СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Просмотр содержимого документа
««Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»»

ГРИШИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА, воспитатель МБДОУ «Детский сад №38 «Золотой петушок» города Димитровграда Ульяновской области»

ГРИШИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №38 «Золотой петушок» города Димитровграда Ульяновской области»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Цель работы - выявить эффективность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.

Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - использование народных сказок, как средство развития связной речи дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические основы и факторы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.

2. Выявить уровни сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать содержание и формы педагогической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования народных сказок и оформить результаты исследования.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием развивающих игр и упражнений, основанных на материале русских народных сказок, не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- сказки будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи,

- использовать в повседневной жизни средства языковой выразительности: эпитеты, сравнения, образные словосочетания.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, педагогический эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, педагогический эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является игровая деятельность. Сочетание широкого спектра развивающих игр и обширнейшего развивающего потенциала русских народных сказок может и должно оказаться мощнейшим инструментом развития речи дошкольников.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является игровая деятельность. Сочетание широкого спектра развивающих игр и обширнейшего развивающего потенциала русских народных сказок может и должно оказаться мощнейшим инструментом развития речи дошкольников.

Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала. констатирующий эксперимент: изучения уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста по методике О. Ушаковой, Е. Струниной формирующий эксперимент - применение методики развивающих игр и упражнений, основанной на материале народной сказки контрольный эксперимент - определение уровня развития речи детей обеих групп по окончании формирующего эксперимента

Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.

констатирующий эксперимент: изучения уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста по методике О. Ушаковой, Е. Струниной

формирующий эксперимент - применение методики развивающих игр и упражнений, основанной на материале народной сказки

контрольный эксперимент - определение уровня развития речи детей обеих групп по окончании формирующего эксперимента

Результаты исследования развития речи детей старшего дошкольного возраста в рамках констатирующего эксперимента

Результаты исследования развития речи детей старшего дошкольного возраста в рамках констатирующего эксперимента

Целью формирующего педагогического эксперимента являлось развитие связной речи старших дошкольников посредством применения развивающих игр при ознакомлении с народными сказками.

При разработке комплекса мероприятий использовались следующие источники:

- программы, направленные на развитие речи дошкольников «Развитие», «От рождения до школы», «Радуга»;

- методические рекомендации Е.И.Тихеевой, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.

На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по развитию речи старших дошкольников в процессе ознакомления с народными сказками при помощи развивающих игр.

В ходе формирующего эксперимента, основной упор в работе был сделан на те аспекты развития речи, уровень которых у дошкольников исследуемой группы наиболее низок. В ходе формирующего эксперимента был использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь театральной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Результаты исследования развития речи детей старшего дошкольного возраста в рамках контрольного эксперимента в среднем по группе Динамика результатов диагностики развития речи в среднем по группе

Результаты исследования развития речи детей старшего дошкольного возраста в рамках контрольного эксперимента в среднем по группе

Динамика результатов диагностики развития речи в среднем по группе