практику):

Создание условий:

а) выделение времени в режиме дня;

б) изучение интересов, возможностей детей;

в) создание игровой среды (должна быть динамично изменяющейся)

Обогащение опыта детей

В работе использовались как традиционные приёмы:

  1. Беседа с детьми с целью выявления у них представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.

  2. Чтение художественных произведений. Беседуя о прочитанном мы уточняет обязанности членов экипажа и что кому нужно для работы.

  3. Изготовление атрибутов и игрушек-самоделок, альбомов по тематике игр.

  4. Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, из опыта; при этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказ («Однажды», «В один прекрасный летний день» и т. д.).

  5. Целевые прогулки и экскурсии, на которых дети наглядно знакомятся с профессиями и действиями, которые переносят в сюжетно-ролевые игры.

  6. Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто кем хочет быть в игре. Чтобы дать им возможность действовать самостоятельно, не надо заставлять их делать то, что они не хотят.

Так и приёмы, известные, но мало используемые:

  1. «Сюрпризный момент» (преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры). Используется для того, чтобы заинтересовать детей будущей игрой.

  2. Просмотр фильмов и телепередач по теме игры. Для наглядного представления о событиях, героях, уточнения используемых атрибутов по теме игры.

  3. Просмотр сюжетно-ролевых игр детей других групп, совместное участие, обсуждение.

  4. Посещение экскурсий, выставок

Целенаправленная и планомерная деятельность, позволила достичь следующих результатов:

- у детей развились навыки диалогической речи, умение свободно выражать свои чувства (с 25% в младшем возрасте до 52% в старшем с взрослыми и с 30% до 74% соответственно со сверстниками);

- появились устойчивые взаимоотношения со сверстниками, умение бесконфликтно решать в ходе игры спорные вопросы (с 35% в младшем возрасте до 85% в старшем с взрослыми и с 15% до 74% соответственно со сверстниками);

- дети научились действовать в соответствии с выбранной ролью (с 45% в младшем возрасте до 88% в старшем).

Следовательно, при условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей игра становится формой организации детской жизни, средством формирования детского коллектива, начал общественных качеств личности, т. е. является важным фактором социализации детей на ступени дошкольного детства. Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей, формирование положительных взаимоотношений. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. В этом случае игры будут выполнять функцию упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

При отборе материала по организации сюжетно-ролевой игры мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями.

В подходе к руководству игрой, основное внимание мною уделялось содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», старшие - «космонавта», «строителя», «учителя» и т. п.).

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений (в основном, с профессиями взрослых) требует обязательного подбора игрушек-атрибутов для определённых профессиональных ролей. Например, чтобы дети играли в «Парикмахерскую», мы с детьми рассматривали иллюстрацию «Парикмахер». Изготовили атрибуты для игры, сделали альбом «Причёски для куклы Кати». Затем детям был предложен специальный игровой набор «Детский парикмахер»: флаконы, расчёска, ножницы и др.; то же самое делала в отношении магазина, больницы и т. п.

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль. Он должен понимать, что сейчас в игре он не Егор, а «шофёр». И не только принять, но и обозначить ее для партнёра, чтобы и партнёр понимал, что он сейчас имеет дело не с Егором, а «шофёром» автобуса. Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнёром, как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Владик с Кариной), т. е. уметь развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.

Очень важным является научить детей принимать на себя роль в игре. С этой целью многократно с детьми организовывала игровую среду, создавала такую игровую ситуацию, в процессе которой учила реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), т. е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнёров (например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой», затем «главным врачом» и т. п.). Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли (а желание и возможность включать в игру новых участников есть не всегда).

Строя совместную игру с детьми, постепенно ее усложняю, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирую детей друг на друга, требующей ролевого взаимодействия.

Игру с детьми в «Больницу» начинала таким образом. Достаю заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3-4 предмета - фонендоскоп, шприц, склянку для «микстуры» и палочку, замещающую градусник), надеваю белую шапочку и на виду у детей начинаю играть, «приписывая» себе роль «доктора»: «Буду детей лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница. Павел, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставлю палочку - градусник). Теперь послушаю тебя... У тебя ангина». Пообщавшись таким образом с персонажем-игрушкой, вовлекаю в игру одного из наблюдающих за ней детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц и т. п.): «Даша, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что у вашей дочки болит?». Процедура «лечения» может повториться с 2-3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем воспитатель-доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей (выбрав наиболее продвинутых в игре): «Сашенька, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришёл. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем, игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Артём? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей».

В самостоятельной игре ребенок обычно берет на себя более привлекательную основную роль (доктора), а действия его пока направлены на партнёра-игрушку. Здесь следует внимательно наблюдать за игрой детей; когда цепочка ролевых действий осуществлена ребёнком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты доктор? Лечил больного мишку?» и т. п. Такие «подытоживай» важны для дальнейшего осознанного принятия ребёнком игровой роли, самостоятельного ее называния.

В ходе таких совместных игр своими вопросами стараюсь максимально активизировать ролевую речь детей. Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать ещё более отчётливым, используя особые методические приёмы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры», распределяю роли следующим образом: себе беру основную роль (например, «доктора»), а детям предлагаю одинаковые дополнительные роли («пациентов»). Выбрав спокойное место (за столиками или на ковре кружочком), ввожу смысловую ситуацию и предлагаю роли двоим, вовлечённым в игру детям: «Давайте опять в телефон поиграем, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? ... Больная девочка? Что у тебя болит?». На следующем этапе, вовлекая детей в игру, не только развёртываю «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулирую диалог детей друг с другом.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:

  • Непосредственное руководство играми детей.

  • Создание необходимой игровой среды

Необходимую игровую среду мне помогали создавать в группе мои коллеги – воспитатели и помощники воспитателей. Пошили халатики и шапочки для больницы. Приобрели детские наборы «Поликлиника». Принесли различных кукол, зверюшек и пр.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Вначале большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что медсестра, врач «слушает» дыхание ребенка, «даёт лекарство», «ставит укол» ... Знакомила детей с названиями лекарств, медицинских приборов. Впоследствии играя, дети «ставили укол, давали лекарство, слушали фонендоскопом дыхание и т.д.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу средней группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка и Колобок, весёлый Гномик и Клоун. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.

К 5-6 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если в прошлом году они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, своё представление, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Сюжеты, развёртываемые детьми, стали разнообразнее и сложнее, приобрели многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свёртыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развёртывается в группах до 3-4 человек, причём возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнёрам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была разработана схема наблюдения. В неё включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Результаты наблюдения представляются в сводную таблицу.

Фамилия, имя р­ебенка

Возраст ребенка

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3









4



















Список используемых источников

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 2010.

Бойченко Н. А, Григоренко Г. И, Коваленко Е. И, Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. – К.: Рад. школа, 2014. – 112 с.34

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015.

Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 2010 – 558 с.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2014-272с

Игра с правилами в дошкольном возрасте, - М.; Академический Проект, 2012.

Как играть с ребёнком. – М.; Педагогика, 2010.

Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2011 - №9, с. 98 – 101.

Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная пресса, 2014. – 48 с.

Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 3-е Ростов н/Д.: Феникс, 2018.

Л.С.Выготский. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: - 2005.

Михоленко Н.Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд, испр. – М: Издательство « Гном и Д», 2011. – 96 с.

Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Тверитина Е.Н, Барсукова Л. С; Под ред. Васильевой. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 2012 – 112с.