СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа загородного лагеря "СКАЛОЛАЗ" летняя оздоровительная кампании.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний учебно-тренировочный лагерь «Скалолаз». Кроме того, отдыхая в лагере, дети получают уникальную  возможность в полной мере раскрыть себя, показать свои  неповторимые таланты.  Многообразие видов детской деятельности в учебно-тренировочном лагере  помогает ребёнку найти своё место в жизни, самореализоваться, реально осуществлять свои права и свободы.

Просмотр содержимого документа
«Программа загородного лагеря "СКАЛОЛАЗ" летняя оздоровительная кампании.»

28







Управление образования администрации города Кунгура Пермского края
Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования


«Центр дополнительного образования детей «Дар»




Рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

Методическим Директор ДДЮТиЭ

Советом ______________ Протокол № Т.Б.Пушкарёва

от ________2022 г. ___ _______ 2022 г.






Летний лагерь палаточного типа «Скалолаз»




Авторская программа

«СКАЛОЛАЗ»

срок реализации – 7 дней 1 смена






Автор-составитель: педагог

Мухаматханова

Гулсара Мукимовна











Кунгур, 2022






СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Краткая характеристика участников

5

3.

Педагогическая идея

5

4.

Целевой блок

6

5.

Критерии и способы оценки качества

8

6.

Содержание и средства реализации

9

7.

Кадровое обеспечение

16

8.

Информационно-методическое обеспечение

17

9.

Особенности материально-технического обеспечения

18

10.

Список литературы

20

11.

Приложения к программному документу

23













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важность летней оздоровительной работы с детьми трудно переоценить, так как главная приоритетная его задача заключается в создании оптимальных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей. Эти задачи ежегодно ставятся в постановлении правительства Пермского края «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в 2020 г.» и в приказе управления образования и молодёжной политики администрации г. Кунгура. Это ещё раз подтверждает, что на всех уровнях государственной власти и органов местного самоуправления летней оздоровительной компании отводится важное, приоритетное внимание.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний учебно-тренировочный лагерь «Скалолаз». Кроме того, отдыхая в лагере, дети получают уникальную возможность в полной мере раскрыть себя, показать свои неповторимые таланты. Многообразие видов детской деятельности в учебно-тренировочном лагере помогает ребёнку найти своё место в жизни, самореализоваться, реально осуществлять свои права и свободы.

Скалолазание является одним из молодых видов спорта в нашей стране, но с каждым годом оно получает всё большее признание. Скалолазание – самостоятельный вид спорта, который вышел из альпинизма и долгое время был неразрывно связан с ним. Датой рождения спортивного скалолазания считается 1947 год. Этот увлекательный, зрелищный, красивый вид спорта, появившись более 60 лет назад в России, популярен ныне во многих странах мира. Скалолазание вышло на мировую арену, идет подготовка к переходу на статус «олимпийского вида спорта».

Актуальность. Разработка программы летнего туристического лагеря «Скалолаз» является продолжением учебного процесса по образовательным программам «Скала» и «ЭкстриМал». Занятия спортивным скалолазанием в летний период прекрасная возможность для одних не потерять свою спортивную форму, а для других прекрасная возможность не  попасть под вредное влияние «улицы». «В тренировках нет каникул» - эта формула становится правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом  творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного  и  физического  роста каждого ребенка. Данная программа как раз и предназначена для тех, для кого девиз  «БЫСТРЕЕ»,«ВЫШЕ», «СИЛЬНЕЕ» становится в дальнейшем частью их большой и интересной жизни. Не все из них станут спортсменами или свяжут свою судьбу  со спортом, но, здоровье, сила, твердость духа и знания останутся с ними на всю жизнь.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как способствует гармоничному физическому развитию детей, разносторонней физической подготовленности, способствует укреплению здоровья, а также воспитывает волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов. В программе так же будет прослеживаться патриотическое воспитание. Изучая историю сначала своего города, затем своего родного края мы закладываем в детях основы патриотизма, это первые уровни патриотического воспитания. Нельзя научить детей любить Родину, не научив их любить свой родной дом, край, землю, уважать тех, кто находится рядом. В нашей стране принята вторая программа по патриотическому воспитанию. Сейчас действует программа на 2015-2020 годы. Важность патриотического воспитания подчёркнута на государственном уровне. Программа органично вписывается в единое образовательное пространство учреждения, оставаясь само­стоятельным структурным подразделением, способствующим воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает туристские навыки.


Скалолазание позволяет развить не только ловкость и реакцию, но также и координацию, и логическое, и пространственное мышление. Люди, занимающиеся этим видом спорта, становятся более решительными и настойчивыми в достижении своей цели. Помимо этого, занятия скалолазанием хорошо укрепляют мышцы тела, расположенные в районе спины, живота и плечевого пояса, да и не только. Человек, занимающийся на скале, учится рассчитывать не только на себя, но и на своего напарника, а также настойчиво преодолевать даже, казалось бы, неразрешимые трудности.

Скалолазание легко способно заменить любые подвижные игры для детей и подростков. Все дети любят покорять кажущиеся неприступными вершины. Они лазают по деревьям, постройкам и высоким заборам и пытаются продемонстрировать друг другу свою ловкость. На территории ребята могут заниматься любимым делом, не опасаясь травм и опасных ранений. На протяжении всей тренировки за детьми внимательно наблюдают опытные тренеры.

За последние десятилетия произошли большие серьезные изменения в положении российских детей, здоровье детей неуклонно ухудшилось. Гораздо больше стало детей с хронической патологией. Среди заболеваний, особенно «прогрессирующих», болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов пищеварения, заболевания сердечнососудистой системы. У роста заболеваемости есть, конечно, причины: экологическая ситуация и психоэмоциональная нагрузка на детей с первых дней жизни, гиподинамия, стрессы, учебные перегрузки приводят к истощению, даже к срыву адаптационных механизмов ребенка. Поэтому актуальность оздоровительных мероприятий в период летних каникул становится все более очевидной.

Данная Новизна программы состоит в сочетание оздоровительных, образовательных и социально значимых мероприятий в период работы летнего лагеря. Туристический лагерь палаточного типа «Скалолаз» расположен вблизи камня Ермак, что позволяет осуществлять тренировочный процесс на естественном рельефе.


Программа по продолжительности является краткосрочной, т.е. реализована будет в течение 1 смены. Срок реализации программы с 01 июля по 7 июля 2020 года.

Над реализацией программы летнего туристического лагеря палаточного типа работает педагогический коллектив учреждения МАУДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий».

Разумное сочетание труда и отдыха, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, помогает сбалансировать его мышле­ние и эмоции, укрепить здоровье. Система организованного отдыха благоприятна для детей и подростков, ибо на них воздейству­ют в комплексе педагогические, психологические, медицинс­кие социальные и индивидуальные влияния и связи.

Таким образом, организованный отдых одновременно выполняет развивающую, оздоровительную, культурологичес­кую, психотерапевтическую, коммуникативную функции.

Понятийный аппарат программы.

Воспитание патриотизма – способствовать воспитанию любви к природе и малой родине.

Развитие физических способностей и оздоровление - закалять волю, укреплять психику.

Воспитание коммуникативных навыков – способствовать установлению дружеских отношений и уважение к товарищам.


2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ


Туристический лагерь палаточного типа «Скалолаз» организуется для обучающихся образовательных учреждений в возврате от 10 лет (допускается прием детей с 7 лет, занимающихся в туристских объединениях и имеющих соответствующую физическую подготовку) до 17 лет (включительно). Допускаются дети I и III групп здоровья, имеющие профилактическую прививку от клещевого энцефалита. Количество детей – 40 человек, продолжительность лагеря – 7 дней.


3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ


В течение учебного года с обучающимися проводятся занятия по скалолазанию, спортивному ориентированию и первоначальным туристским навыкам. Одной из форм продолжения занятий в летний период является проведение летних туристических лагерей палаточного типа. Помимо тренировочных занятий по скалолазанию и туризму дети учатся любить природу, закалять волю, укреплять психику, а также дружбе и уважению к товарищам. Наряду с тренировочными занятиями проводятся культурно-массовые мероприятия (экскурсии, игры, конкурсы, соревнования), что помогает воспитанию личности, расширению кругозора. Обучающиеся, увлеченные спортом, показывают лучшие результаты в обучении вследствие более гармоничного развития.




4. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ


Туристический лагерь палаточного типа организуется на период летних каникул с целью поддержания физической формы и навыков, полученных на занятиях в течение учебного года, и укрепления здоровья детей.

Цель: Создание оптимальных условий для организации полноценного отдыха и оздоровления учащихся в летний период. Развивать навыки лазания на естественном рельефе.

Задачи:

обучающие:

  • совершенствовать технику и тактику лазания на естественном рельефе;

  • совершенствовать первоначальные туристские навыки;

  • познакомить с растительным миром и реликтовыми отложениями (камни Ермак, Межевой), расположенных на территории заказника Предуралье.

оздоровительные:

  • способствовать укреплению здоровья, физическому развитию;

  • вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию морально-этических и волевых качеств;

  • способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

развивающие:

  • развить различные формы общения в разновозрастных группах.

  • способствовать развитию творческого потенциала воспитанников;

  • способствовать развитию силы и выносливости у детей.

Основные принципы деятельности туристического лагеря палаточного типа:

1. Самореализация детей и подростков при автономном проживании в условиях природной среды.

2. Включение детей и подростков в реальные социально значимые отношения, которые предполагают труд по самообслуживанию, подготовке и проведении культурных и спортивных мероприятий.

3. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.

4. Тщательно продуманная система мер безопасности, нацеленная на предотвращение ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровья детей.

Жизнедеятельность детей в лагере будет организовываться:

  1. Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности.

  2. Систематическое информирование о результатах соревнований и об участии детей в том или ином деле (соревновательный дух).

  3. Организация различных видов стимулирования участников.


Предполагаемые результаты программы:

За время пребывания в туристическом лагере палаточного типа «Скалолаз» подростку важно овладеть системой следующих знаний и умений:

В сфере спортивного мастерства:

знать:

  • основные приемы лазания на естественном рельефе;

  • узлы: прямой, проводник-восьмерка, встречный, встречная восьмерка,, австрийский, стремя, двойной проводник, академический, брам-шкотовый, штыковой;

уметь:

  • вязать узлы: прямой, проводник-восьмерка, встречный, встречная восьмерка, австрийский, стремя, двойной проводник, академический, брам-шкотовый, штыковой;

  • владеть техникой и тактикой лазания на естественном рельефе;

  • принимать участие в соревнованиях по туризму и скалолазанию.

В сфере общего оздоровления и укрепления организма

знать:

  • основные способы укрепления и сохранения здоровья;

  • правила личной гигиены в лагере;

уметь:

  • адекватно реагировать на неблагоприятные погодные условия;

  • применять элементарные формы самоконтроля;

  • проводить утреннюю физическую зарядку.

В сфере трудовой деятельности и организации туристского быта

уметь:

  • поставить палатку, правильно организовать бивуак;

  • развести костер, с соблюдением правил безопасности и природоохранных норм;

  • правильно и быстро собирать рюкзак;

  • выполнять несложный ремонт личного и группового снаряжения;

  • обращаться с топором и пилой;

  • полностью обслуживать себя в условиях лагеря.

В сфере экологии и природоохранной деятельности

знать:

  • правила поведения в природе;

  • последствия человеческих действий на экологическое равновесие;

  • простейшие приемы тушения лесных пожаров;

уметь:

  • устранять последствия своего пребывания в лесу, на воде.

В сфере организации досуга

знать:

  • правила поведения в коллективе, позволяющие каждому реализовать себя

  • без ущемления прав другого;

  • правила интеллектуальных и подвижных игр;

уметь:

  • сотрудничать с педагогом в разработке сценариев и культмассовых мероприятий;

  • организовать несложные игры и конкурсы среди ровесников и ребят младшего возраста.

В сфере организации безопасности

знать:

  • правила безопасного поведения в природных условиях;

  • причины возможных экстремальных ситуаций и способы преодоления вызываемых ими трудностей;

уметь:

  • правильно применять туристское снаряжение;

  • устраивать укрытия;

  • оказывать простейшую само и взаимопомощь при часто встречающихся травмах и наиболее распространенных заболеваниях;

  • организовать транспортировку пострадавшего с помощью подручных

средств.

Участие в спортивно-туристическом палаточном лагере позволяет подросткам снять физическое и психологическое напряжения организма, ближе познакомиться с родным краем, повысить спортивное мастерство, хорошо отдохнуть, познакомиться со сверстниками. Итоги лагеря будут подведены по результатам соревнований, итогового концерта, активного участия детей в жизни лагеря.


5. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ


Критерии оценки качества реализации программы выявляют те аспекты, которые свидетельствуют о ее результативности, позитивном восприятии программы ее участниками, о качестве деятельности, организуемой для детей и педагогов. Качество реализации программы определяют следующие критерии:

  1. Уровень достижения заявляемых в программе результатов. Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и обще лагерных делах, количество и качество проведённых дел отрядами (организация соревнования между отрядами), участие в практических занятиях.

  2. Уровень удовлетворенности детей от участия в программе. На личностном уровне (система личностного роста): анкеты, опросы, интервью; индивидуальные награды лагеря.

На коллективном уровне (система коллективного роста): ежедневный сбор совета отряда по анализу прожитого дня и обсуждения задач на следующий день.

На самоуправленческом уровне: анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами;

3. Качество реализуемой программы.

4. Анализ дня педагогами.

5. Подведение итогов работы лагеря на совещании педагогов ДОЛ, фото и видеоматериалы.

На уровне педагогического коллектива: ежедневные планёрки.

Количественные показатели реализации программы:

- аналитические отчеты начальника лагеря (заезд детей, адаптационный период, основной период, анализ смены, анализ сезона);

- отчеты специалистов оздоровительного лагеря за смену (педагог-организатор, медицинский работник, воспитатели, инструктор по физической культуре и спорту).



6. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИЯ


Работа в туристическом лагере палаточного типа «Скалолаз» строится с учётом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь поток делится на три основных промежутка времени, три периода. До начала работы лагеря проходит ещё один период подготовительный. Именно в этот период закладывает основы успешного функционирования всей лагерной смены. Главная цель этого периода – создать необходимые условия для успешной работы всей лагерной смены.

Подготовительный период (апрель, май) – 1 этап

  1. Эмоциональный настрой детей и взрослых на летнюю смену;

  2. Анализ прошлых каникулярных смен;

  3. Сбор и обобщение накопленного материала, подготовка методического материала для работников лагеря;

  4. Отбор кадров и издание приказа о проведении летнего лагеря

  5. Написание программы лагерной смены;

  6. Проведение совещаний при директоре по подготовке к летнему сезону;

  7. Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и др.);

  8. Набор желающих в оздоровительный лагерь.

Организационный период (1день) 01 июня – 2 этап

Отличается насыщенностью, определенной и четкой логи­ческой взаимосвязью и последовательностью форм работы.

Цель: раскрыть перспективы деятельности детей в лагере, заложить основы временного детского коллектива, учитывая прошлый опыт детей и основываясь на традициях лагеря.

Задачи: познакомить детей друг с другом, дать возможность каждому проявить и показать себя, выявить интересы, способно­сти, знания детей в различных сферах жизнедеятельности, создать условия для приобретения опыта совместной деятельности в микро группах, создать органы детского со управления.

1. Комплектование отрядов, выборы органов самоуправления.

2. Знакомство детей с программой лагеря на общем сборе.

3. Определение социально-значимых дел для отрядов, корректировка программы, составление планов работы отрядов.

4. Принятие законов и правил.

5.Выбор и разработка символики и атрибутов отрядов.

6.Старт программы.

Основной период (5дней)2- 6 июля – 3 этап

Начинается третий этап после торжественного открытия лагеря. В основной период происходит старт программы и реализуются все поставленные задачи, проводятся мероприятия и занятия.

Цель: создание условий для реализации основной идеи программы примени­тельно к каждому ребенку и закрепление воспитательных результатов, достигнутых при помощи приемов игры в неигровом поведении.

Основная идея этого этапа, заметить каждого ребёнка – предоставить ему возможность проявить себя в различных видах деятельности, создать ситуацию успеха. Межличностные отношения детей 8-17 лет строятся на эмоциональной основе. Поэтому необходимо включать младших школьников в творческую коллективную деятельность, помогать им эмоционально «проживать» свои и коллективные успехи. Воспитателями развивается в подростках «социальная взрослость путём включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность

1-й блок – физкультурно-спортивный

- зарядка

  • спортивные состязания (пионербол, ориентирование, бег, и т.д.);

  • обучающие занятие по туризму и скалолазанию, практические занятия по скалолазанию на естественном рельефе

  • беседы о здоровом образе жизни и т.д.

2-й блок – туристско-краеведческий

- экскурсия в заказник Предуралье, к. Ермак и Межевой;

  • знакомство с палеонтологическими окаменелостями на к. Ермак;

  • туристская полоса препятствий;

  • соревнования по туристской полосе препятствий;

3-й блок – развлекательно-развивающий – досуговый

- развлекательные мероприятия;

- игры на общение и развитие толерантности.

Итоговый период (7 день) 7 июля- 3 этап

Итоговый период отличается особой событийностью, эмоциональной напря­женностью, стремлением к сопереживанию конца лагерной сме­ны, предстоящей разлуки.

Цель: определение степени реализации воспитательных за­дач, уровня сформированности временного детского коллектива.

Задачи: Подвести итоги работы отряда за смену, выявить причины удач и неудач: дать оценку деятельности каждого члена отряда, органам со управления; помочь каждому дать оценку своего развития за смену и определить перспективы на будущее. Во время итогового периода закрепляются сложившиеся тра­диции лагеря, его символика и ритуалы.

Основным событием итогового периода становятся результаты соревнований по скалолазанию и первоначальным туристским навыкам. Подведение итогов соревнований между отрядами – коллективный рост.

Итоговый период также очень важен, дети должны увидеть результаты своей деятельности, сравнить чего добился каждый отряд и каждый ребёнок. Подведение итогов будет происходить ежедневно, и общее подведение итогов в конце работы лагеря.


Воспитательная работа в лагере является неотъемлемой частью воспитательного процесса всего учреждения. Основные блоки в деятельности программы будут физкультурно-спортивный, другой блок туриско-краеведческий и третий досуговый. Все эти блоки тесно взаимосвязаны между собой и помогают детям познавать мир, знакомиться с правилами общения, усваивают социальные нормы поведения.


Направление

Задачи

Формы работы

Физкультурно-спортивное воспитание

  1. Развивать технику и тактику лазания у детей.

  2. Развивать силовую выносливость.


- ежедневные тренировки на естественном рельефе по скалолазанию;

- кроссовый бег;

- соревнования по спортивным нормативам;

-соревнования по скалолазанию на скорость, трудность;


Туриско-краеведческое воспитание

  1. Расширять знания по истории и природе родного края.

  2. Закреплять первоначальные туристские навыки

  3. Вязать узлы: прямой, проводник-восьмерка, встречный, встречную восьмерку, проводник, австрийский, стремя, двойной проводник, академический, брам-шкотовый, штыковой.

- Экскурсии; Конкурс рисунков на тему: «Я и история моего края».


- организация лагеря;

-Соревнования

«Полоса препятствий»;


- конкурс «Весёлый узелок».

Оздоровление детей.

  1. Укрепление здоровья детей.

  2. Формирование умений и навыков заботы о своём здоровье.


  • Утренняя зарядка;

  • правильно организованное питание детей;

  • спортивные соревнования;

  • тематические общелагерные мероприятия;

  • ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;

  • индивидуальная работа с детьми.

Экологическое воспитание.

  1. Формирование у учащихся бережного отношения к родной природе.


  • Знакомство с растительным миром и реликтовыми отложениями к. Ермак и Межевой.

  • Ознакомление с правилами поведения в природе.


  • Экологическая игра: "Я хочу расти и жить на чистой и красивой планете Земля!"

  • Экологический квест.

  • Экологическая игра "Дорогою добра".


Развитие творческих возможностей каждого ребёнка.

  1. Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.

  2. Формирование умения выступать перед зрителями.

  3. Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и возможностей каждого ребёнка.

  • Праздники;

  • концерты;

  • инсценировки и выступления;

  • конкурсы.


Развитие коммуникативных навыков общения.

1. Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей.


  • игры на общение;

  • индивидуальная воспитательная работа с детьми


Прогнозируемый результат: Формируется мотивация ребенка к сохранению собственного здоровья, к ведению здорового образа жизни.

Развивается интерес детей к систематическим занятиям по туризму и скалолазанию, тренируются полезные психофизические качества: ловкость, выносливость, командный дух, сила воли, внимание и т.д. Достигается личностный рост каждого ребенка через активное включение в процесс воспитания, в организационные процессы. Совершенствуются творческие способности детей, осуществляется свободный выбор творческой деятельности, повышается эрудиция детей, умение использовать полученные знания при обмене информацией. Формируется эмоциональный опыт восприятия исторического наследия Российского кинематографа и положительный эмоциональный и психологический опыт взаимодействия детей друг с другом и с педагогами в процессе содержательного освоения сферы свободного времени.

Педагогами - воспитателями будут использоваться следующие методы психологической поддержки детей:

Э м о ц и о н а л ь н ы е:

  • поощрение;

  • игра;

  • создание ситуаций успеха;

  • стимулирующее оценивание;

  • ощущение вовлеченности, сопричастности к жизни своего родного края;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью, через участие в социально-полезной деятельности.

П о з н а в а т е л ь н ы е:

  • формирование познавательного интереса к изучению истории родного края;

  • расширение кругозора воспитанников;

  • поиск общих целей;

  • опора на жизненный опыт;

  • выполнение творческих заданий.

В о л е в ы е:

  • формирование ответственного отношения к истории, культуре и природе родного края;

  • предъявление патриотических норм и требований к поведению учащихся;

  • формирование стремления учащихся сохранять полученные знания по истории родного края;

  • рефлексия поведения;

  • прогнозирование деятельности.

С о ц и а л ь н ы е:

  • развитие желания быль полезным обществу;

  • развитие гражданских и патриотических качеств личности;

  • побуждение на совместную деятельность;

  • создание ситуации взаимопомощи и взаимоподдержки;

  • поиск новых контактов, ориентация на деловое сотрудничество;

  • развитие способности в интересах общего дела отстаивать собственное мнение;

  • заинтересованность в результатах социально-значимой деятельности.



Модель игрового взаимодействия. Все участники разделены на 4 отряда. Отряды выбирают себе название и девиз на туристскую тему.

Общий сбор

ОРГАНЫ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



Совет



Командир

Командир


Командир

Командир



Легион

Форсаж

Соколы

Экстрим



В начале лагеря коллективно составляются, утверждаются и оформляются правила и традиции лагеря. В течение лагеря педагогами фиксируются соблюдения утвержденных пунктов и начисляются баллы. Также баллы можно «заработать» в ходе игр и соревнований. За нарушения правил и несоблюдение традиций баллы снимаются согласно утвержденной системе. По итогу лагеря лучший отряд награждается сладким призом.

Включение детей и воспитанников в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.

Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и обще лагерных делах, количество и качество проведённых дел отрядами (организация соревнования между отрядами), практические занятия.

Анализ дня педагогами.

Подведение итогов работы лагеря на совещании педагогов ДОЛ.

На личностном уровне (система личностного роста): анкеты, опросы, интервью; индивидуальные награды лагеря.

На коллективном уровне (система коллективного роста): ежедневный сбор совета отряда по анализу прожитого дня.

На самоуправленческом уровне: анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами;

На уровне педагогического коллектива: ежедневные планёрки.

В лагере дети обычно работают по составленному плану мероприятий. Каждый день проводится новое мероприятие. Совет разрабатывает и утверждает основные дела. Совет собирается каждый день. Именно совет в конце каждой недели подсчитывает и подводит итоги соревнований между командами.

В совет входят:

- педагог-организатор;

  • командиры отрядов.

Тесное сотрудничество и взаимопомощь во время игры должны сплотить детей разных возрастов. Старшие будут заботиться о младших.

Высшим органом детского самоуправления будет общий сбор. Он соберется 2 раза, перед началом лагеря, чтобы утвердить предложенную программу лагеря и в конце для подведения итогов.

План мероприятий лагеря «Скалолаз»

Дата

Основные мероприятия

1 июля

1. Заезд в лагерь.

2. Размещение по палаткам.

3. Распределение по отрядам.

4. Обед

5. Знакомство с природным объектом – к. Ермак.

6. «Я и история моего края».

7. Отрядные дела (подготовка к открытию лагеря).

8. Открытие лагеря.

9. Игра на знакомство «Веревочный курс2

10.Дискотека.

2 июля

  1. Зарядка.

  2. Занятия по технике скалолазания на камне Ермак.

  3. День комплиментов.

  4. Игра "Я хочу расти и жить на чистой и красивой планете Земля!" (экологическая игра)

  5. Занятие на туристской полосе препятствий

  6. Игра «Граница» - медицина.

  7. Сбор Лидеров.

  8. Игра «Десять Я» - на знакомство

  9. Литературная игра на тему: «Инсценированные сказки»


3 июля

  1. Зарядка.

  2. Соревнования «Быстрее, выше, сильнее» (ОФП)

  3. Экологический квест

4.Занятие по скалолазанию на камне Ермак

5.Занятия по узлам «Применение туриских узлов»

5.Игра «Круг лидера»

6. Игра «Зарница»

7.Игра «Любовь с первого взгляда»

8. Музыкальное мероприятие «Парный поединок»

4июля

1.Зарядка.

2.День добрых шуток.

3.Занятие по скалолазанию на камне Ермак

  1. Экологическая игра: «Дорогою добра».

  2. Занятие на туристской полосе препятствий.

  3. Конкурс рисунков «Мое лето».

  4. Мероприятие «Лесная аптека»

  5. Мероприятие «Джунгли зовут»

  6. Танцевальный конкурс «Star teenager»

5 июля

1.Зарядка.

2.Занятие по скалолазанию на камне Ермак

3.Соревнования по скалолазанию по траверсу

4. Занятия по узлам «Туристические узлы – виды и способы»

5.Ориентирование в заданном направлении.

6.Туристический квест «Школа настоящих туристов»

7.Игра «Тайный друг»

6 июля

    1. Зарядка.

    2. День смеха.

    3. Соревнования по скалолазанию на трудность, техника лазания по естественному рельефу.

    4. Интеллектуальная экологическая игра

«Великолепная семерка»

    1. Развлекательное шоу «Halloween».

    2. Игра «Сценарист»

7июля

  1. День слова «Спасибо!»

  2. Мониторинг.

  3. Награждение участников лагеря. Закрытие лагеря

  4. Отъезд.



Система мотивации и стимулирования участников программы.

Высокий уровень мотивации участников программы обеспечивается благоприятными условиями и социальной комфортностью среды лагеря. Стимулом для успешного освоения программы является конкурс на лучший отряд.

Коллективный рост каждого отряда подводится ежедневно по итогам прошедшего дня. В конце смены будут вручены награды самым активным участникам лагеря.

Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.

Структура учебно-тренировочной работы туристического лагеря палаточного типа предполагает проведение комбинированных занятий на местности, основанных на сочетании теории и практики. Работа в туристическом лагере состоит из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников.

1. Безопасность во время практических занятий. Правила поведение туристов на природе. Порядок развертывания лагеря. Правила установок палаток. Техника безопасности при заготовке дров. Правила переноса брёвен. Правила пользования ножом, двуручной пилой, топором, лопатой. Правило обращения с огнем. Правила устройства безопасного кострища. Правила поведения с костром. Необходимости постоянного контроля за самочувствием. Самоконтроль и взаимоконтроль. Утренний и вечерний туалет. Характерные для туристического лагеря заболевания и травмы, их лечение и профилактика. Защита от комаров и клещей. Этика туриста. Правило свертывание туристического лагеря.

2. Первоначальные навыки, скалолазание. Правила передвижения в природном окружении: зависимость техники движения от конкретной природной обстановки. Снаряжение: веревки, карабины, блоки и полиспасы, страховочная система, самостраховки, каска, рукавицы, опорные петли, восьмерка. Правила вязки применяемых узлов. Отработка технических приемов на пересеченной местности: организация перил для навесной переправы, движения участников по навесной переправе, снятие перил, организация параллельных перил, движение участников по параллельным перилам, переправа маятником через овраг, движение по перилам вброд, по бревну, траверс склона по перилам. 3. Соревнования по туристскому многоборью. Соревнования проводятся в два этапа: 1-й день –Полоса препятствий (первый этап). Набор заданий: переправа в брод по перилам, переправа маятником через овраг, переправа по бревну, навесная переправа, параллельные перила, траверс склона по перилам, вязка узлов, применяемых при организации перил. 2-й день – скалолазание (второй этап). Соревнования проводятся на скорость и на трудность согласно правил проведения соревнований по данному виду спорта. Победители соревнований по каждому виду определяются отдельно.

4. Спортивно-игровая программа. Организация командных игр в футбол, волейбол, пионербол. Личного первенства по бадминтону, шахматам.

5. Досуговые мероприятия представлены различными играми, конкурсами, мероприятиями.

6. Психологические игры. Игры на сплочение. «Веревочный курс». Проведение комплекса психологических игр, раскрывающих потенциальные возможности личности.



8.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. ПАРТНЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В июле 2017 г. в летнем туристическом лагере палаточного типа «Скалолаз» будет работать педагогический коллектив в следующем составе:

Ф.И.О.

Должность

Образование

Пед. стаж

1.

Мухаматханова Г.М.

Ст. Воспитатель

Высшее

23

2.

Решетникова С.С.

Педагог-организатор

Высшее


3.

Печенкина Н.В

Воспитатель



4.

Распономарева С.Н.

Воспитатель



5.

Якушевич Л.С.

Воспитатель

Среднее специальное


Педагогический коллектив возглавляет старший воспитатель, который руководит персоналом. Педагогический коллектив лагеря – это работники Дома детского и юношеского туризма и экскурсий.

Старший воспитатель – отвечает за соблюдение правил технической безопасности, пожарной безопасности, за жизнь и здоровье детей и всех работников лагеря.

Воспитатели – отвечают за выполнение программы лагеря, жизнь детей, их безопасность, помогают детям адаптироваться во временном коллективе.

Педагог-организатор – руководит реализацией программы лагеря, организует и проводит игровые мероприятия, руководит советом.

Персонал лагеря работает в соответствии с должностными инструкциями, разработанными именно для лагеря.

Коллегиальным органом управления лагеря является совещания, которые проводятся до начала смены, во время работы лагеря, и в заключении.

Организация – заявитель МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Кунгура

Поддерживающие организации - «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края».

Руководитель программы – Мухаматханова Гулсара Мукимовна

Срок выполнения программы - 01 июля по 7 июля 2020 года;

Полная стоимость программы: 82 144,67 руб.

Общая стоимость путевки: 3494,41 руб.

Родительский взнос: 1200 руб.

Условия для размещения детей в 3-х и 4-х местных палатках. Питание будет осуществляться в столовой лагеря «Ермак».

Место проведения туристического лагеря палаточного типа «Скалолаз» на территории стационарного оздоровительного лагеря «Ермак» Кунгурского района. Всего будет оздоровлено 40 детей. Продолжительность смены составит 7 дней.



9.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информация о деятельности лагеря доводится до сведения родителей (законных представителей) и общественности путём размещения на официальном сайте МАУ ДО «ДДЮТиЭ» и на информационном стенде. Методическое обеспечение программы:

1. Наличие программы деятельности лагеря, плана-сетки лагерной смены.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

5. Проведение планёрок.

6. Отслеживание результатов и подведение итогов по окончанию реализации программы.

Аналитическая деятельность проводится в течение всей работы лагеря

Анализ реализации программы осуществляется:

1. На уровне педагогов - по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетенции.

2. На уровне воспитанников - по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка, а также достигнутых результатов по окончанию работы лагеря.

Программа разработана в соответствии с документами:

    1. «Конвенция о правах ребенка» от 20.11 1989 г.

    2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.

    3. Закон РФ «Об образовании» ст.51, 54, 56.

    4. Закон «О защите прав ребёнка» ст.10, 11, 12.

    5. Закон Пермской области «Об образовании»

    6. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы лагерей дневного пребывания»

Методическое сопровождение оздоровительно-образовательного процесса в летнем лагере «Скалолаз» укомплектован материалами: методические рекомендации по организации летнего отдыха, воспитательной и творческой работе, сборниками сценариев общих и отрядных мероприятий, подборками игр, коллективных творческих дел, методическая копилка мероприятий ДДЮТиЭ.

До начала лагерной смены проведены инструктивно-методические сборы с педагогами, составлена и разработана необходимая документация (образовательная программа и план работы на смену).

1. Полное название программы: Летний туристический лагерь палаточного типа «Скалолаз»

2. Цель проекта: Создание оптимальных условий для организации полноценного отдыха и оздоровления учащихся в летний период.

3. Тип лагеря (форма проведения лагеря): палаточный

4. Направление деятельности, специфика содержания программы, специализация программы: физкультурно-спортивная и туристско-краеведческая.

5. Краткое содержание программы: Работа лагеря направлена на развитие физической культуры обучающихся, оздоровление обучающихся с учетом возрастных особенностей. Программа состоит из 3 блоков: физкультурно-спортивный, туристско-краеведческий и досуговый, рассчитана на 1 смену, на возраст 8-17 лет.

6. Автор: Дадабаева Г.М.

7. Руководитель: Дадабаева Г.М.

8. Субъект РФ – г. Кунгур, Пермский край

9. Название проводящей организации: МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»

10. Адрес организации: г. Кунгур, ул. К.Маркса, 16

11. Телефон, факс: тел. (34271) 2-82-09.

Место проведения: на территории стационарного оздоровительного лагеря «Ермак» Кунгурского района.

13. География участников: г. Кунгур

14. Количество участников программы: 40 человек

15. Сроки проведения: 30 июня по 6 июля 2017 года

16. Количество смен: 1

17. Кадры: 5 чел.

18. Условия размещения участников: палаточные

19. Официальный язык проекта: русский

20. История осуществления: с 2015 года


10. ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Летний туристический лагерь расположен на территории оздоровительного лагеря «Ермак».

Для организации жилой зоны: жилые палатки, палатка для складирования снаряжения коллективного пользования, палатка для сушки одежды и обуви, специальные мешки для складирования грязного белья. Тип палаток - одно-, двух, трехслойные. Раздельные палатки для мальчиков и девочек, спальные мешки и специальные туристские коврики, навес (тент).

Для административно-хозяйственной зоны: палатка для администрации лагеря, Для санитарно-бытовой зоны: умывальники (1 умывальник на 6-7 человек), мылоуловители, душ с подогревом воды солнечными лучами, тазики для стирки белья и одежды, биотуалеты с рукомойниками.

Коллективное снаряжение: спортивное оборудование (футбольные и волейбольные мячи, бадминтон, шашки, шахматы); туристское снаряжение (каски, веревки, карабины, жумары, страховочные системы и т.д.). Спортивный инвентарь, прошедший контроль; костровое снаряжение, ремонтный набор (нитки и иголки швейные, ножницы), фонарь, компас, музыкальный инструмент, отрядная аптечка (средства первой медицинской помощи), репелленты, индивидуальные электрофонарики, веревки (статические и динамические), жумары, карабины, спусковые устройства.

Личное снаряжение участников лагеря: рюкзак объемом 20 л, перчатки, спальный мешок, коврик (каремат), дождевик, куртка-ветровка, головной убор с козырьком для защиты от солнца, свитер теплый, ботинки туристские, страховочная система, легкая обувь (кеды, кроссовки), нижнее беле (1-2 комплекта), носки теплые (1-2 пары), носки х/б (2-3 пары), брюки спортивные х/б, миска, ложка, кружка, средства личной гигиены: шампунь (в разовых пакетиках), мыло (малого веса), зубная щетка, зубная паста (малого объема)

В распоряжении лагеря имеются:

  • ТСО: экран, ноутбук, DVD-диски, музыкальный центр;

  • канцелярские и хозяйственные товары;


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        1. Для развития личности ребенка:

  • повысить технику и тактику лазания на естественном рельефе у детей;

  • развить общую и скоростную выносливость;

  • удовлетворение потребности в полноценном отдыхе;

  • проявление самостоятельности и взаимоответственности;

  • стабилизация эмоционального фона и повышение самооценки;

  • накапливать социальный опыт, социальное «закаливание»;

  • повышение уровня личностных взаимоотношений в малых группах, между группами, между взрослыми и детьми;

  • желание прийти в лагерь «Скалолаз» на следующий год.


        1. Для педагогического коллектива оздоровительного лагеря:

  • профессиональные компетенции по организации лагерной жизни и свободного времени детей и подростков (деятельность творческих объединений) с учетом их интересов, потребностей, психологических особенностей через создание условий для творческой реабилитации и самореализации;

  • опыт применения альтернативных технологий, работа с гибкими структурами педагогических средств;

  • повышение уровня педагогического мастерства и развитие педагогического сотрудничества.

        1. Для управленческого состава:

          • оздоровление 40 детей и подростков, отдыхающих в лагере;

          • самый важный результат – благополучие детей и подростков:

          • - физическое – отсутствие травм, заболеваний;



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для составления программы


  1. Вараксин В.Н. «Организация отдыха и досуговой деятельности детей»: Пособие для работников детских оздоровительных центров. – М.: Школьная Пресса, 2006.

  2. Абалаков В. М. Основы альпинизма. ФиС, 1958.

  3. Аркин Я.Г., Захаров В.Д., Саратовкин В.Д. Обеспечение безопасности в горах. М.: ЦРИБ «Турист», 1989

  4. Каргина З.А.Практическое пособие для педагога дополнительного образования.- М.: Школьная пресса, 2008. – 95 с.

  5. Кашевин Б.Л. Организация страховки при прохождении горных маршрутов. М.: ЦРИБ «Турист», 1987

  6. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров. - Минобрнауки – октябрь, 2012.- 24 с.

  7. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних лагерей. – Минздрав России – Горно-Алтайская типография, 2010. – 29 с.

  8. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС. 1999. – 176 с.

  9. Школа альпинизма / Сост. П.П. Захаров, Т.В. Степенно. М.: ФиС, 1989.

  10. «О летнем отдыхе и не только» (Организация летнего отдыха детей на базе учреждений дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха / под ред. Ю.П. Кудинова – М.: НИИ семьи, 1997.

  11. «Организация летнего отдыха детей» // Сборник методических материалов. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1999.

  12. Уварова Н.А. «Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей» Методические рекомендации. – Екатеринбург, Дворец молодежи, 2005.

  13. «Система детских и молодежных многопрофильных лагерей» // Вожатый века 2008, №4, зима, с. 5-7.

  14. Соклакова Е. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009, № 1, январь, с. 55-57.




Список литературы для педагогов


  1. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта: учебно-методическое пособие/ Ю.В. Байковский. - М.: ТВТ Девизион, 2010. - 304 с,. ил.

  2. «Детский оздоровительный лагерь: содержание и технологии работы» под ред. Никонова М.Б. – М.: Полиграф Сервис, 1998.

  3. Гинзбург Ф.В., Гинзбург Ю.Ф. «Детский загородный лагерь». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  4. Григоренко Ю.Н. «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – М.: Педагогическое общество России, 2003.

  5. «Загородный летний лагерь. 1-11 классы» / Сост. С.И. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М.: ВАКО, 2006.

  6. Игры в летнем лагере: Для педагогов и организаторов досуга. – Чебоксары: Изд-во «Клио», 1997. - 22 с.

  7. «Кипарис – 7. Учебное пособие». – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  8. Константинов Ю.С. Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 328 с.

  9. «Методических рекомендаций вожатым по прохождению педагогической практики в детских оздоровительно-образовательных лагерях». Методическое пособие для вожатых. – Екатеринбург: ГОУ Центр «Юность Урала», 2009.

  10. Поломис К. Дети на отдыхе. - М.: Культура и традиции, 1995. - 384 с.

  11. Рекут В.А. Лучшие игры для умников и умниц. – М.:РИПОЛ классик, 2007. – 224 с.

  12. Сысоева М.Е. Азбука воспитателя , вожатого оздоровительного лагеря. Учебное пособие. - М.: Московское городское педагогическое общество, 1999. - 192 с.

  13. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. В поход с классом. - М.: Творческий центр, 2004. - 94 с.






Список литературы для детей


  1. Балабанов И.В. Узлы: Для широкого круга читателей. - М.: «Алтай», 1998 г. - 80 с.

  2. Жемчужина Прикамья: По страницам Красной книги Пермской области - Пермь 2003. - 128 с., ил.

  3. Красная книга Среднего Урала: Свердловская и Пермская области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных ирастений - Екатеринбург изд-во Ура. Ун-та, 1996. - 297 с.

  4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Константинова Ю.В. Словарь юного туриста. – М.: ЦДЮТиК, 2003.

  5. Особо охраняемые природные территории Пермской области: Реестр. – П.: Книжный мир, 2002. - 464 с., илл., карт.

  6. Туризм в Пермской области. - Пермь ООО "Раритет-Пермь" , 2002. - 336 с., ил.

  7. Туристская игротека: Игры, конкурсы, викторины. Вып. 4. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.

  8. Энциклопедия туриста.: Справочник - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 г. - 606 с., ил.





















Приложение 1


Режим дня

палаточного лагеря:

09.30 - 10.00 - Подъем, зарядка, водные процедуры.
10.00 - 10.30 - Завтрак.
10.30 - 14.00 - Теоретические и практические занятия по плану.
14.00 - 15.00 - Обед.
15.00 - 16.00 –Тихий час.

16.00-17.00 – Обще лагерное мероприятие. Конкурсы

17.00 - 17.15 - Полдник.

17.00 - 19.00 - Спортивные игры, конкурсы, викторины.
19.00 - 20.00 - Ужин.
20.00 - 22.00 - Культурные мероприятия, праздники, дискотеки.
22.00 - 22.30 –Второй ужин.
23.00 – Фото отчёт.

23.30 - Отбой.








Приложение 2

Список личного снаряжения,

рекомендуемого для проживания в палаточном лагере:

- рюкзак;

- накидка от дождя;

- куртка;
- шерстяной костюм;
- рубашка - 2 шт.;
- шорты, купальный костюм;
- смена белья - 3-4 компл.;
- носки шерстяные - 1 пара; носки х/б - 3-4 пары;
- шапочка солнцезащитная;
- кеды или кроссовки;
- фонарик с запасными батарейками.
- кружка, ложка, тарелка;
- туалетные и гигиенические принадлежности; нитки, иголки, булавки;
- полотенце - 2 шт.;