муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пышминского городского округа
«Тимохинская начальная общеобразовательная школа»
Сказка как средство воспитания нравственности младших школьников
Исполнитель: Аржанова И.А.,
учитель ОРКиСЭ
с. Тимохинское, 2017
«Сказка как средство воспитания нравственности младших школьников»
Концепция духовно-нравственного воспитания является основой Федерального государственного образовательного стандарта. В ней говорится о приобщенииобучающихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
Проблема нравственного воспитания актуальна на данном этапе развития человечества. Любая эпоха социально-экономического и культурного развития, диктует о необходимости нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости по отношению друг другу, к близким людям. К сожалению, в наше время, дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У них искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. У многих родителей нет времени почитать с ребенком книгу, рассказать сказку. Я считаю это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Таким образом,нравственное развитие и воспитание младших школьников является важной задачей современной образовательной системы.
На пути становления нравственного мира ребенка помогают уроки ОРКиСЭ. Они оказывают положительное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей. Поэтому я рассматриваю сказку как средство воспитания нравственности через систему уроков ОРКиСЭ модуля «Светская этика» в четвертом классе начальной школы.
Тема моего выступления: «Сказка как средство воспитания нравственности младших школьников»
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
развивать и воспитывать в характере каждого ребенка нравственное начало, чувства, чтобы он не вырос безнравственным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила следующие задачи:
развивать у детей интерес к русским народным сказкам;
формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, делать самооценку своего поведения и окружающих;
подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
С русскими народными сказками ребенок знакомится уже вначале своей жизни: в семье и детском саду.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Школьника захватывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Он переутомляется, становится нервным, а сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на поступках героев и мыслях о том, почему добро побеждает зло.
Сказки имеют огромное психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, так как облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Он чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так возникает действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это школьникс радостью встречает и в сказке.
Детскому воображению присуща еще одна потребность. Он хочет подражать окружающим его взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же возможно всё. Он как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Благодаря сказкам у школьника вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться.
Сказка не оставляет школьника равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником всего происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
Следовательно, сказка - правда и вымысел одновременно.
Как говорится в пословице: «Сказка - ложь, да в ней - намек: добрым молодцам – урок».
В своей работе я использую классификацию сказок А.Н.Афанасьева: бытовые, волшебные и сказки о животных.
Сказки о животных
Объектом сказки стал не только человек, но и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, волнующий текст этих сказок.
Эти сказки могут показать:
-что дружба помогает победить зло ("Зимовье");
-как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
-что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Волшебные сказки
Волшебные сказки - это устные рассказы, в которых положительному персонажу помогают сверхъестественные силы, волшебные предметы, чудесные помощники. Чудесными помощниками выступают кошки, собака, другие животные.
Бытовые сказки
Бытовые сказки рассказывают о людях и окружающем их мире. В этих сказках лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Действия и события в них развиваются в пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятные, например: ночью царица идет вместе с вором обкрадывать музей; поп садится на тыкву, чтобы выселить из нее жеребенка… Невероятность таких событий и делает бытовые сказки сказками, а не просто житейскими историями.
Сказки являются эффективным средством передачи положительных черт из поколения в поколение, потому что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, формируют в подрастающем поколении эти черты. Народность является важнейшей характеристикой сказок.
Сказки использую на разных этапах урока: в начале в качестве проблемного задания, в основной части или как способ рефлексии в конце урока. Использую приёмы «придумай название», « придумай окончание сказки», «чему учит сказка», «сделай иллюстрацию к сказке».
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народа, воспитывают чувство доверия ко всем, кто занят честным трудом.
Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, являются основными средствами воспитания нравственности.
Структура сказки:
вступление (завязка)
основное действие
развязка + эпилог (желательно)
сказка должна учить чему-то хорошему
В своей работе я использую такие формы работы на уроках «Основы светской этики» как:
- инсценирование сказок
- выставка рисунков
- сказки по кругу
- просмотр сказок и их обсуждение
- сочинение сказок по иллюстрации
- сочинение собственной сказки совместно с педагогом, родителями
Большое внимание уделяю сочинениям собственных сказок детей совместно с родителями и педагогом.
Детям и родителям предлагаю план работы над собственной сказкой.
План:
1.Время действия
2.Место действия
3.Главный герой
4.Противник
5.Основное событие
6.Помощники главного героя
7. Помощники противника
8. Заключительное событие
Применяем словарь сказочника, эпитеты, устойчивые выражения.
Представляю вашему вниманию творческие работы учащихся:
Говорящая лошадка
Репка
Лесная сказка
Сказка о глухоте
Котик и волшебное яблоко
Сказка про обезьянку
Придумать сказку - это творческое задание (проект), которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у него такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.
Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми, очень интересны, помогают понять их внутренний мир, а выдуманные герои как будто пришли к нам из мира детства. Очень необычно выглядят рисунки к этим сочинениям. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то я предлагаю им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.
Подобрала диагностический материал, который отслеживает уровень воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.
Результат:
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль
— Прослеживается взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась положительная динамика во взаимоотношениях с родителями.
Таким образом, усвоение детьми нравственных норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение, различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть постоянно воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.
Именно такое целенаправленное формирование морального сознания ребёнка, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения и усвоение социально значимых ценностей, и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром народных сказок. Такой процесс воспитания должен быть длительным и непрерывным. Поэтому я продолжу работу в этом направлении.
Из всего выше сказанного считаю, что русская народная сказка является неотъемлемым средством воспитания нравственности младших школьников.
Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…
В конце учебного года планирую создать электронный сборник сказок младших школьников.