СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа поможет учащимся 9-10 -ых классов в выполнении индивидуальных проектов.

Просмотр содержимого документа
««Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени»»

Индивидуальный проект

литературе:

«Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени»















































Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава I Сказка и ее мир………………………………………………………4

Глава II Практическая часть…………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………16













































Введение

Сказки играют особую, важную роль в воспитании и развитии ребенка. Это не просто развлекательные истории. Каждая сказка имеет свой смысл и значение. Слушая и читая сказки, ребенок готовится к взрослой жизни, учится находить выход из трудных ситуаций, осваивает новые способы поведения. Сказки затрагивают практически все сферы нашей жизни. Это и помощь в решении простых бытовых вопросов, и обретение желаемых душевных качеств, и постижение сложностей человеческих взаимоотношений. Часто малыш не знает, как правильно поступать в тех или иных случаях. Сказки показывают образцы успешного поведения, вселяют уверенность, помогают различать плохие и хорошие поступки.

Это относится к истинно народным сказкам. Многие признанные классики, писатели и поэты использовали народные сюжеты в своих произведениях. Это любимые всеми сказки ПушкинаАксаковаЖуковскогоЛ.Н. Толстого и А.Н. ТолстогоБажоваПерроАндерсена. Их сказки должны быть знакомы каждому ребенку.

Цель: исследовать жанры сказок.

Задачи:

1. изучить теоретический материал: получить более подробную и углубленную информацию о сказках;

2. провести практическую работу, которая позволит узнать, как сказки популярны у учащихся начальной школы;

Гипотеза: мы считаем, что изучение сказок разных жанров развивает у учащихся творческие способности.





Глава I Сказка и ее мир

Сказка – это очень занимательный рассказ, в котором порой сочетается самое необычное и невероятное. Сказки пришли к нам из глубины веков. Сменялась мода, времена и нравы, а сюжеты сказок оставались прежними, отражая отношения людей между собой, их взаимодействие с окружающим миром, утверждая основные ценности и цели человеческой жизни. Вечная суть сказок — воплощение прекрасных мечтаний человека.

Герои волшебных сказок представляют собой идеальные модели для подражания. Они дают образцы положительных, желаемых качеств и поведения. Четко разграничены мужская и женская роли. Герои в сказках легко справляются со страхом, не теряются в трудных ситуациях, находят выход из любых положений, умеют дружить и привлекать новых друзей. Если они любят, то преданно и верно, все делают ради своей любви. Они самостоятельны и по-хорошему упорны. Герой продолжает сражаться до тех пор, пока не одолеет врага. Героиня проходит через все испытания на своем пути, но не останавливается, пока не достигнет цели.

У ребенка герой волшебной сказки обычно вызывает восхищение, которое и побуждает его подражать, стараться стать похожим на него. В волшебных сказках тот или иной персонаж иногда заколдован, проклят, зачарован и ведет себя не лучшим образом. Он может быть враждебным, агрессивным, пугает и мучает других. Задача героя или героини состоит как раз в том, чтобы избавить от проклятия, снять злые чары, вернуть то доброе и хорошее, что заложено в персонаже. И это всегда удается.

В обычной жизни это состояние соотносится с теми моментами, когда ваш ребенок плохо себя ведет: грубит, дерется, не слушается, делает гадкие вещи. Он как будто заколдован. После того как проблема разрешается тем или иным образом, ребенок возвращается в обычное, нормальное состояние. То есть сказка показывает, что все можно исправить, можно вернуть человеку его хорошие свойства, расколдовать. Родительская любовь, возможность вместе с ребенком понять причины плохого поведения, простить его и вместе исправить ситуацию равносильны снятию злых чар с героя в сказке.

Сказке свойственна некая наивная убедительность, состоящая в том, что герой всегда поступает правильно. Если же он совершает ошибку и попадает в беду, то находит способ выбраться из нее и вернуть утраченное благополучие.

Конечно, если сравнить разные сказки, мы увидим большое разнообразие в этих способах. Одни герои более активны и самостоятельны, другие больше рассчитывают на помощь волшебных существ. В каких-то случаях герою необходимо прикидываться глупым (Иванушка-дурачок), и это правильная линия поведения. В других случаях (Иван-царевич) следует быть очень умным и мужественным. Иногда нужны волшебные помощники или предметы, иногда герой справляется сам. Но именно потому, что герой ведет себя так, а не иначе, он может победить.

Для того чтобы жить в современном человеческом обществе, общаться, дружить, любить, быть успешным, ребенок должен научиться управлять своими чувствами и желаниями. Если желание не одобряется обществом, то возникают чувства страха, вины и стыда, злости. Как справляться с такими чувствами? Ответ содержится в сказках.

Для здорового развития детей сказки необходимы. На самом деле потребность в сказке живет в душе каждого человека, маленький он или взрослый. Эта потребность сопровождает нас всю жизнь. Сказка удовлетворяет желание быть счастливым, выйти за пределы своих возможностей, освободиться от ограничений реальности, обыденного существования. Невозможно созидать и творить, не будучи знакомым со сказками. Недаром замечено, что в семьях, где любят и читают сказки детям, вырастают удивительные, одаренные, творческие люди.

Конечно, в первую очередь ребенок должен воспринимать сказки того народа, к которому он принадлежит. Ценность народных сказок, мифов, легенд объясняется их уникальным содержанием, затрагивающим все области человеческой жизни. Через сказку передаются культурные традиции. Сказки, мифы и легенды своего народа, песни и музыка наполняют волшебством душу ребенка. В них говорит сама старина с ее яркими, глубокими переживаниями, примитивными сильными чувствами. Это могущественный древний «язык», который ребенок понимает и поэтому любит.

Для того чтобы сказка выполняла свою полезную роль и помогала в решении эмоциональных проблем, она должна отвечать некоторым условиям:

  1. уровень страха должен быть переносимым.

  2. в сказке все должно кончаться хорошо (кроме сказок об осторожности и внимательности, где показано, что будет, если не будешь осторожным).

  3. главный герой, тот, с которым читатель себя сравнивает, всегда находит выход из трудных ситуаций, а если страдает, то не очень сильно.

  4. слабые и маленькие должны выйти победителями

Правильно выбранные сказки помогают разрешать различные детские проблемы. У многих детей в разные периоды жизни появляется одна самая любимая сказка, которую они просят читать или смотреть снова и снова. Это очень важная сказка. Дети обычно знают ее наизусть и бурно протестуют, если текст искажается. Это значит, что ребенок занят разрешением того внутреннего конфликта, о котором идет речь в данной сказке. Взрослые должны идти навстречу требованию ребенка и повторять сказку необходимое количество раз, несмотря на то что уже «набили оскомину». Как только конфликт будет разрешен, необходимость навязчивого повторения пройдет. Сказка обладает целительным действием. Сейчас в детской психотерапии есть уже целое направление лечения — сказкотерапия. Ребенок под руководством психотерапевта разыгрывает сюжеты известных сказок, а иногда придумывает их сам.

Главная задача воспитания — помочь ребенку найти свое место в мире. Ему предстоит научиться понимать других людей и быть понятым ими, узнавать самого себя, использовать свои способности и возможности. Чтение сказок очень помогает в этом процессе. Взросление начинается тогда, когда мы можем самостоятельно понимать и разрешать свои проблемы. Целительное действие сказок в том и состоит, что они учат этому.

В нашей стране в последние два-три десятилетия, к сожалению, воспитание подменили образованием. А это совсем не одно и то же. Поэтому сказка остается ведущим способом воспитания человеческих качеств. Играя, слушая сказки, рисуя и проигрывая сюжеты, ребенок готовится к жизни.























Глава II Практическая часть

Родители сочиняли и читали сказки для своих детей во все времена. Многие истории передавались из поколения в поколение. Сегодня люди продолжают рассказывать сказки, хотя и не помнят их авторов.

В огромном разнообразии книг педагоги и психологи советуют выбирать не только современные произведения, но и классические сказки, поскольку они интересны и полезны. Ученые считают, что родители должны читать сказки детям с раннего возраста, потому что они формируют мировоззрение ребенка и развивают его как личность. Также сказки расширяют словарный запас и тренируют память.

Дети, которым читают сказки, учатся говорить связно, красочно и понятно. Им проще выражать свои мысли и эмоции благодаря расширенному словарному запасу. Поскольку книжный язык сложнее разговорного, дети начинают лучше концентрироваться и удерживать свое внимание. Чтение сказок вслух — отличный способ подготовки к самостоятельному чтению. Ребенок, научившийся воспринимать простые сюжеты на слух, легче перейдет к пониманию текста при первых попытках самостоятельного чтения.

В сказках про животных сюжет строится вокруг главных персонажей. В них превалируют активное действие, большое количество диалогов и косвенной речи, которые помогают также тренировать память ребенка. Причем, после первого прочтения ребенок запомнит только персонажей (лису, волка, зайца) и почувствует ритм произведения, а при последующих — простой сюжет и подробности. Таким образом, он тренирует образную и словесно-логическую память. В дальнейшем этот навык пригодится ребенку для пересказа произведений или событий.

Сказки учат детей мечтать, сочинять и способствуют развитию творческих данных, которые изначально есть у каждого человека. В сказках о животных часто присутствуют такие приемы как изменение голоса, притворство, неожиданный испуг, маскировка, которые дети потом могут использовать во время игр с родителями или в детском коллективе.

Развитию фантазии и воображения способствует последующее обсуждение прочитанной сказки. Родители вместе с ребенком могут не только вспомнить сюжет, но и сочинить продолжение истории. Можно домыслить, как, к примеру, выглядела хитрая лиса или какое жилище было у сказочного зайца.

Сказки про животных очень последовательны, а их структура понятна и проста, поэтому дети легко учатся мыслить логически, искать связи между событиями и делать выводы.

Русские сказки и сказки народов мира помогают ребенку узнать о людях разных национальностей, архитектуре и традициях, разных природных условиях. А сказки про животных не только рассказывают о собаках и кошках, лисах и медведях, белках и куницах, но и дают представление об их повадках, характере, о том, как за ними ухаживать и чем кормить, где они обитают и кого боятся. Дети легко запоминают новую информацию, поэтому родители могут выбирать сказки с самыми разными сюжетами, чтобы ребенок смог узнать как можно больше об окружающем мире.

Сказки — отличный способ рассказать ребенку и о разных жизненных ситуациях. Например, в сказках происходят трагедии, детей воспитывают приемные родители, звери получают травмы. Эти события могут сопровождать ребенка и в реальности, но объяснить их природу взрослым бывает сложно. Именно в этом случае на помощь придут сюжеты сказок.

Благодаря сказкам дети учатся разбираться в повседневных вещах, понимать мир, правильно трактовать события, анализировать и искать выход из сложных ситуаций. Детские сказки о животных не дают стандартных решений той или иной проблемы, они прививают навык поиска решения как такового. Сказочный мир достаточно прост, но в сказке обязательно будет затронута одна из важных для ребенка тем — щедрость и жадность, добро и зло, одиночество и дружба.

Животные в сказках чаще всего становятся похожими на людей: они говорят, ходят на двух лапах, одеваются, выстраивают отношения и решают бытовые вопросы. Дети отождествляют себя с героями сказок, поэтому если родителям нужно донести до ребенка, например, определенные правила поведения, они могут найти схожий сюжет, а ребенок уже сам спроецирует ситуацию на себя.

Некоторые эмоции неизвестны и непонятны ребенку в силу отсутствия опыта. Сказки помогают компенсировать недостаток знаний, и подготовить ребенка к правильной реакции на реальные события. Эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное, поэтому родителям стоит читать сказки и для этой цели.

Сказки о животных помогают лучше понимать ребенка. Ему сложно объяснить взрослым, что он чувствует, но его желание слушать одну и ту же сказку, возможно, подскажет, где искать проблемы ребенка. Это может говорить о том, что в реальной жизни малыш испытывает схожие эмоции и чувства. Например, если ребенок постоянно просит прочитать ему «Гадкого утенка», ему может быть неуютно в семье или в детском коллективе.

Слушая сказки или читая их самостоятельно, дети испытывают множество эмоций: боятся, сочувствуют, радуются, веселятся, сопереживают. На это уходит немало сил, поэтому после прочтения дети легко расслабляются и готовы к отдыху или смене деятельности.

Чтение сказок про животных с малых лет развивает в детях любовь к литературе и родному языку. В дальнейшем это станет большим преимуществом в процессах обучения и работы. К тому же чтение — это общение ребенка с родителями, возможность стать ближе, разрешить какие-то конфликтные ситуации и начать лучше понимать друг друга.

Мы решили провести опрос у учащихся 2 «а» класса и узнать, какие же сказки больше нравятся им.


Вопросы для опроса:

  1. Мне больше нравятся сказки о животных.

  2. Мне больше нравятся сказки о людях.

  3. Мне больше нравятся сказки о волшебниках.

  4. Мне больше нравятся сказки о волшебных предметах.

  5. Мне больше нравятся сказки о несуществующих явлениях.

  6. Мне больше нравятся сказки о монстрах.

  7. Мне больше нравятся сказки о передвижении в пространстве.



 Ответы, полученные в ходе опроса:


  1. Мне больше нравятся сказки о животных -10 %

  2. Мне больше нравятся сказки о людях – 7 %

  3. Мне больше нравятся сказки о волшебниках – 24 %

  4. Мне больше нравятся сказки о волшебных предметах – 27 %

  5. Мне больше нравятся сказки о несуществующих явлениях – 10 %

  6. Мне больше нравятся сказки о монстрах – 12 %

  7. Мне больше нравятся сказки о передвижении в пространстве -10 %






 





 


Заключение

В ходе опроса мы пришли к выводу, что учащимся 2 «а» класса нравятся волшебные сказки. Мы считаем, что данный опрос получился именно таким, потому что дети - это категория людей, которая склонна верить в чудеса. Взрослея, к сожалению, мы перестаем верить во что-то хорошее и светлое. Происходит это по разным причинам: мы можем разочароваться в том, во что верили, Дед Мороз оказывается не настоящим, волшебного кольца, которое может переместить нас в другое пространство не существует. Когда мы общались с детьми, некоторые ребята говорили, что им очень нравится, когда родители читают им сказки. А некоторые считают, что они уже взрослые, поэтому читают сами. Мы считаем, что человек должен верить во что-то необычное, потому что есть надежда на то, что где-то далеко есть что-то неизведанное, которое может изменить нашу жизнь. Читайте сказки, потому что благодаря им мы еще остаемся детьми. И пусть все то, что в них написано неправда, мы можем еще фантазировать и удивляться.

























Список литературы:

1.Брауде Л. Ю. К истории понятия "литературная сказка".— Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — М., 1977.

2.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

3. Расскажи мне сказку...: Лит. сказки для детей: Кн. для воспитателей детского сада, детей мл. шк. возраста, родителей. сост. Э. И. Иванова, - М., Просвещение, 1993

4.Руденко Р.В. «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и  семи богатырях» – М.: , ИД «Первое сентября»