СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка как средство воспитания младших школьников

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот доклад раскрывает идею нравственности младших школьников через создание собственнных сказок. Воспитание нравственных, патриотических качеств.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как средство воспитания младших школьников»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пышминского городского округа

«Тимохинская начальная общеобразовательная школа»


















Сказка как средство воспитания нравственности младших школьников

















Исполнитель: Аржанова И.А.,

учитель ОРКиСЭ














с. Тимохинское, 2017


«Сказка как средство воспитания нравственности младших школьников»


Концепция духовно-нравственного воспитания является основой Федерального государственного образовательного стандарта. В ней говорится о приобщенииобучающихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.

Проблема нравственного воспитания актуальна на данном этапе развития человечества. Любая эпоха социально-экономического и культурного развития, диктует о необходимости нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости по отношению друг другу, к близким людям. К сожалению, в наше время, дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У них искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. У многих родителей нет времени почитать с ребенком книгу, рассказать сказку. Я считаю это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Таким образом,нравственное развитие и воспитание младших школьников является важной задачей современной образовательной системы.

На пути становления нравственного мира ребенка помогают уроки ОРКиСЭ. Они оказывают положительное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей. Поэтому я рассматриваю сказку как средство воспитания нравственности через систему уроков ОРКиСЭ модуля «Светская этика» в четвертом классе начальной школы.

Тема моего выступления: «Сказка как средство воспитания нравственности младших школьников»

Исходя из этого, поставила перед собой цель:

развивать и воспитывать в характере каждого ребенка нравственное начало, чувства, чтобы он не вырос безнравственным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • развивать у детей интерес к русским народным сказкам;

  • формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

  • развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, делать самооценку своего поведения и окружающих;

  • подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

С русскими народными сказками ребенок знакомится уже вначале своей жизни: в семье и детском саду.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Школьника захватывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Он переутомляется, становится нервным, а сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на поступках героев и мыслях о том, почему добро побеждает зло.

Сказки имеют огромное психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, так как облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Он чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так возникает действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это школьникс радостью встречает и в сказке.

Детскому воображению присуща еще одна потребность. Он хочет подражать окружающим его взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же возможно всё. Он как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Благодаря сказкам у школьника вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться.

Сказка не оставляет школьника равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником всего происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

Следовательно, сказка - правда и вымысел одновременно.

Как говорится в пословице: «Сказка - ложь, да в ней - намек: добрым молодцам – урок».

В своей работе я использую классификацию сказок А.Н.Афанасьева: бытовые, волшебные и сказки о животных.

Сказки о животных

Объектом сказки стал не только человек, но и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, волнующий текст этих сказок.

Эти сказки могут показать:

-что дружба помогает победить зло ("Зимовье");

-как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

-что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Волшебные сказки

Волшебные сказки - это устные рассказы, в которых положительному персонажу помогают сверхъестественные силы, волшебные предметы, чудесные помощники. Чудесными помощниками выступают кошки, собака, другие животные.

Бытовые сказки

Бытовые сказки рассказывают о людях и окружающем их мире. В этих сказках лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Действия и события в них развиваются в пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятные, например: ночью царица идет вместе с вором обкрадывать музей; поп садится на тыкву, чтобы выселить из нее жеребенка… Невероятность таких событий и делает бытовые сказки сказками, а не просто житейскими историями.

Сказки являются эффективным средством передачи положительных черт из поколения в поколение, потому что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, формируют в подрастающем поколении эти черты. Народность является важнейшей характеристикой сказок.

Сказки использую на разных этапах урока: в начале в качестве проблемного задания, в основной части или как способ рефлексии в конце урока. Использую приёмы «придумай название», « придумай окончание сказки», «чему учит сказка», «сделай иллюстрацию к сказке».

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народа, воспитывают чувство доверия ко всем, кто занят честным трудом.

Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, являются основными средствами воспитания нравственности.

Структура сказки:

вступление (завязка)

основное действие

развязка + эпилог (желательно)

сказка должна учить чему-то хорошему

В своей работе я использую такие формы работы на уроках «Основы светской этики» как:

- инсценирование сказок

- выставка рисунков

- сказки по кругу

- просмотр сказок и их обсуждение

- сочинение сказок по иллюстрации

- сочинение собственной сказки совместно с педагогом, родителями

Большое внимание уделяю сочинениям собственных сказок детей совместно с родителями и педагогом.

Детям и родителям предлагаю план работы над собственной сказкой.

План:

1.Время действия

2.Место действия

3.Главный герой

4.Противник

5.Основное событие

6.Помощники главного героя

7. Помощники противника

8. Заключительное событие

Применяем словарь сказочника, эпитеты, устойчивые выражения.

Представляю вашему вниманию творческие работы учащихся:

  • Говорящая лошадка

  • Репка

  • Лесная сказка

  • Сказка о глухоте

  • Котик и волшебное яблоко

  • Сказка про обезьянку

Придумать сказку - это творческое задание (проект), которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у него такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми, очень интересны, помогают понять их внутренний мир, а выдуманные герои как будто пришли к нам из мира детства. Очень необычно выглядят рисунки к этим сочинениям. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то я предлагаю им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

Подобрала диагностический материал, который отслеживает уровень воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.

Результат:

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль

— Прослеживается взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась положительная динамика во взаимоотношениях с родителями.

Таким образом, усвоение детьми нравственных норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение, различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть постоянно воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.

Именно такое целенаправленное формирование морального сознания ребёнка, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения и усвоение социально значимых ценностей, и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром народных сказок. Такой процесс воспитания должен быть длительным и непрерывным. Поэтому я продолжу работу в этом направлении.

Из всего выше сказанного считаю, что русская народная сказка является неотъемлемым средством воспитания нравственности младших школьников.

Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…

В конце учебного года планирую создать электронный сборник сказок младших школьников.