СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Статья содержит теоретические и методические материалы по физическому воспитанию обучающихся с применением новых видов спорта и технических новинок, таких как скандинавская ходьба. Необходимость создания в обучении и воспитании молодежи здоровьесберегающей среды, привитие навыков здорового образа жизни.
Ключевые слова: общая выносливость, физическое воспитание, обучающиеся, скандинавская ходьба.
Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В настоящее время становится все меньше тех людей, к которым по праву можно отнести это определение. В наш век, возникает необходимость создания в обучении и воспитании молодежи здоровьесберегающей среды, привитие навыков здорового образа жизни. Здоровье подрастающего поколения самый важный ресурс и наша задача-накопление этого ресурса в век высоких технологий. Мало кто уделяет должное внимание этой, поистине ценной, неотъемлемой части человеческой жизни.
Наиболее подверженным негативному влиянию социальной среды контингентом считается обучающаяся молодежь, так как ее представители являются еще не до конца сформировавшимися в физическом отношении индивидуумами.
Система физического воспитания в российских образовательных учреждениях в комплексе основных задач рассматривает создание условий для регулярных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности студентов. Значительные трудности при организации этих занятий связаны с выбором эффективных и доступных средств физического воспитания.
Сегодня перед каждым человеком доступны различные виды физических нагрузок и тренировок. Любой может найти вид спорта по своему состоянию здоровья, физическим возможностям и интересам. С каждым днем различные сайты и спортивная литература предоставляет нам список новых методик и комплексов упражнений для реализации физической деятельности людей.
Анализ научно-методической литературы позволят сделать вывод о том, что у специалистов нет единого мнения относительно средств, применяемых для людей с различными нарушениями. Одни авторы считают приоритетным циклические упражнения аэробной направленности, другие выделяют средства атлетической гимнастики, третьи подчеркивают необходимость использования дыхательных упражнений.
Скандинавская ходьба пришла в нашу страну сравнительно недавно. Скандинавская ходьба – это спортивная ходьба со специально разработанными палками, похожая на ходьбу на лыжах.
Секрет быстрого распространения скандинавской ходьбы заключается в ее простоте. Для занятий ничего не требуется, кроме пары палок. Можно заниматься ею везде, в любой местности: в парке, сквере, на городской улице, в любое время года. Скандинавская ходьба показана практически всем, независимо от возраста, веса, подготовки.
В настоящее время скандинавская ходьба представляет собой вид физкультурно-оздоровительной технологии, с целым комплексом упражнений и метод лечебной физкультуры, со специально разработанными палками. Что позволяют улучшить физическое состояние обучающегося, не зависимо от его пола и физических возможностей.
Данный вид физической нагрузки показан при следующих заболеваниях: остеохондроз; сколиоз; сердечно-сосудистую систему (улучшает ее состояние), заболевания легких (особенно при бронхиальной астме); хронические заболевания спины, плечевого пояса и шеи; психологические проблемы (например, неврозы, депрессия, бессонница); избыточный вес.
Скандинавская ходьба, с медицинской точки зрения, великолепно подходит на занятиях физической культуры, тем более что она имеет ряд преимуществ: занятия проводятся на открытом воздухе, на пример в парке, не далеко от учебного заведения, а не в спортивных залах, что немало важно для обучающихся; данным видом физической нагрузки можно заниматься круглый год, что отличает скандинавскую ходьбу, например, от зимнего вида ходьбы на лыжах.
Таким образом, скандинавская ходьба наиболее подходящая физкультурно-оздоровительной технология для обучающихся образовательных учреждений.
Регулярные занятия скандинавской ходьбой в стандартном режиме учебного процесса: не менее 1-2 раз в неделю с продолжительностью в 30-40 минут и более, дарят радость движения, повышают физический тонус.
Обращение к вопросу включения скандинавской ходьбы в практику физического воспитания обучающихся НМК обусловлено, во-первых, достаточной простатой и доступностью данного вида ходьбы; во-вторых, ростом популярности этого физкультурно-оздоровительного вида в нашей стране.
Научной новизной исследования является определение научных основ включения скандинавской ходьбы в комплекс средств физического воспитания студентов специальной и подготовительной медицинской группы.
Преподаватели физической культуры сталкиваются с вопросом соответствия физической нагрузки, используемой на занятиях, обучающимся, по группам здоровья. Сегодня, обучающиеся делятся на активных, то есть тех, кто ходит в спортивные секции и тех, кто занимается физической нагрузкой только на уроках физической культуры.
Одним из главных показателей двигательной подготовленности обучающихся, тесно связанным с эффективностью деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и с показателями физического компонента их здоровья, является уровень общей выносливости.
Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности. Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. Для развития выносливости в скандинавской ходьбе применяется равномерный непрерывный метод тренировки (циклические, однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности), а также соревновательный.
С сентября 2017 года в образовательный процесс одной из групп отделения специальности «Сестринское дело» были включены занятия Скандинавской ходьбой. Выбор группы был обоснован медицинскими показателями: 15% обучающихся имеют подготовительную группу здоровья, 25% специальную группу здоровья. Непосредственно внедрение скандинавской ходьбы в образовательный процесс происходил в три этапа, предусматривающих решение следующих задач.
Этапы внедрения:
Первый этап:
мотивация обучающихся к занятиям скандинавской ходьбой. Были проведены две лекции-беседы с просмотром учебного фильма об истории скандинавской ходьбы и ее воздействия на организм человека, а также практическое занятие, на котором были рассмотрены основные технические элементы и структура движений.
выявление исходного уровня дыхательной системы обучающихся с помощью применения двух функциональных проб – Генчи и Штанге.
Полученные эмпирические данные и нозологические характеристики позволили определить логику и разработать методические основы включения скандинавской ходьбы в содержание учебных занятий по физической культуре обучающихся колледжа.
На втором этапе работы было включение «Скандинавской ходьбы» в организованную образовательную деятельность (занятия) за счет часов легкой атлетики (20 часов и лыжной подготовки 8 часов), а также проведения соревнований по «Скандинавской ходьбы» среди обучающейся группы во внеурочное время.
На третьем этапе запланирована проверка эффективности педагогических воздействий на развитие обучающихся средствами Скандинавской ходьбы.
Третий этап был запланирован на июнь 2018 года, и теперь мы можем констатировать промежуточные итоги нашей работы: значительная потеря веса у обучающихся, масса тела которых в сентябре превышала норму, а также снижение заболеваемости бактериальными инфекциями и ОРВИ на 1 марта 2018 года по медицинским сведениям.
Представленные научно-методические основы станут основой дальнейшего формирующего эксперимента по включению скандинавской ходьбы в практику физического воспитания и определению эффективности данного вида двигательной активности в решении задач оздоровления, развития обучающихся колледжа.
Результаты исследований:
Хочется отметить высокий уровень заинтересованности обучающихся занятиями Скандинавской ходьбой, новым для них видом двигательной деятельности, общее улучшение самочувствия, стремление к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.
Выводы:
Анализ полученных результатов показывает положительную динамику уровня развития общей выносливости и отражает эффективность применения скандинавской ходьбы как средства развития общей выносливости в процессе физического воспитания обучающихся.
Занятия скандинавской ходьбой позволят повысить эффективность процесса развития общей выносливости у обучающихся, расширят возможности повышать ее уровень и укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы обучающихся в течение учебного года и в период обучения в колледже, что создает фундамент физической подготовленности и здоровья для построения системы физического воспитания.
Список литературы
Акинин, П.В. инновационные разработки в спорте высших достижений / П.А. Акинин // Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: сб. науч. трудов по мат. Всероссийской научно-практической конференции 21-22 апреля 2005 г. – Ставрополь, 2005. – 112 с. – Режим доступа: httt://pfntirfpei.ru/novyj-vid-fizkultury-skandinavskayaxodba.html.
Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, К.Х. Грантынин. – М.:ЮНИТИ,2004.–288 с.
Бака, Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов [Текст] / Р. Бака. – СПб.: Стратегия будущего, 2008. – 140 с.
Полетаева, А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом / А. Полетаева, Е. Рефалюк-Бузовская. – СПб.: Питер, 2013. – 82с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2007. – 479 с.